iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Аналитика
Первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. 6 апреля 2012 г.
ЖМП № 5 май 2012 /  9 апреля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Спасти семью — спасти страну

Кризис семьи и демографический кризис — это две стороны одной проблемы — вымирания российского общества. Однако у Церкви наработаны предложения по ее решению, и она готова поделиться ими с государством. В частности, созданы и успешно развиваются такие церковные проекты, как центры защиты и поддержки материнства "Колыбель", летние семейные лагеря, ассоциации многодетных семей и т.д. Какие еще меры необходимо предпринять для сохранения семьи и как повысить рождаемость, говорили участники первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства.

Семья должна стать приоритетом государственной политики

С демографической проблемой на переломе столетий столкнулась не только Россия. В подавляющем числе европейских стран уровень рождаемости находится в диапазоне 1,4–1,8 детей на одну женщину. Но особенность российской (как и многих стран постсоветского про странства) действительности в том, что малая рождаемость дополняется высокой смертностью. Россия никак не может достигнуть той демографической черты, когда население будет увеличиваться, а не сокращаться. Если посмотреть на структуру смертности, то хорошо видно, что многие ее причины лежат в кризисе семьи. Так, мы занимаем первое место в мире по подростковым суицидам. По-прежнему миллионы нерожденных детей гибнут от абортов. Статистика по социальным сиротам, подростковому пьянству и смерти молодых людей от наркотиков пополнилась новыми фактами, когда родители убивают своих малолетних детей (Брянск и Новосибирская область). "Конечно, можно пытаться решать эти проблемы политическими и экономическими методами, по всей вероятности, на уровне правительства. Именно это и нужно делать в первую очередь, но без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующейся в семье, успеха не будет, — считает Святейший Патриарх Кирилл. — Сегодня мы должны ясно осознать: разговоры о нравственности — это не просто красивые слова, не просто рефрен, звучащий в церковной проповеди, от которого иногда отмахиваются как от чего-то скучного или даже надоевшего. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше".

Между тем, по данным экспертов, население России ежегодно сокращается на 600–850 тыс. человек. На то, чтобы переломить эту ситуацию, у страны есть всего десять лет, заявил советник Президента России по социальным вопросам Евгений Юрьев. Если же всё оставить как есть, то, по его данным, к 2050 году в России будет жить всего 100 млн. человек. Причем это будет бедное население с низкой производительностью труда и в подавляющей массе пожилое. Кроме того, через десять лет общество во всей полноте ощутит последствия демографической "ямы" 90-х годов и число трудоспособных граждан сократится на 12 млн человек, призывников — на треть, молодых женщин станет в два раза меньше. Если мы хотим, чтобы Россия осталась государством, а не территорией на карте мира, поддержка семьи должна стать общественным приоритетом и одним из важнейших направлений государственной политики. Эта мысль лейтмотивом звучала во всех выступлениях.

Бедность, антисемейная пропаганда и химические аборты

Участники совещания назвали как минимум три аспекта демографической проблемы: социально-экономический, информационный и медицинский. По данным переписи 2010 года, в России приходится 1,47 ребенка на одну семью. Но для поддержания демографического баланса нужно 2,11–2,15 детей на семью. Проблема в том, что с рождением третьего ребенка семья оказывается в бедности с вероятностью 72%. Это означает, что сразу обостряется проблема с жильем, сокращается доход (часто ниже прожиточного минимума) на каждого члена семьи. Ведь в возрасте полутора лет государство перестает платить пособие "по уходу за ребенком", которое заменяется мизерным региональным пособием — всего 4–6% от прожиточного минимума (который равен 6287 рублям в среднем по РФ в месяц). Добавьте сюда огромную очередь в детские сады, высокий банковский процент по кредитам и отказ банков в кредите из-за низкого дохода на членов семьи, смертность мужчин в трудоспособном возрасте (каждая третья семья не имеет мужа), то будут ясны основные экономические причины, по которым женщины не спешат рожать третьего ребенка. У проблемы есть и информационный аспект. "Если проанализировать информационный поток, который сегодня идет на каждого человека через Интернет и телевидение, то можно убедиться в том, что в процентном отношении тема семьи, материнства и детства уступает другим темам. А это означает, что в сознании абсолютного большинства людей, в том числе влияющих на информацию, семья, материнство и детство не являются приоритетом", — считает Святейший Патриарх. Вместе с тем современную масскультуру можно прямо назвать антисемейной — здесь и доказывать ничего не нужно. С экранов телевизоров и компьютеров слышится площадная брань, персонажи шоу-бизнеса в эфире похваляются подробностями своей личной жизни, которые никак не содействуют формированию семьи. А ведь эти люди становятся образцами для подражания, становятся некими кумирами для молодежи. И если кумир похваляется своей безнравственной жизнью, отсутствием семьи, наличием детей от огромного количества партнерш или партнеров, то что это означает? Тем самым молодежи предлагается "пример", как надо себя вести.

Подробнее на угрозе интернет-контента для детей и молодежи остановился президент Благотворительного фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев. По его словам, она имеет два направления. Первое — это детская порно-индустрия. По словам Константина Малофеева, в России рост числа преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних прямо пропорционален увеличению детского порноконтента в Сети. Так, за последние девять лет количество материалов с детской порнографией выросло в 25 раз, а число аналогичных преступлений более чем вдвое. Второе направление — это ресурсы, пропагандирующие потребление наркотиков и призывающие к совершению суицидов. "По данным ГАК, более 40% всех сайтов наркотической тематики в мире ориентированы на русскоязычную аудиторию, — сказал выступающий. — Интернет наводнен информацией, как можно сделать наркотики из доступных препаратов, где их купить. Там же можно узнать, как наиболее эффективно покончить с собой, чтобы никто не успел прийти на помощь. Тут же пропаганда гомосексуализма и других отклонений. Решение проблемы Константин Малафеев видит в создании системы блокирования интернет-ресурсов, представляющих угрозу для детей и молодежи, и фильтрацию сетевого контента в школах. "Сейчас проект закона об этом направлен в правительство и будет внесен в Госдуму",— сказал он.

Сопредседатель церковно-общественного совета по биомедицинской этике протоиерей Димитрий Смирнов указал на медицинский аспект проблемы. По мнению отца Димитрия, в стране по-прежнему существует реклама абортов: она ограничена, но не запрещена. Неделя тишины хотя и узаконена, но не исполняется из-за отсутствия необходимых мер и подзаконных актов. В стране по-прежнему работают центры планирования семьи, в задачу которых, по словам отца Димитрия, входит "борьба с детьми за наши деньги, а международные организации установили жесткую систему контроля над рождаемостью через свои филиалы в лице Российской ассоциации планирования семьи, Всероссийского общества по контрацепции, Российской ассоциации народонаселения и развития и др." По данным выступающего, Минздрав и лично руководящие работники ведут сегодня активную работу по внедрению в повсеместную практику химических абортов, определяя их как благо по сравнению с хирургическими, хотя это принципиально ничего не меняет. Наш резерв — в приоритете семейных ценностей Однако, несмотря на столь печальную демографическую ситуацию, российский народ в целом более привержен семейным ценностям, чем европейцы. По словам Евгения Юрьева, "семья для россиян больший приоритет, чем безопасность или достаток. 96% из них ставит семью на первое место". В чем же состоят резервы повышения рождаемости с точки зрения представителя правительства? Это поддержка многодетных семей (через систему льгот и пособий), которая может "дать" около 60 тыс. человек в год (в 7% многодетных семей растет 17% всех детей). Программы трудоустройства многодетных матерей (гибкие графики работы и т.д.) — 80 тыс. человек, пособие после рождения каждого нового ребенка — 90 тысяч, сады и ясли — 300 тысяч, что в общей сумме ежегодно составляет около 500 тысяч новых граждан.

Необходимо также изменить предубеждение медицинских работников, которые считают женщин после 29 лет "старородящими" и зачастую стараются отговорить их от родов. Хотя в той же Германии немка рожает своего первого ребенка в среднем в 30 лет. Если реализовать все эти  меры, то к 2050 году в России будет жить 147 млн. человек. Кроме того, в России недооценивается очевидное влияние религии на многодетность. Так, по данным всемирного опроса World Values Survey в 86 странах, сегодня в мире многодетных в два раза больше именно среди религиозных людей. Это подтверждается исследованием, которое провела социологическая служба ПСТГУ на трех московских приходах: святого Митрофана Воронежского, святого Николы в Кузнецах и цесаревича Димитрия при 1-й городской больнице. Выяснилось, что среди их прихожан женщин, планирующих родить еще одного ребенка, в четыре раза больше, чем в среднем по стране. Говоря о мерах, которые, по мнению Церкви, необходимо предпринять государству для решения демографической проблемы, Святейший Патриарх Кирилл высказал предложения о необходимости включения времени по уходу за детьми в трудовой стаж многодетных матерей, реорганизация органов опеки, программах трудоустройства многодетных матерей, системе летнего отдыха многодетных семей, создании центров кризисной беременности. Что же касается церковной помощи, то Церковь должна всеми мерами помогать верующим, которые несут благодатный подвиг многочадства. "Полагаю, что мы должны поставить тему многодетной семьи также в центр нашей приходской жизни, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Социальные и приходские программы нам нужно выстраивать таким образом, чтобы они содействовали в том числе поддержке многодетных православных семей. Кроме того, особенно важно уделять внимание воспитанию самих родителей. Следует подумать о создании общественной организации многодетных семей. Нужно поддерживать социальные связи единомышленников, а многодетные семьи — это единомышленники, и даже больше чем единомышленники.  У них не только единые мысли — у них единый образ жизни".

Тему помощи многодетным семьям развил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. По его мнению, для начала нужно определиться, какой смысл вкладывается в понятие "семья". Потому что сегодня семьей называют и сожительство, и союзы, в которых не хотят иметь детей. Семьей называют союзы между однополыми партнерами. "Даже внутри Церкви есть люди, которые не понимают, что такое семья. В наших воскресных, приходских школах это нужно объяснять детям. То, что раньше было всем понятно и привычно, сейчас нуждается в разъяснении", — пояснил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. В то же время система церковной поддержки семьи должна действовать на всех уровнях: общецерковном, епархиальном, благочинном и приходском. И включать в себя материальную поддержку, центры гуманитарной помощи, юридические консультации для многодетных семей на уровне благочиний. Потому что родители часто не знают своих прав, не умеют добиться помощи, которую им обязано предоставить государство. Часто у многодетных матерей за всеми хлопотами нет времени добиться выполнения своих законных прав. Один из наиболее актуальных вопросов для детей из многодетных семей — это их образование. Мама не всегда может уделить каждому своему ребенку должного внимания, и поэтому дети могут отставать в учебе от своих сверстников. Поэтому нужны центры дополнительного образования. У многодетной семьи нет средств на репетиторов, чтобы ребенок смог поступить в престижный вуз, и это несправедливо. Необходимо создавать и во всей Церкви систему детских садов для многодетных семей, а также для семей, где есть дети-инвалиды. Например, такой сад для детей-инвалидов создан в Марфо-Мариинской обители милосердия и пользуется большой популярностью. Мама с ребенком-инвалидом очень часто оказывается одна. Для нее такой детский сад будет большим подспорьем. Детей из детских домов нужно устраивать в семьи, а освободившиеся помещения передать детсадам. В рамках совещания епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и уполномоченный при совете России по правам ребенка Павел Астахов подписали Соглашение по взаимодействию в сфере защиты семьи и интересов несовершеннолетних. Документ включает в себя направления и формы сотрудничества в сфере защиты семьи.

"Убежден, что помощь семье — это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью, — подытожил совещание Патриарх Кирилл. — Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего".

Справка:

В настоящее время на территории России, Украины и Белоруссии действует более 50 церковно-общественных центров защиты материнства, в том числе 8 церковных приютов для беременных и матерей с младенцами. В Москве открыт церковный "Дом для мамы". Более чем в 80 епархиях назначены координаторы по решению задач в сфере защиты материнства. В Екатеринбургской епархии работают семейные клубы, в Пермской —семейные центры, ассоциации многодетных семей есть в Тульской епархии, в Москве и Нижегородской епархии работают курсы по подготовке к родам. Более чем в 20 епархиях проводятся беседы в консультациях с женщинами, желающими сделать аборт. В епархиях работают более 20 лагерей для семейного отдыха, бесплатные приходские юридические консультации.

9 апреля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00