![]()
Встретить Новый год с молитвой в храме
Гражданский Новый год в нашем календаре соседствует с Рождеством Христовым. Как Новый год отмечают пастыри в дни, когда праздник с оливье и мандаринами стал для большинства соотечественников настоящим культом? «Журнал Московской Патриархии» попросил священнослужителей из разных стран рассказать, что для них значит новогодний праздник. PDF-версия.
30 декабря 2021 г. 14:30
Спасаем всем миром С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта. PDF-версия.
5 апреля 2022 г. 16:00
Красная зона врача-литератора «Литература и медицина привели меня к Богу» — так говорит о своем жизненном пути писатель и врач Андрей Убогий. Его всегда волновала тема преодоления смерти, которую он раскрывает в своей прозе, рассказывая о больничных буднях медиков, о страданиях и светлых сторонах жизни. В прошлом году талант писателя был отмечен Патриаршей литературной премией имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Андрей Убогий рассказал о том, чему учит нас пандемия, полезно ли православному человеку получать свидетельства бессмертия души, почему он выбрал хирургию и какое отношение к его произведениям имеет джаз. PDF-версия.
16 марта 2022 г. 16:30
Там, где нужна помощь Хронологически история православного волонтерства в российских лечебных учреждениях не очень протяженна — если не брать, разумеется, дореволюционную эпоху. Началась она в 1990-х годах, когда вместе с сестрами милосердия Свято-Димитриевского сестричества в отделения Первой градской больницы пришли первые добровольцы-москвичи. С тех пор Церковь в лице Синодального отдела по благотворительности и социальному служению наладила четкий механизм каждодневной помощи страдающим людям, который помогают поддерживать тысячи добровольцев в десятках епархий. Как он функционирует, на себе испытал корреспондент «Журнала Московской Патриархии», записавшийся добровольцем в «красную зону» столичного ковид-стационара. PDF-версия.
15 марта 2022 г. 16:00
Услышать сердцем, прозреть ладонями Дом слепоглухих в Пучкове — беспрецедентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьезными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Если Господь дал талант У супруги священника особая жизненная стезя, так как ее муж целиком посвящает себя Церкви. Поэтому ответственность за сохранение домашнего очага, мира в семье и воспитание детей нередко почти полностью ложатся на ее хрупкие плечи. Кроме того, она первая помощница мужа на приходе. Но есть примеры, когда матушки находят в себе силы и желание заниматься еще каким-то делом, важным для Церкви. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с женами священников и узнал, удается ли им совмещать эту многотрудную деятельность с заботами о семье, и как поддержка и молитва супруга помогают справляться с самыми трудоемкими задачами. PDF-версия.
28 декабря 2021 г. 16:30
Владимир Малягин: «Наша вера — не учение, не философия, а сама жизнь» Читателям «Журнала Московской Патриархии» писатель Владимир Малягин известен как драматург, прозаик, сценарист, издатель и преподаватель Литературного института. В этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии. В своем интервью он размышляет о личном опыте церковной жизни, творческом пути, значении и противоречиях современного искусства и проблемах православного книгоиздания. PDF-версия.
15 сентября 2021 г. 13:30
«Реакционный» архиерей Во время хрущевских гонений советская власть активно навязывала Московской Патриархии решения, в корне противоречащие интересам Церкви. В регионах функционеры партийно-государственного аппарата осуществляли подобное давление с помощью епископов для того, чтобы подорвать к ним доверие верующих. Одним из тех, кто сопротивлялся антицерковной государственной политике на Западной Украине в начале гонений в 60-х годах прошлого века, был архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский). PDF-версия.
8 сентября 2021 г. 13:00
Дивеево в кольце большой стройки В решающую стадию вступают работы по формированию паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Рассчитанный на пять лет амбициозный проект — беспрецедентная попытка комплексного решения по развитию больших территорий, осуществляемая совместно государственными и церковными структурами на уровне субъекта Федерации и священноначалия митрополии. Если ее получится реализовать, туристов и паломников по гораздо более качественным по сравнению с нынешними стандартам станут принимать и в Арзамасе, и в Троицкой Серафимо-Дивеевской обители, а закрытый город Саров с Успенским монастырем получат новые перспективы для развития. PDF-версия.
2 сентября 2021 г. 13:00
Святой правитель Древней Руси Александр Невский во все времена был примером для русских людей. Почитание святого благоверного князя началось сразу же после его кончины. Тогда же появилась «Повесть о житии Александра Невского». Однако отношение к святому менялось на протяжении веков. Постепенно из смиренного инока князь становится в общественном сознании святым воином и правителем. Как происходило прославление Александра Невского, какие предпосылки этому способствовали и почему возобладал внешнеполитический аспект личности святого князя, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Фирсов. PDF-версия.
20 августа 2021 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 5 май 2012 /
9 апреля 2012 г.
Спасти семью — спасти странуКризис семьи и демографический кризис — это две стороны одной проблемы — вымирания российского общества. Однако у Церкви наработаны предложения по ее решению, и она готова поделиться ими с государством. В частности, созданы и успешно развиваются такие церковные проекты, как центры защиты и поддержки материнства "Колыбель", летние семейные лагеря, ассоциации многодетных семей и т.д. Какие еще меры необходимо предпринять для сохранения семьи и как повысить рождаемость, говорили участники первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Семья должна стать приоритетом государственной политики С демографической проблемой на переломе столетий столкнулась не только Россия. В подавляющем числе европейских стран уровень рождаемости находится в диапазоне 1,4–1,8 детей на одну женщину. Но особенность российской (как и многих стран постсоветского про странства) действительности в том, что малая рождаемость дополняется высокой смертностью. Россия никак не может достигнуть той демографической черты, когда население будет увеличиваться, а не сокращаться. Если посмотреть на структуру смертности, то хорошо видно, что многие ее причины лежат в кризисе семьи. Так, мы занимаем первое место в мире по подростковым суицидам. По-прежнему миллионы нерожденных детей гибнут от абортов. Статистика по социальным сиротам, подростковому пьянству и смерти молодых людей от наркотиков пополнилась новыми фактами, когда родители убивают своих малолетних детей (Брянск и Новосибирская область). "Конечно, можно пытаться решать эти проблемы политическими и экономическими методами, по всей вероятности, на уровне правительства. Именно это и нужно делать в первую очередь, но без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующейся в семье, успеха не будет, — считает Святейший Патриарх Кирилл. — Сегодня мы должны ясно осознать: разговоры о нравственности — это не просто красивые слова, не просто рефрен, звучащий в церковной проповеди, от которого иногда отмахиваются как от чего-то скучного или даже надоевшего. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше". Между тем, по данным экспертов, население России ежегодно сокращается на 600–850 тыс. человек. На то, чтобы переломить эту ситуацию, у страны есть всего десять лет, заявил советник Президента России по социальным вопросам Евгений Юрьев. Если же всё оставить как есть, то, по его данным, к 2050 году в России будет жить всего 100 млн. человек. Причем это будет бедное население с низкой производительностью труда и в подавляющей массе пожилое. Кроме того, через десять лет общество во всей полноте ощутит последствия демографической "ямы" 90-х годов и число трудоспособных граждан сократится на 12 млн человек, призывников — на треть, молодых женщин станет в два раза меньше. Если мы хотим, чтобы Россия осталась государством, а не территорией на карте мира, поддержка семьи должна стать общественным приоритетом и одним из важнейших направлений государственной политики. Эта мысль лейтмотивом звучала во всех выступлениях. Бедность, антисемейная пропаганда и химические аборты Участники совещания назвали как минимум три аспекта демографической проблемы: социально-экономический, информационный и медицинский. По данным переписи 2010 года, в России приходится 1,47 ребенка на одну семью. Но для поддержания демографического баланса нужно 2,11–2,15 детей на семью. Проблема в том, что с рождением третьего ребенка семья оказывается в бедности с вероятностью 72%. Это означает, что сразу обостряется проблема с жильем, сокращается доход (часто ниже прожиточного минимума) на каждого члена семьи. Ведь в возрасте полутора лет государство перестает платить пособие "по уходу за ребенком", которое заменяется мизерным региональным пособием — всего 4–6% от прожиточного минимума (который равен 6287 рублям в среднем по РФ в месяц). Добавьте сюда огромную очередь в детские сады, высокий банковский процент по кредитам и отказ банков в кредите из-за низкого дохода на членов семьи, смертность мужчин в трудоспособном возрасте (каждая третья семья не имеет мужа), то будут ясны основные экономические причины, по которым женщины не спешат рожать третьего ребенка. У проблемы есть и информационный аспект. "Если проанализировать информационный поток, который сегодня идет на каждого человека через Интернет и телевидение, то можно убедиться в том, что в процентном отношении тема семьи, материнства и детства уступает другим темам. А это означает, что в сознании абсолютного большинства людей, в том числе влияющих на информацию, семья, материнство и детство не являются приоритетом", — считает Святейший Патриарх. Вместе с тем современную масскультуру можно прямо назвать антисемейной — здесь и доказывать ничего не нужно. С экранов телевизоров и компьютеров слышится площадная брань, персонажи шоу-бизнеса в эфире похваляются подробностями своей личной жизни, которые никак не содействуют формированию семьи. А ведь эти люди становятся образцами для подражания, становятся некими кумирами для молодежи. И если кумир похваляется своей безнравственной жизнью, отсутствием семьи, наличием детей от огромного количества партнерш или партнеров, то что это означает? Тем самым молодежи предлагается "пример", как надо себя вести. Подробнее на угрозе интернет-контента для детей и молодежи остановился президент Благотворительного фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев. По его словам, она имеет два направления. Первое — это детская порно-индустрия. По словам Константина Малофеева, в России рост числа преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних прямо пропорционален увеличению детского порноконтента в Сети. Так, за последние девять лет количество материалов с детской порнографией выросло в 25 раз, а число аналогичных преступлений более чем вдвое. Второе направление — это ресурсы, пропагандирующие потребление наркотиков и призывающие к совершению суицидов. "По данным ГАК, более 40% всех сайтов наркотической тематики в мире ориентированы на русскоязычную аудиторию, — сказал выступающий. — Интернет наводнен информацией, как можно сделать наркотики из доступных препаратов, где их купить. Там же можно узнать, как наиболее эффективно покончить с собой, чтобы никто не успел прийти на помощь. Тут же пропаганда гомосексуализма и других отклонений. Решение проблемы Константин Малафеев видит в создании системы блокирования интернет-ресурсов, представляющих угрозу для детей и молодежи, и фильтрацию сетевого контента в школах. "Сейчас проект закона об этом направлен в правительство и будет внесен в Госдуму",— сказал он. Сопредседатель церковно-общественного совета по биомедицинской этике протоиерей Димитрий Смирнов указал на медицинский аспект проблемы. По мнению отца Димитрия, в стране по-прежнему существует реклама абортов: она ограничена, но не запрещена. Неделя тишины хотя и узаконена, но не исполняется из-за отсутствия необходимых мер и подзаконных актов. В стране по-прежнему работают центры планирования семьи, в задачу которых, по словам отца Димитрия, входит "борьба с детьми за наши деньги, а международные организации установили жесткую систему контроля над рождаемостью через свои филиалы в лице Российской ассоциации планирования семьи, Всероссийского общества по контрацепции, Российской ассоциации народонаселения и развития и др." По данным выступающего, Минздрав и лично руководящие работники ведут сегодня активную работу по внедрению в повсеместную практику химических абортов, определяя их как благо по сравнению с хирургическими, хотя это принципиально ничего не меняет. Наш резерв — в приоритете семейных ценностей Однако, несмотря на столь печальную демографическую ситуацию, российский народ в целом более привержен семейным ценностям, чем европейцы. По словам Евгения Юрьева, "семья для россиян больший приоритет, чем безопасность или достаток. 96% из них ставит семью на первое место". В чем же состоят резервы повышения рождаемости с точки зрения представителя правительства? Это поддержка многодетных семей (через систему льгот и пособий), которая может "дать" около 60 тыс. человек в год (в 7% многодетных семей растет 17% всех детей). Программы трудоустройства многодетных матерей (гибкие графики работы и т.д.) — 80 тыс. человек, пособие после рождения каждого нового ребенка — 90 тысяч, сады и ясли — 300 тысяч, что в общей сумме ежегодно составляет около 500 тысяч новых граждан. Необходимо также изменить предубеждение медицинских работников, которые считают женщин после 29 лет "старородящими" и зачастую стараются отговорить их от родов. Хотя в той же Германии немка рожает своего первого ребенка в среднем в 30 лет. Если реализовать все эти меры, то к 2050 году в России будет жить 147 млн. человек. Кроме того, в России недооценивается очевидное влияние религии на многодетность. Так, по данным всемирного опроса World Values Survey в 86 странах, сегодня в мире многодетных в два раза больше именно среди религиозных людей. Это подтверждается исследованием, которое провела социологическая служба ПСТГУ на трех московских приходах: святого Митрофана Воронежского, святого Николы в Кузнецах и цесаревича Димитрия при 1-й городской больнице. Выяснилось, что среди их прихожан женщин, планирующих родить еще одного ребенка, в четыре раза больше, чем в среднем по стране. Говоря о мерах, которые, по мнению Церкви, необходимо предпринять государству для решения демографической проблемы, Святейший Патриарх Кирилл высказал предложения о необходимости включения времени по уходу за детьми в трудовой стаж многодетных матерей, реорганизация органов опеки, программах трудоустройства многодетных матерей, системе летнего отдыха многодетных семей, создании центров кризисной беременности. Что же касается церковной помощи, то Церковь должна всеми мерами помогать верующим, которые несут благодатный подвиг многочадства. "Полагаю, что мы должны поставить тему многодетной семьи также в центр нашей приходской жизни, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Социальные и приходские программы нам нужно выстраивать таким образом, чтобы они содействовали в том числе поддержке многодетных православных семей. Кроме того, особенно важно уделять внимание воспитанию самих родителей. Следует подумать о создании общественной организации многодетных семей. Нужно поддерживать социальные связи единомышленников, а многодетные семьи — это единомышленники, и даже больше чем единомышленники. У них не только единые мысли — у них единый образ жизни". Тему помощи многодетным семьям развил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. По его мнению, для начала нужно определиться, какой смысл вкладывается в понятие "семья". Потому что сегодня семьей называют и сожительство, и союзы, в которых не хотят иметь детей. Семьей называют союзы между однополыми партнерами. "Даже внутри Церкви есть люди, которые не понимают, что такое семья. В наших воскресных, приходских школах это нужно объяснять детям. То, что раньше было всем понятно и привычно, сейчас нуждается в разъяснении", — пояснил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. В то же время система церковной поддержки семьи должна действовать на всех уровнях: общецерковном, епархиальном, благочинном и приходском. И включать в себя материальную поддержку, центры гуманитарной помощи, юридические консультации для многодетных семей на уровне благочиний. Потому что родители часто не знают своих прав, не умеют добиться помощи, которую им обязано предоставить государство. Часто у многодетных матерей за всеми хлопотами нет времени добиться выполнения своих законных прав. Один из наиболее актуальных вопросов для детей из многодетных семей — это их образование. Мама не всегда может уделить каждому своему ребенку должного внимания, и поэтому дети могут отставать в учебе от своих сверстников. Поэтому нужны центры дополнительного образования. У многодетной семьи нет средств на репетиторов, чтобы ребенок смог поступить в престижный вуз, и это несправедливо. Необходимо создавать и во всей Церкви систему детских садов для многодетных семей, а также для семей, где есть дети-инвалиды. Например, такой сад для детей-инвалидов создан в Марфо-Мариинской обители милосердия и пользуется большой популярностью. Мама с ребенком-инвалидом очень часто оказывается одна. Для нее такой детский сад будет большим подспорьем. Детей из детских домов нужно устраивать в семьи, а освободившиеся помещения передать детсадам. В рамках совещания епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и уполномоченный при совете России по правам ребенка Павел Астахов подписали Соглашение по взаимодействию в сфере защиты семьи и интересов несовершеннолетних. Документ включает в себя направления и формы сотрудничества в сфере защиты семьи. "Убежден, что помощь семье — это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью, — подытожил совещание Патриарх Кирилл. — Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего". Справка: В настоящее время на территории России, Украины и Белоруссии действует более 50 церковно-общественных центров защиты материнства, в том числе 8 церковных приютов для беременных и матерей с младенцами. В Москве открыт церковный "Дом для мамы". Более чем в 80 епархиях назначены координаторы по решению задач в сфере защиты материнства. В Екатеринбургской епархии работают семейные клубы, в Пермской —семейные центры, ассоциации многодетных семей есть в Тульской епархии, в Москве и Нижегородской епархии работают курсы по подготовке к родам. Более чем в 20 епархиях проводятся беседы в консультациях с женщинами, желающими сделать аборт. В епархиях работают более 20 лагерей для семейного отдыха, бесплатные приходские юридические консультации.
9 апреля 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|