iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святой Илия. Пророк с мечом в руке
2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.  
1 августа 2019 г. 18:28
Аналитика
икона святителя Иоанна Шанхайского
ЖМП № 5 май 2011 /  25 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Святитель Иоанн (Максимович), Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец: Победитель смерти

Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе. Отчего же так радостно, что воскрес Христос? Отчего не умом только, но еще больше сердцем ощущается нами Христово Воскресение? Не за Себя, а за нас страдал Христос. Нас ради пришел Он на землю, седя на Божественном Небесном Престоле. Истинный Бог, Творец всего мира, сошел Он к отпадшему от Него роду человеческому. Источник жизни дал Себя умертвить, чтобы жизнь вечную дать смертным людям. Превечная Истина и Праведный Судия вселенной осужден был неправым судом как обманщик, хотя всех учил истине и правде. Не казалось ли тогда всем, что зло победило в мире, что потухла последняя искра правды, что смерть торжествует над жизнью? Что настала тьма беспросветная и не будет больше света? Даже солнце померкло, когда висел на кресте безгрешный Спаситель. А когда после погребения Его настала темная ночь, верным Ему казалось, что настал конец Божия мира. Но воскрес Христос, и вселенная озарилась светом.

Победила истина, побеждена ложь. Низвергнуто зло, торжествует правда, разорваны узы смерти, раскрылись врата вечной жизни.

У верой и благоговением встречающих Священную Пасху невыразимой радостью наполнены ныне души, благодатный мир касается сердец их. Далеко отбегают все скорби и печали, светлыми становятся даже страдания и невзгоды. Таинственно предвкушается Божественная Трапеза в грядущем вечном славном Царствии Божием. Хотелось бы, чтобы не прекращались те блаженные часы, чтобы бесконечно продолжались ночь и день Святой Пасхи. Как апостолы на Фаворе, готовы мы тогда воскликнуть: Господи, добро есть нам зде быти! (Мф. 17, 4). Но не бывает ли, когда все ликует, сердце наше покрыто облаком, а иногда и наполнено печалью? Как бы то ни объясняли, какие бы ни находили причины, едина есть истинная: сердце наше нечисто.

Если поколебались мы в вере, если в душу нашу вошли сомнения, если отпали или отошли от Церкви, подобно первосвященникам иудейским, — отгоняем от себя мысль о Воскресшем Христе, ибо страшно нам Воскресение Христово. Если совершили тяжелый грех и обличает нас совесть в неверности Христу и Его заповедям — лежит на сердце нашем камень, заграждающий вход в него свету Воскресения. Если мы погрузились в дела житейские и им отдали свое сердце — не ощущает оно полной радости. Особенно если есть у нас неприязнь или, еще хуже, вражда к ближним, если осуждаем их и превозносимся над ними — не можем радоваться встрече с Воскресшим Господом. Тогда в День Воскресения или сомневаемся, подобно поколебавшимся ученикам, или не верим, как Его враги, или подсознательно не желаем с Ним встречи.

Но отбросим от себя все сомнения, принесем покаяние! Друг друга обымем, ненавидящих нас простим и радостно возопиим: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Воскресаем мы сперва душой, чтобы после воскреснуть и телом. Как жизнь Адама после греха омрачилась ожиданием и сознанием смерти, так после Воскресения Христова у верующих в Него жизнь озаряется ожиданием и предвкушением своего будущего воскресения. Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его благости. Укрепляет наши души и тела Божественными Своими таинствами, исполняет с верой возносимые Ему молитвы, утешает нас в скорбях наших, наполняет нас иногда невыразимым умилением и теплотой духовной после благоговейного причащения Его Таин или усердной молитвы. Всякое добро дарует Он нам еще в жизни сей, ибо жив Он, попрал смерть и воскрес из мертвых.

Попускает Господь Церкви Своей претерпевать иногда напасти, но и тогда сияет она своим благодатным светом! «Аз с вами есмь, – сказал Господь, – во вся дни до скончания века». (ср.: Мф. 28, 20). Во вся дни до скончания века с нами Воскресший, а наипаче в дни Святой Пасхи.

Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, Победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью.

Сохраняя в себе благодатный дар причастия, мы имеем залог и предначатие вечной блаженной жизни души и тела.

Мы молимcя, еще лишь начиная готовитьcя к поcту и затем неоднократно в течение Великого поcта: чтобы Гоcподь cподобил наc приобщитьcя в нощь Святой Пасхи. Оcобенно дейcтвует тогда благодать Божия на cердца людей. Мы приобщаемся тогда Хриcта Воcкреcшего, делаемcя учаcтниками Его Воcкреcения.

Пуcть никто не уходит из Церкви преждевременно, торопяcь вкуcить мяcа животных, вмеcто того чтобы вкуcить Пречиcтых Тела и Крови Хриcтовых.

Текст подготовлен протоиереем Петром Перекрестовым.

25 апреля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00