iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00
Аналитика
Фото ЮГА.ру
ЖМП № 8 август 2012 /  13 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Церковная социальная деятельность будет систематизирована

В комиссии Межсоборного присутствия по социальной деятельности и благотворительности создана рабочая группа для подготовки документа, призванного организовать и систематизировать церковную работу с малоимущими.

Сегодня, по официальным данным, за чертой бедности в России живет примерно 10–12% населения. Большинство из них — инвалиды, многодетные семьи, жители сел и малых городов. "Важным для государства является создание условий для того, чтобы у людей появилась возможность достойно зарабатывать, а не работать одновременно на нескольких работах, оставив тем самым в стороне семейную жизнь и воспитание детей, — сказал на круглом столе, посвященном церковной помощи малоимущим, председатель комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия митрополит Калужский и Боровский Климент. — Что касается церковной помощи бедным, то она оказывается сегодня практически на каждом приходе. Но пока она разрозненная".

"В одной из проповедей Святейший Патриарх Кирилл отметил: "Церковь научилась говорить языком богатых, теперь она должна научиться говорить на языке бедных". "Но говорить на этом языке не значит только проповедовать Евангелие. Говорить — это значит понимать этих людей, понимать их нужды и отвечать на эти нужды, помогать им, — считает председатель Отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. — Это делается сейчас, но делается недостаточно. У нас около 30 тыс. приходов, а в базе данных социального служения зарегистрировано всего 2509 социальных церковных учреждений".

Документ по работе с малоимущими должен определить, кого считать таковыми, как соотносится понятие "бедность" с ростом потребления, должно ли различаться отношение к трудоспособным малоимущим и к тем, кто не способен обеспечить себя сам. В нем будут рекомендации по предпочтительным формам помощи на различных уровнях — приходском, епархиальном и общецерковном. При этом очень важно определить те варианты помощи, которые проще всего организовать: склады помощи, группы милосердия, патронажные службы, службы ухода за детьми многодетных семей. Документ также предложит механизмы взаимодействия Церкви с государством и обществом в борьбе с бедностью. Например, каким образом государственные социальные структуры могут участвовать в поиске средств для благотворительных столовых, в предоставлении помещений для хранения одежды и транспорта для ее перевозки.

Сегодня малоимущим в Церкви помогают 245 организаций, на помощи многодетным специализируются — 178, неполным и неблагополучным семьям — 76. Эта помощь включает в себя самые разные формы: продуктами, вещами, это юридические услуги, психологическая и медицинская помощь, репетиторство и бытовые услуги, бесплатные паломнические поездки. На некоторых приходах есть и такие формы, как салон по прокату свадебных или вечерних платьев и поддержка юных дарований из многодетных семей.

У Церкви есть большой ресурс для осуществления помощи бедным, уверен председатель Отдела по благотворительности: "Но такую деятельность должны организовывать священники, потому что без батюшки, без настоятеля внутри церковной общины ничего сделать нельзя. Однако необходимо учитывать, что сами священники не могут всегда ходить в больницы, чтобы ухаживать за больными, у них есть дела проповеди, дела миссионерства. И к этому служению нужно привлекать мирян".

Участники рабочей группы хорошо понимают, что помощь малоимущим должна включать не только материальную составляющую, но и программы занятости, организацию бесплатных занятий и курсы повышения квалификации, помощь многодетным родителям в уходе за детьми, чтобы у них оставались время и силы работать. Например, в настоящее время распространяется новый вид волонтерства, когда детей из малообеспеченных и многодетных семей готовят в вуз добровольцы-педагоги. Ведь высшее образование даст шанс таким детям самим вырваться из бедности и помочь всей семье.

Однако, занимаясь этой важной и нужной работой, необходимо исходить из концептуальной общецерковной точки зрения на решение проблемы бедности, которую сформулировал епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Решить ее возможно, только воспитав в людях потребность и желание помогать тому, кто живет хуже, чем ты сам. И если это станет правилом жизни для большинства, число бедных в нашей стране заметно сократится.

13 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00