iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Аналитика
Фото ЮГА.ру
ЖМП № 8 август 2012 /  13 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Церковная социальная деятельность будет систематизирована

В комиссии Межсоборного присутствия по социальной деятельности и благотворительности создана рабочая группа для подготовки документа, призванного организовать и систематизировать церковную работу с малоимущими.

Сегодня, по официальным данным, за чертой бедности в России живет примерно 10–12% населения. Большинство из них — инвалиды, многодетные семьи, жители сел и малых городов. "Важным для государства является создание условий для того, чтобы у людей появилась возможность достойно зарабатывать, а не работать одновременно на нескольких работах, оставив тем самым в стороне семейную жизнь и воспитание детей, — сказал на круглом столе, посвященном церковной помощи малоимущим, председатель комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия митрополит Калужский и Боровский Климент. — Что касается церковной помощи бедным, то она оказывается сегодня практически на каждом приходе. Но пока она разрозненная".

"В одной из проповедей Святейший Патриарх Кирилл отметил: "Церковь научилась говорить языком богатых, теперь она должна научиться говорить на языке бедных". "Но говорить на этом языке не значит только проповедовать Евангелие. Говорить — это значит понимать этих людей, понимать их нужды и отвечать на эти нужды, помогать им, — считает председатель Отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. — Это делается сейчас, но делается недостаточно. У нас около 30 тыс. приходов, а в базе данных социального служения зарегистрировано всего 2509 социальных церковных учреждений".

Документ по работе с малоимущими должен определить, кого считать таковыми, как соотносится понятие "бедность" с ростом потребления, должно ли различаться отношение к трудоспособным малоимущим и к тем, кто не способен обеспечить себя сам. В нем будут рекомендации по предпочтительным формам помощи на различных уровнях — приходском, епархиальном и общецерковном. При этом очень важно определить те варианты помощи, которые проще всего организовать: склады помощи, группы милосердия, патронажные службы, службы ухода за детьми многодетных семей. Документ также предложит механизмы взаимодействия Церкви с государством и обществом в борьбе с бедностью. Например, каким образом государственные социальные структуры могут участвовать в поиске средств для благотворительных столовых, в предоставлении помещений для хранения одежды и транспорта для ее перевозки.

Сегодня малоимущим в Церкви помогают 245 организаций, на помощи многодетным специализируются — 178, неполным и неблагополучным семьям — 76. Эта помощь включает в себя самые разные формы: продуктами, вещами, это юридические услуги, психологическая и медицинская помощь, репетиторство и бытовые услуги, бесплатные паломнические поездки. На некоторых приходах есть и такие формы, как салон по прокату свадебных или вечерних платьев и поддержка юных дарований из многодетных семей.

У Церкви есть большой ресурс для осуществления помощи бедным, уверен председатель Отдела по благотворительности: "Но такую деятельность должны организовывать священники, потому что без батюшки, без настоятеля внутри церковной общины ничего сделать нельзя. Однако необходимо учитывать, что сами священники не могут всегда ходить в больницы, чтобы ухаживать за больными, у них есть дела проповеди, дела миссионерства. И к этому служению нужно привлекать мирян".

Участники рабочей группы хорошо понимают, что помощь малоимущим должна включать не только материальную составляющую, но и программы занятости, организацию бесплатных занятий и курсы повышения квалификации, помощь многодетным родителям в уходе за детьми, чтобы у них оставались время и силы работать. Например, в настоящее время распространяется новый вид волонтерства, когда детей из малообеспеченных и многодетных семей готовят в вуз добровольцы-педагоги. Ведь высшее образование даст шанс таким детям самим вырваться из бедности и помочь всей семье.

Однако, занимаясь этой важной и нужной работой, необходимо исходить из концептуальной общецерковной точки зрения на решение проблемы бедности, которую сформулировал епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Решить ее возможно, только воспитав в людях потребность и желание помогать тому, кто живет хуже, чем ты сам. И если это станет правилом жизни для большинства, число бедных в нашей стране заметно сократится.

13 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00