выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Аналитика
Фото ЮГА.ру
ЖМП № 8 август 2012 /  13 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Церковная социальная деятельность будет систематизирована

В комиссии Межсоборного присутствия по социальной деятельности и благотворительности создана рабочая группа для подготовки документа, призванного организовать и систематизировать церковную работу с малоимущими.

Сегодня, по официальным данным, за чертой бедности в России живет примерно 10–12% населения. Большинство из них — инвалиды, многодетные семьи, жители сел и малых городов. "Важным для государства является создание условий для того, чтобы у людей появилась возможность достойно зарабатывать, а не работать одновременно на нескольких работах, оставив тем самым в стороне семейную жизнь и воспитание детей, — сказал на круглом столе, посвященном церковной помощи малоимущим, председатель комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия митрополит Калужский и Боровский Климент. — Что касается церковной помощи бедным, то она оказывается сегодня практически на каждом приходе. Но пока она разрозненная".

"В одной из проповедей Святейший Патриарх Кирилл отметил: "Церковь научилась говорить языком богатых, теперь она должна научиться говорить на языке бедных". "Но говорить на этом языке не значит только проповедовать Евангелие. Говорить — это значит понимать этих людей, понимать их нужды и отвечать на эти нужды, помогать им, — считает председатель Отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. — Это делается сейчас, но делается недостаточно. У нас около 30 тыс. приходов, а в базе данных социального служения зарегистрировано всего 2509 социальных церковных учреждений".

Документ по работе с малоимущими должен определить, кого считать таковыми, как соотносится понятие "бедность" с ростом потребления, должно ли различаться отношение к трудоспособным малоимущим и к тем, кто не способен обеспечить себя сам. В нем будут рекомендации по предпочтительным формам помощи на различных уровнях — приходском, епархиальном и общецерковном. При этом очень важно определить те варианты помощи, которые проще всего организовать: склады помощи, группы милосердия, патронажные службы, службы ухода за детьми многодетных семей. Документ также предложит механизмы взаимодействия Церкви с государством и обществом в борьбе с бедностью. Например, каким образом государственные социальные структуры могут участвовать в поиске средств для благотворительных столовых, в предоставлении помещений для хранения одежды и транспорта для ее перевозки.

Сегодня малоимущим в Церкви помогают 245 организаций, на помощи многодетным специализируются — 178, неполным и неблагополучным семьям — 76. Эта помощь включает в себя самые разные формы: продуктами, вещами, это юридические услуги, психологическая и медицинская помощь, репетиторство и бытовые услуги, бесплатные паломнические поездки. На некоторых приходах есть и такие формы, как салон по прокату свадебных или вечерних платьев и поддержка юных дарований из многодетных семей.

У Церкви есть большой ресурс для осуществления помощи бедным, уверен председатель Отдела по благотворительности: "Но такую деятельность должны организовывать священники, потому что без батюшки, без настоятеля внутри церковной общины ничего сделать нельзя. Однако необходимо учитывать, что сами священники не могут всегда ходить в больницы, чтобы ухаживать за больными, у них есть дела проповеди, дела миссионерства. И к этому служению нужно привлекать мирян".

Участники рабочей группы хорошо понимают, что помощь малоимущим должна включать не только материальную составляющую, но и программы занятости, организацию бесплатных занятий и курсы повышения квалификации, помощь многодетным родителям в уходе за детьми, чтобы у них оставались время и силы работать. Например, в настоящее время распространяется новый вид волонтерства, когда детей из малообеспеченных и многодетных семей готовят в вуз добровольцы-педагоги. Ведь высшее образование даст шанс таким детям самим вырваться из бедности и помочь всей семье.

Однако, занимаясь этой важной и нужной работой, необходимо исходить из концептуальной общецерковной точки зрения на решение проблемы бедности, которую сформулировал епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Решить ее возможно, только воспитав в людях потребность и желание помогать тому, кто живет хуже, чем ты сам. И если это станет правилом жизни для большинства, число бедных в нашей стране заметно сократится.

13 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00