iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Аналитика
занятия в воскресной школе в Тамбовской епархии
ЖМП № 5 май 2011 /  5 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Церковноприходские школы выходят "в свет"

В 2010 году несколько церковно-приходских школ Тамбовской епархии прошли государственное лицензирование и получили статус учреждений дополнительного образования. Это, безусловно, отрадный факт, ведь такая «легализация» позволяет сделать православное образование более престижным, дать возможность для его развития и привлечь в церковноприходские школы больше высококлассных специалистов. Немаловажным является и то, что учреждения будут частично финансироваться из государственного бюджета.

Пока подобные примеры в епархиях Русской Православной Церкви единичны. Поэтому представляется необходимым изучить уже имеющийся опыт и, возможно, использовать его на общецерковном уровне.

Тамбовская епархия уже давно тесно и плодотворно сотрудничает с управлением образования и науки Тамбовской области. В ходе этой работы осенью 2009 года родилась идея о возможности лицензирования церковноприходских школ епархии в качестве учреждений дополнительного образования детей. Для реализации этого начинания по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия и при поддержке главы администрации Тамбовской области Олега Бетина была создана рабочая группа. В ее состав вошли: руководитель и специалисты отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, руководитель и специалисты отдела по лицензированию управления образования и науки Тамбовской области, а также директора пяти церковноприходских школ, которые были выбраны как кандидаты для лицензирования.

Приступая к лицензированию, Тамбовская епархия ставила перед собой следующие задачи:

1. Повышение статуса церковноприходских школ путем включения в существующую общепризнанную систему образования.

2. Признание их образовательными учреждениями дополнительного образования в рамках действующего законодательства.

3. Упорядочение деятельности церковноприходских школ путем создания определенной структуры, распределения полномочий, разработки и утверждения образовательных программ и устава.

4. Повышение профессионального уровня преподавателей таких учреждений через включение их в систему повышения квалификации.

5. Создание штатных должностей преподавателей церковноприходских школ, обеспечение социальной защищенности педагогов. Ведь согласно действующему законодательству педагогический стаж, влияющий на размер заработной платы и дающий право на пенсию по выслуге лет, идет только в том случае, если педагог работает в образовательном учреждении, имеющем лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

6. Улучшение учебно-материальной базы церковноприходских школ путем включения в систему государственного финансирования и за счет этого расширение сферы их деятельности: увеличение числа учащихся, организация новых направлений, привлечение дополнительных педагогов и др.

Процесс лицензирования включал в себя следующие этапы:

1. Были отобраны пять церковноприходских школ Тамбовской епархии, обладающих широким творческим и педагогическим потенциалом.

2. Три церковноприходские школы были зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц. Данный этап включал в себя разработку Типового устава школы в соответствии с законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Гражданским кодексом РФ, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233.

Устав разработан с учетом специфики деятельности церковноприходской школы как православного образовательного учреждения.

Церковноприходские школы были зарегистрированы в управлении Министерства юстиции РФ по Тамбовской области в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Учредителем выступил приход, при котором действует соответствующая школа. Организационно-правовая форма — частное учреждение.

3. Параллельно велась работа по разработке и утверждению реализуемых церковноприходскими школами образовательных программ, получению рецензий на образовательные программы в ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества».

На данном этапе прошли экспертизу и получили положительное экспертное заключение следующие образовательные программы:

— «Основы православной культуры и нравственности»,

— «Православное краеведение»,

— «Духовное пение и православная певческая культура»,

— «Драматический кружок»,

— «Изобразительное искусство»,

— «Вдохновение»,

— «Танцевальная азбука»,

— «Футбол» и некоторые другие.

Затем администрацией и управлением образования и науки Тамбовской области был издан ряд нормативных актов, регламентирующих порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета церковноприходским школам на реализацию программ дополнительного образования детей, прошедших лицензирование. Между управлением образования и науки и соответствующей церковноприходской школой были заключены соглашения о перечислении субсидий из областного бюджета на осуществление образовательной деятельности по заявленным программам. Также были утверждены формы отчетности.

Размер субсидий соответствует областным показателям финансирования учреждений дополнительного образования детей (в 2010 году в Тамбовской области — 836,4 рубля), умноженный на число учащихся.

Субсидии были перечислены на счет церковноприходских школ практически сразу же после получения ими лицензии. Согласно порядку предоставления субсидий, утвержденному постановлением администрации области, денежные средства областного бюджета были израсходованы школами на выплату заработной платы с начислениями и на организацию образовательного процесса.

В целом процесс создания церковноприходской школы как юридического лица и лицензирования занимает около трех месяцев.

Хотелось бы остановиться на тех трудностях, которые возникли в процессе лицензирования.

Первоначально рабочей группой было принято решение о лицензировании церковноприходских школ как структурных подразделений соответствующего прихода, без регистрации их в качестве самостоятельных юридических лиц, поскольку в уставах приходов в качестве одного из направлений деятельности указывается образовательная деятельность. Однако в дальнейшем пришлось от этой позиции отказаться. Положением о лицензировании в отношении религиозных организаций предусмотрено лицензирование либо учреждений профессионального религиозного образования, либо иных образовательных учреждений религиозных организаций. В обоих случаях звучит слово «учреждение». Согласно же ст. 12 закона «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом.

Принимая решение о регистрации церковноприходской школы в качестве самостоятельного юридического лица, мы имели некоторые опасения, что это налагает ответственность, обязанности по представлению отчетности в налоговые и иные органы, необходимость содержать штатного бухгалтера. Однако практика показала, что эти трудности вполне разрешимы: церковноприходские школы сразу были переведены на упрощенную систему налогообложения, и один раз в год налоговую отчетность по церковноприходской школе сдает приходской бухгалтер.

Для государственной регистрации юридического лица возникла необходимость разработки Устава церковноприходской школы. За основу нами были взяты типовые уставы православной гимназии и духовной семинарии. Однако использовать их удалось только в малой степени, как в силу специфики деятельности церковноприходской школы как образовательного учреждения, так и в силу законодательных нюансов.

У каждой организационно-пра-во-вой формы юридического лица есть определенный статус. Свой правовой статус есть у учреждения и у религиозной организации. Они различны, включают в себя разные правовые возможности организационного, уп-рав-ленческого и имущественного характера.

Две церковноприходские школы, не имеющие собственного здания, заключили договоры аренды помещений общеобразовательных школ. Один договор предусматривал аренду с нулевой арендной ставкой, другой — аренду с почасовой оплатой, общая сумма арендной платы составила около 650 рублей в год. Средства, разумеется, небольшие, однако хлопот достаточно, так как необходимо было получить акт экспертной оценки о том, что аренда не ущемляет права школьников, а также возникло много спорных вопросов о соответствии закону «О защите конкуренции».

Устав церковноприходской школы пришлось выдерживать строго в рамках, предусмотренных для такой организационно-правовой формы, как учреждение, закона «Об образовании». Понятно, что он не учитывает специфику деятельности церковноприходских школ.

Так, например, согласно ст. 13 закона «Об образовании» в уставе должны быть отражены типы и виды образовательных программ. Согласно ст. 9 того же закона все образовательные программы делятся на два вида: общеобразовательные и профессиональные. Программы дополнительного образования не выделены законодателем в качестве самостоятельного вида, а только как подвид общеобразовательных или профессиональных, что не соответствует условиям деятельности не только церковноприходских школ, но и светских учреждений дополнительного образования детей.

Однако в целом полагаем, что разработанный нами Устав церковноприходской школы вполне удачен, отражает православную специфику, регламентирует порядок образовательного процесса, задает как бы программу действий.

Церковноприходская школа учреждается приходом, который является высшим органом ее управления.

В качестве основных целей и задач деятельности школы указаны формирование православного мировоззрения учащихся, религиозно-нравственнное образование и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви.

В процессе осуществления лицензирования возник и ряд других трудностей не столь глобального характера. Так, например, в число документов, представляемых на получение лицензии, входят заключения о соответствии помещений, в которых занимаются дети, требованиям санитарной и пожарной безопасности. В случаях аренды помещений общеобразовательных школ проблем с получением таких заключений нет, поскольку школы регулярно проходят соответствующие проверки. В случае же с собственным помещением пришлось потрудиться, чтобы обеспечить соответствие вышеназванным нормам. Однако в целом эти меры можно оценить положительно, поскольку приход, безусловно, несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей в церковноприходской школе.

Вместе с тем в процессе лицензирования церковноприходских школ, несмотря на активное положительное содействие и участие, проявилась также и некоторая неспособность сотрудников государственных органов к принятию нестандартных, нетипичных решений в рамках действующего законодательства.

Так, например, в самом начале изучения вопроса специалист отдела по лицензированию по аналогии с документами других организаций требовала включения в Устав прихода наименования и адреса церковноприходской школы, хотя именно для религиозных организаций законом такого требования не предусмотрено. Ст. 10 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает исчерпывающий перечень требований к Уставу религиозной организации.

Или пример, когда сотрудница управления Министерства юстиции РФ первоначально не соглашалась включить в наименование церковноприходской школы название соответствующего храма, мотивируя свою позицию тем, что церковноприходская школа просто негосударственное образовательное учреждение, а не религиозная организация.

Понятно, что лицензирование церковноприходских школ — дело новое не только для Церкви, но и для государства, и обойтись без некоторых недоразумений и трений невозможно.

Результаты проекта по лицензированию церковноприходских школ были обобщены в двух методических пособиях, изданных Тамбовской епархией (1), а также в докладе епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия «О перспективах развития церковноприходских школ Тамбовской епархии в рамках диалога светского и религиозного образования» на заседании попечительского совета ЦФО по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды», прошедшем 26 мая 2010 года. Председателем попечительского совета, полномочным представителем Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко было отмечено, что на Тамбовщине нашли механизм включения церковноприходских школ в систему учреждений дополнительного образования. Удалось провести лицензирование образовательных программ, определить бюджетные источники финансирования.

Каковы же первые результаты проекта по включению церковноприходских школ в систему дополнительного образования Тамбовской области?

Во-первых, повысился не на словах, а на деле статус церковноприходской школы как социального института. Впервые государство через лицензирование официально признало деятельность церковноприходской школы социально значимой, полезной для развития личности, семьи и общества.

Во-вторых, созданы условия для непосредственного диалога религиозной и светской систем образования, включения преподавателей церковноприходских школ в педагогическое сообщество области, обеспечения социальной защищенности педагогов, повышения их квалификации. В частности, во втором квартале текущего года запланировано проведение управлением образования и науки Тамбовской области совместно с отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии курсов повышения квалификации для директоров и преподавателей церковноприходских школ.

Курсы для директоров церковноприходских школ будут включать педагогический менеджмент (организацию образовательного процесса), ознакомление с уставами Русской Православной Церкви, епархии и церковноприходской школы, а также методиками преподавания, а для преподавателей — психолого-педагогический минимум и мастер-классы по их видам деятельности в соответствии с христианской направленностью программ дополнительного образования. Курсы бесплатные, средства на их проведение выделены из областного бюджета.

В-третьих, ценна сама по себе разработка Устава церковноприходской школы как самостоятельного юридического лица. Это и структура образовательного учреждения, и программа деятельности, и план работы.

В-четвертых, разработан учебно-методический комплект, созданы образовательные программы, которые одобрены как епархиальными, так и светскими органами образования. Прошли рецензирование 22 программы, 14 из них реализуются в школах, получивших лицензии. Это означает, что содержание обучения детей будет:

— соответствовать канонам Православной Церкви;

— соответствовать возрастной психологии и педагогике;

— гарантировать определенный уровень знаний, умений и навыков, заложенных в образовательной программе.

В-пятых, имеет значение и государственное финансирование образовательной деятельности церковноприходских школ, созданы условия для развития их материально-технической базы.

И, наконец, проведенная работа создала государственным органам образования Тамбовской области условия для расширения их опыта взаимодействия с религиозными организациями в сфере дополнительного образования детей, для выявления всех возможностей действующего законодательства в области лицензирования, позволила обеспечить поиск совместных решений в нестандартных ситуациях.

Опыт и алгоритм лицензирования может быть использован другими регионами, так как он является не только плодом добрых взаимоотношений между Тамбовской епархией и управлением образования и науки Тамбовской области, но и проектом, который полностью соответствует всем положениям действующего законодательства в сфере образовательной деятельности.

Иерей Игорь Груданов,
заведующий отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии,

Наталья Шиняева,
заведующая юридическим отделом Тамбовской епархии

Примечание:
1 Лицензирование образовательной деятельности церковноприходских школ. Ч. I: Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов / Иерей Игорь Груданов, Н.А. Шиняева, А.А. Попова; Ч. II: Сборник образовательных программ / Сост. А.А. Попова. Тамбовская епархия Русской Православной Церкви, 2010.

Читайте также:
Пошаговая инструкция действий настоятеля храма для получения лицензии на образовательную деятельность церковноприходской школы

Комментарий епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия:
Основополагающим для православной педагогики является принцип согласованного влияния на ребенка со стороны семьи, школы, Церкви, общества и государства. В отношении детей, учащихся в церковноприходских школах, он реализуется наиболее полно. Исполняя роль «переходного мостика» между Церковью и миром, такие школы создают условия для общения, досуга, творчества, самореализации детей.
Следует сказать, что лицензирование образовательной деятельности церковноприходских школ позволит преодолеть их обособленность в российском образовательном пространстве, будет способствовать распространению социально значимого опыта взаимодействия светской и духовной систем образования по воспитанию и образованию граждан России. Целью взаимодействия институтов государственного и религиозного образования является объединение усилий для решения общественных и социально-педагогических задач: укрепление нравственных основ образования и воспитания, формирование гражданственности и патриотизма, предотвращение девиантного поведения детей и молодежи.

5 мая 2011 г.
Ключевые слова: школа, ОПК, юридическое лицо
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи