iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля
Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.
24 января 2016 г. 23:00
Аналитика

Изменения в законе об образовании вступают в силу

С 1 июля вступает в силу закон N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Нововведения комментирует главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Зайчикова

Федеральным законом Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ были внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Закон был официально опубликован 2 марта 2012 года, а вступает в силу 1 июля 2012 года.

Цель изменений — урегулировать на федеральном уровне порядок финансирования негосударственных образовательных организаций.

Необходимость внесения изменений была обусловлена тем, что действующее законодательство позволяет региональным органам власти и управления осуществлять бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций. Однако региональные органы власти не обязаны осуществлять подобное финансирование; кроме того, никак не определен его порядок и объем. В результате некоторые регионы осуществляли равное финансирование всех общеобразовательных организаций, в некоторых областях осуществлялось урезанное финансирование негосударственных общеобразовательных организаций, а в ряде субъектов федерации финансировались только государственные и муниципальные образовательные организации.

Федеральным законом РФ от 28 февраля 2012 года вводится равное бюджетное финансирование государственных (муниципальных) и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Позиция законодателя представляется принципиально верной. Любые общеобразовательные организации, в том числе и негосударственные (частные), обязаны реализовывать и реализуют в своей деятельности федеральные государственные образовательные стандарты, то есть, по сути, выполняют государственный заказ. Дети, выбирающие частную школу, являются такими же гражданами нашего государства, как их сверстники, посещающие государственные общеобразовательные учреждения. Родители и тех, и других платят одни и те же налоги. Поэтому финансирование реализации образовательных программ в пределах федеральных государственных образовательных стандартов должно осуществляться по единому (равному) нормативу на каждого обучающегося вне зависимости от учредителя образовательной организации.

Изменениями предусмотрено "финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений".

Таким образом, затраты на содержание помещений, ремонт, благоустройство, коммунальные платежи и пр. не входят в норматив бюджетного финансирования, так же, как и реализация образовательных программ вне рамок государственных стандартов. Эти расходы государством не возмещаются.

Что касается дошкольных образовательных организаций, то предусмотрено "финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений."

В целом, внесенные изменения можно оценить только положительно. Русская Православная Церковь давно и последовательно, на самых разных уровнях отстаивала концепцию равного финансирования негосударственных образовательных организаций, к каковым относится по организационно-правовой форме подавляющее большинство православных школ. Представляется целесообразным воспроизвести данные положения и в проекте федерального закона "Об образовании".

Однако, к сожалению, уже наметились и проблемы. Вопреки прямо и четко изложенным положениям статей Федерального закона, некоторые региональные чиновники пытаются трактовать его таким образом, чтобы финансировать негосударственные образовательные организации по значительно заниженным нормативам. В таких обстоятельствах необходимо официальное разъяснение Министерства образования и науки Российской Федерации, подтверждающее принцип равенства в финансировании государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений и исключающее любые недобросовестные манипуляции со стороны исполнителей.

Полный текст закона

Также на эту тему читайте:

Последний звонок

Субсидии для московских православных школ: продолжение истории

Православные школы объединятся для защиты своих прав

Елена Зайчикова
14 мая 2012 г.
Ключевые слова: школа, законодательство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00