iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Аналитика
Пермская община глухих и слабослышащих. Фото perm.bezformata.ru
ЖМП № 8 август 2016 /  18 августа 2016 г. 11:20
версия для печати версия для печати

«Бог», «рождение», «девушка»

 

В канун международного Дня глухих, 27 сентября в 2007 году в Перми состоялась первая Божественная литургия на языке жестов. В тот день богослужение переводила сурдопереводчик с 40-летним стажем Татьяна Старикова. Именно она стала проводником слабослышащих людей Перми в мир веры.

Становление

Поначалу богослужения с сурдопереводом в монастырском соборе проходили раз в месяц. После них новоначальные слабослышащие собирались за чаем, где делились своими радостями и трудностями, задавали вопросы священнику. Практически с первых дней пермяков с нарушением слуха опекает насельник Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря иеромонах Алексий (Точилкин). Он общается со слабослышащими прихожанами через сурдопереводчика, но его пастырского внимания и заботы хватает на всех.

Уже через год Божественная литургия стала совершаться каждое воскресенье. В общину пришли молодые девушки из православного молодежного движения Перми. Они сказали, что готовы выучить язык жестов и помогать старшему сурдопереводчику в переводе богослужения. Всё больше инвалидов по слуху стали узнавать о богослужении с сурдопереводом в Троицком соборе. Одни приходили в церковь, радуясь, что наконец-то богослужение стало доступно для слабослышащих людей, другие — ради любопытства, третьи искали общения и утешения. Постепенно новички становились прихожанами и начинали активно участвовать в жизни общины. Одна из слабослышащих молодых девушек даже поступила на учебу на иконописное отделение Пермской духовной семинарии.

Осенью 2008 года при монастыре появилась воскресная школа для людей с нарушением слуха. Сейчас здесь преподают Новый и Ветхий Завет, литургику, катехизис. В силу психологических особенностей слабослышащих прихожан уроки сопровождаются большим количеством наглядных материалов. Преподаванием в школе занимается профессиональный педагог с высшим богословским образованием. Эти занятия помогают слабослышащим прихожанам не только изучать теоретический материал, но и использовать полученные знания на практике в приходской жизни. Во время богослужения члены общины совместно молятся на языке жестов: произносят «Символ веры» и молитву Господню, а также самостоятельно переводят евангельское чтение дня и фрагмент апостольских посланий.

Изобретая словарь

За последние два десятка лет в России издано несколько пособий по сурдопереводу Божественной литургии, однако единая система перевода богослужения на язык жестов до сих пор отсутствует. Это объясняется тем, что в некоторых отдельных регионах присутствуют слова-жесты, которые употребляются только в границах данного региона (жестовый диалект). Поэтому унифицировать отдельные жесты для общецерковного употребления очень сложно. Еще одна проблема сурдоперевода богослужения — отсутствие в русском жестовом языке (РЖЯ) библейско-богословских богослужебных терминов. Например, слово «Богородица» представляет собой последовательное соединение жестов «Бог», «рождение» и «девушка». Но три этих жеста хотя бы присутствуют в РЖЯ! А таких слов, как «престол», «херувим», «антиминс» и т.п., там просто нет. Соответствующие жесты приходится буквально изобретать исходя из опыта сурдопереводчика, степени его понимания литургического термина и психологической интенции жеста.

Работа по унифицированию жестов, используемых в сурдопереводе православного богослужения, очень трудоемка, сложна и требует участия множества специалистов: литургистов, теологов, филологов, сурдопереводчиков. Нельзя проводить ее и без участия самих слабослышащих прихожан, которым сурдоперевод Божественной литургии должен быть понятен и приемлем в первую очередь.

Театр мимики и жеста

Трижды в год — к празднованию Пасхи, Рождества Христова и ко дню рождения общины — слабослышащие прихожане с помощью профессионального режиссера готовят спектакль. Актерского мастерства им не занимать, ведь неспособный общаться словами человек многое передает мимикой. Театральное мастерство слабослышащих актеров отмечают как многочисленные зрители, которые с большим удовольствием присутствуют на спектаклях, так и пермские режиссеры.

Со спектаклями пермская община выступает не только в монастырском актовом зале. По благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия театрализованные представления на языке жестов проходят в учебных заведениях города, неоднократно слабослышащие актеры выступали в Пермском детском доме-интернате для слабослышащих детей. А два года назад участница православного театра слабослышащих Нелли Симонова стала лауреатом II Всероссийского фестиваля художественного творчества ветеранов, в котором приняли участие представители 42 региональных отделений Всероссийского общества глухих.

Община не остается в стороне и от социальной деятельности. При монастыре действует кружок рукоделия для лишенных дара слуха и речи людей. Поделки, изготовленные умелыми руками прихожан, обмениваются на добровольные пожертвования во время епархиальных социальных акций по сбору средств на лечение детей. Кроме того, члены общины регулярно оказывают помощь одному из пермских социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Помогая таким образом людям в трудных жизненных ситуациях, слабослышащие прихожане не только начинают осознавать, что их собственное физическое ограничение не препятствует их духовному и душевному развитию, но и, что важно, на деле реализуют заповедь Божию о любви к ближним.

18 августа 2016 г. 11:20
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи