![]()
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии 2022 года стал поэт Николай Зиновьев. Он пишет о своих религиозных переживаниях, любви к ближнему, красоте природы, о борьбе добра и зла в сердце человека и надежде на милость Божию. Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», Николай Зиновьев размышляет о значении православной веры и смысле поэтического творчества. PDF-версия.
20 октября 2022 г. 15:00
Петр I: pro et contra В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. PDF-версия.
17 октября 2022 г. 16:00
|
![]()
10 декабря 2010 г.
Управление церковным имуществом: правовые аспектыПроцесс возрождения религиозной жизни в нашей стране в последние десятилетия развивается стремительно, возрождается приходская жизнь, строятся новые и восстанавливаются разрушенные храмы. Между тем к настоящему моменту приходится констатировать, что проблема возврата церковного имущества, национализированного в годы советской власти на территории России, по-прежнему остается нерешенной, что создает объективные предпосылки для ограничения социальной активности Русской Православной Церкви и стабильности правового положения ее имущества в условиях рыночной экономики. Принятый Государственной Думой закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» призван решить эту первоочередную задачу и восстановить историческую справедливость. Священноначалие Русской Православной Церкви в лице Архиерейского Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода неоднократно обращало внимание государства на то, что в условиях, когда Церковь стремится быть созидательной силой, способствующей возрождению и обустройству народной жизни, ей необходима должная материальная основа, создать которую может только справедливая и безвозмездная передача церковной собственности, неправомерно отнятой в начале XX века. Международная практика В большинстве стран Центральной и Восточной Европы собственность религиозных организаций полностью либо в большей своей части уже возвращена верующим. Обращаясь к международному опыту правового регулирования подобных вопросов, следует отметить, что в США, Канаде и странах Европейского Союза религиозные организации, пользуясь правами частных юридических лиц, обладают недвижимостью, в том числе земельными участками, в основном на праве собственности. Это касается храмов, монастырских комплексов, объектов образовательного и культурного назначения, административных зданий и т.п. Ситуация, при которой храмы и относящиеся к ним земельные участки находятся в государственной собственности, касается только единичных, особо ценных памятников архитектуры. Передача же в пользование, тем более в аренду, храмов и земельных участков, как правило, не практикуется. Потому условия, при которых большинство храмовых и монастырских зданий, других объектов религиозного назначения России находится в государственной собственности, а религиозные организации выступают лишь в роли временных пользователей данного имущества, не имеют аналогов в мировой практике и являются пережитком советской эпохи, который, несомненно, должен быть устранен. В настоящее время в Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, странах Балтии приняты и действуют законы о реституции. В католических странах заключаются конкордаты, которые, как правило, содержат международное обязательство по урегулированию проблем, касающихся национализированного имущества Римско-Католической Церкви, например договор между Чешской Республикой и Святым Престолом «Об упорядочении взаимных отношений». В качестве примера возвращения церковной собственности можно привести акт Венгерской Республики 1991 года «Об утверждении прав владения на бывшее имущество Церквей», которым восстанавливаются права собственности религиозных организаций на отнятое у них после 1 января 1948 года имущество, включая объекты религиозного, социального, культурного, медицинского назначения и земельные участки. В Болгарии, согласно недавно принятому закону «О вероисповедании», признаются имущественные права Болгарской Православной Церкви на собственность, национализированную у нее после 9 сентября 1944 года. Следует отметить, что процесс восстановления имущественных прав религиозных организаций в странах Восточной Европы имеет ряд особенностей. Как правило, государства бывшего СССР, за исключением стран Балтии, не спешат возвращать национализированную собственность, несмотря на взятые международные обязательства. Среди республик бывшего СССР наиболее полные меры в этом направлении были предприняты в Грузии, где подписано Конституционное соглашение между государством и Грузинской Православной Церковью, составляющее часть Конституции страны. Согласно этому документу, государство: - не имеет права отчуждать от Церкви ее имущество; - предоставляет Церкви право распоряжаться своим имуществом на основе норм церковного права при условии соблюдения государственного законодательства; - признает церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри (действующие и недействующие), земельные участки, на которых они расположены, а также развалины (руины) этих объектов; - признает церковной собственностью либо совместной собственностью Церкви и государства церковные ценности, хранящиеся в музеях и хранилищах; - обязуется возместить ущерб, нанесенный в годы гонений; - берет на себя обязательства по ведению переговоров о судьбе церковного имущества на территории иностранных государств. Менее радикальные шаги предприняты в странах Балтии, где правительства пошли на выборочную реституцию церковного имущества, в том числе Русской Православной Церкви. Так, в соответствии с законом Литовской Республики от 1995 года «О порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество», государство признает право религиозных общин на принадлежавшее им до 21 июля 1940 года имущество, отчужденное государством, за исключением земли, внутренних вод, лесов и парков, а также имущества, находящегося в исключительной государственной собственности. Восстановление прав собственности производится двумя путями: возврат сохранившегося имущества в натуре либо выкуп имущества государством. Первый вариант еализовать достаточно сложно, поэтому государство производит выкуп имущества путем: - безвозмездной передачи религиозной общине равноценного имущества; - выплаты денежной компенсации; - оказания помощи в проведении реставрации; - предоставления в аренду земельного участка без проведения аукциона. При этом выбор способа выкупа производится самой религиозной общиной. Законом Латвийской Республики «О возврате собственности религиозным организациям» установлено, что имущество, отчужденное у религиозных организаций за период с 2 июля 1940 года, подлежит возврату, за исключением земли, переданной в постоянное пользование физическим лицам, и объектов, отчужденных в частную собственность. Предусмотрена также возможность компенсации, кроме случаев, когда религиозное имущество было приобретено или построено на государственные средства. Религиозные организации имеют преимущественное право на получение в пользование государственного имущества, если им не удалось доказать свое право собственности на это имущество. Законом «О земельной реформе в городах Латвийской Республики» восстанавливается право собственности религиозных общин на ранее принадлежавшие им городские земли. Передача имущества религиозного назначения в России Русская Православная Церковь применительно к России не претендует на весь объем собственности, бывшей в ее распоряжении в течение того или иного исторического периода. Однако вполне очевидно, что движимое и недвижимое имущество религиозного назначения не должно оставаться в собственности государства, за исключением особо ценных памятников архитектуры и предметов искусства, в отношении которых должен быть установлен особый режим их совместного использования религиозными организациями и государственными учреждениями. Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» в целом решает эту задачу. Можно выделить три ключевых положения закона: - установление единого порядка передачи из государственной и муниципальной собственности имущества религиозного назначения всех уровней; - определение понятия «имущества религиозного назначения» (закон предусматривает передачу не только отдельных объектов, но и монастырских, храмовых и иных культовых комплексов); - органам государственной власти и органам местного самоуправления, осуществляющим управление и распоряжение государственным и муниципальным имуществом, передать имущество религиозного назначения религиозным организациям соответствующей конфессиональной принадлежности при наличии всех предусмотренных законом оснований для передачи и утвердить план по реализации принятого решения о передаче имущества религиозной организации. Возможные правовые последствия принятия закона Принятие данного закона в действующей редакции превращает Церковь в одного из крупнейших собственников некоммерческой недвижимости в России, что, несомненно, потребует особого внимания к упорядочению процессов управления церковной недвижимостью. Речь идет о выработке единых стандартов управления имущественно-земельными комплексами (храмовыми и монастырскими), в том числе об определении порядка использования объектов нерелигиозного назначения, предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения, о разработке общих принципов управления церковными предприятиями и хозяйственными обществами, учредителем которых выступают церковные структуры. Возможно, потребуется создание постоянно действующих общецерковных ревизионных органов (действующим Уставом Церкви предусмотрена возможность создания соответствующей синодальной комиссии). Поэтому представляется важным вернуться к идее разработки «Положения о церковном имуществе», принятие которого предусмотрено действующим Уставом Русской Православной Церкви. Говоря об основных принципах концепции управления церковной недвижимостью, необходимо отметить, что Московский Патриархат в отношении своего имущества выступает в двух аспектах: - структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия канонических учреждений в отношении принадлежащего им имущества; - хозяйствующего субъекта, действующего в интересах решения социально-экономических проб-лем, имеющих общецерковное значение. Целью создания централизованного механизма управления церковным имуществом, включая формирование действующей схемы общецерковного бюджета, является, таким образом, не только оформление правового статуса передаваемого либо переданного недвижимого имущества, но и решение социально-экономических проблем Церкви, создание благоприятных условий для социального служения и благотворительной деятельности. Цели разработки «Положения о церковном имуществе» таковы: - формулирование требований к системе управления имуществом на общецерковном, епархиальном и местном уровне; - определение оптимальных границ, степени и способов влияния Московской Патриархии на хозяйственную деятельность канонических учреждений, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации; - определение основных направлений, способов и механизмов управления имуществом, включая разработку соответствующих типовых документов для приходского и епархиального уровня; - увязывание процесса управления собственностью с бюджетным процессом; - формирование института общецерковной казны, включающей, помимо бюджетных средств, находящиеся в церковной собственности либо аренде объекты недвижимости и иные активы, не имеющие религиозного назначения; - формирование собственного инвес-тиционного фонда для финансирования социально значимых проектов общецерковного значения и создание специализированных фондов по управлению целевым капиталом; - инвентаризация и создание системы учета церковного имущества; - создание единой системы страхования и перестрахования церковного имущества; - создание информационного пространства по управлению церковным имуществом (электронной информатизированной базы объектов недвижимости). В связи с этим принятие Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» имеет не только ключевое значение для правового оформления прав собственности и пользования религиозных организаций, но и послужит важной отправной точкой для более детальной проработки принципов управления церковным имуществом в контексте социального служения Церкви в современном мире. Павел Александрович Шашкин — ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе, помощник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, генеральный секретарь НП «Клуб православных предпринимателей», советник заместителя председателя Госдумы, член Научно-консультативного совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России, кандидат философских наук.
10 декабря 2010 г.
Ключевые слова:
имущество
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
|