iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Церковь
10 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Управление церковным имуществом: правовые аспекты

Процесс возрождения религиозной жизни в нашей стране в последние десятилетия развивается стремительно, возрождается приходская жизнь, строятся новые и восстанавливаются разрушенные храмы. Между тем к настоящему моменту приходится констатировать, что проблема возврата церковного имущества, национализированного в годы советской власти на территории России, по-прежнему остается нерешенной, что создает объективные предпосылки для ограничения социальной активности Русской Православной Церкви и стабильности правового положения ее имущества в условиях рыночной экономики. Принятый Государственной Думой закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» призван решить эту первоочередную задачу и восстановить историческую справедливость.

Священноначалие Русской Православной Церкви в лице Архиерейского Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода неоднократно обращало внимание государства на то, что в условиях, когда Церковь стремится быть созидательной силой, способствующей возрождению и обустройству народной жизни, ей необходима должная материальная основа, создать которую может только справедливая и безвозмездная передача церковной собственности, неправомерно отнятой в начале XX века.

Международная практика

В большинстве стран Центральной и Восточной Европы собственность религиозных организаций полностью либо в большей своей части уже возвращена верующим.

Обращаясь к международному опыту правового регулирования подобных вопросов, следует отметить, что в США, Канаде и странах Европейского Союза религиозные организации, пользуясь правами частных юридических лиц, обладают недвижимостью, в том числе земельными участками, в основном на праве собственности. Это касается храмов, монастырских комплексов, объектов образовательного и культурного назначения, административных зданий и т.п. Ситуация, при которой храмы и относящиеся к ним земельные участки находятся в государственной собственности, касается только единичных, особо ценных памятников архитектуры. Передача же в пользование, тем более в аренду, храмов и земельных участков, как правило, не практикуется.

Потому условия, при которых большинство храмовых и монастырских зданий, других объектов религиозного назначения России находится в государственной собственности, а религиозные организации выступают лишь в роли временных пользователей данного имущества, не имеют аналогов в мировой практике и являются пережитком советской эпохи, который, несомненно, должен быть устранен.

В настоящее время в Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, странах Балтии приняты и действуют законы о реституции. В католических странах заключаются конкордаты, которые, как правило, содержат международное обязательство по урегулированию проблем, касающихся национализированного имущества Римско-Католической Церкви, например договор между Чешской Республикой и Святым Престолом «Об упорядочении взаимных отношений».

В качестве примера возвращения церковной собственности можно привести акт Венгерской Республики 1991 года «Об утверждении прав владения на бывшее имущество Церквей», которым восстанавливаются права собственности религиозных организаций на отнятое у них после 1 января 1948 года имущество, включая объекты религиозного, социального, культурного, медицинского назначения и земельные участки.

В Болгарии, согласно недавно принятому закону «О вероисповедании», признаются имущественные права Болгарской Православной Церкви на собственность, национализированную у нее после 9 сентября 1944 года.

Следует отметить, что процесс восстановления имущественных прав религиозных организаций в странах Восточной Европы имеет ряд особенностей. Как правило, государства бывшего СССР, за исключением стран Балтии, не спешат возвращать национализированную собственность, несмотря на взятые международные обязательства.

Среди республик бывшего СССР наиболее полные меры в этом направлении были предприняты в Грузии, где подписано Конституционное соглашение между государством и Грузинской Православной Церковью, составляющее часть Конституции страны.

Согласно этому документу, государство:

- не имеет права отчуждать от Церкви ее имущество;

- предоставляет Церкви право распоряжаться своим имуществом на основе норм церковного права при условии соблюдения государственного законодательства;

- признает церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри (действующие и недействующие), земельные участки, на которых они расположены, а также развалины (руины) этих объектов;

- признает церковной собственностью либо совместной собственностью Церкви и государства церковные ценности, хранящиеся в музеях и хранилищах;

- обязуется возместить ущерб, нанесенный в годы гонений;

- берет на себя обязательства по ведению переговоров о судьбе церковного имущества на территории иностранных государств.

Менее радикальные шаги предприняты в странах Балтии, где правительства пошли на выборочную реституцию церковного имущества, в том числе Русской Православной Церкви.

Так, в соответствии с законом Литовской Республики от 1995 года «О порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество», государство признает право религиозных общин на принадлежавшее им до 21 июля 1940 года имущество, отчужденное государством, за исключением земли, внутренних вод, лесов и парков, а также имущества, находящегося в исключительной государственной собственности.

Восстановление прав собственности производится двумя путями: возврат сохранившегося имущества в натуре либо выкуп имущества государством. Первый вариант еализовать достаточно сложно, поэтому государство производит выкуп имущества путем:

- безвозмездной передачи религиозной общине равноценного имущества;

- выплаты денежной компенсации;

- оказания помощи в проведении реставрации;

- предоставления в аренду земельного участка без проведения аукциона.

При этом выбор способа выкупа производится самой религиозной общиной.

Законом Латвийской Республики «О возврате собственности религиозным организациям» установлено, что имущество, отчужденное у религиозных организаций за период с 2 июля 1940 года, подлежит возврату, за исключением земли, переданной в постоянное пользование физическим лицам, и объектов, отчужденных в частную собственность. Предусмотрена также возможность компенсации, кроме случаев, когда религиозное имущество было приобретено или построено на государственные средства. Религиозные организации имеют преимущественное право на получение в пользование государственного имущества, если им не удалось доказать свое право собственности на это имущество. Законом «О земельной реформе в городах Латвийской Республики» восстанавливается право собственности религиозных общин на ранее принадлежавшие им городские земли.

 Передача имущества религиозного назначения в России

Русская Православная Церковь применительно к России не претендует на весь объем собственности, бывшей в ее распоряжении в течение того или иного исторического периода. Однако вполне очевидно, что движимое и недвижимое имущество религиозного назначения не должно оставаться в собственности государства, за исключением особо ценных памятников архитектуры и предметов искусства, в отношении которых должен быть установлен особый режим их совместного использования религиозными организациями и государственными учреждениями. Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» в целом решает эту задачу. Можно выделить три ключевых положения закона:

- установление единого порядка передачи из государственной и муниципальной собственности имущества религиозного назначения всех уровней;

- определение понятия «имущества религиозного назначения» (закон предусматривает передачу не только отдельных объектов, но и монастырских, храмовых и иных культовых комплексов);

- органам государственной власти и органам местного самоуправления, осуществляющим управление и распоряжение государственным и муниципальным имуществом, передать имущество религиозного назначения религиозным организациям соответствующей конфессиональной принадлежности при наличии всех предусмотренных законом оснований для передачи и утвердить план по реализации принятого решения о передаче имущества религиозной организации.

Возможные правовые последствия принятия закона

Принятие данного закона в действующей редакции превращает Церковь в одного из крупнейших собственников некоммерческой недвижимости в России, что, несомненно, потребует особого внимания к упорядочению процессов управления церковной недвижимостью. Речь идет о выработке единых стандартов управления имущественно-земельными комплексами (храмовыми и монастырскими), в том числе об определении порядка использования объектов нерелигиозного назначения, предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения, о разработке общих принципов управления церковными предприятиями и хозяйственными обществами, учредителем которых выступают церковные структуры. Возможно, потребуется создание постоянно действующих общецерковных ревизионных органов (действующим Уставом Церкви предусмотрена возможность создания соответствующей синодальной комиссии).

Поэтому представляется важным вернуться к идее разработки «Положения о церковном имуществе», принятие которого предусмотрено действующим Уставом Русской Православной Церкви.

Говоря об основных принципах концепции управления церковной недвижимостью, необходимо отметить, что Московский Патриархат в отношении своего имущества выступает в двух аспектах:

- структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия канонических учреждений в отношении принадлежащего им имущества;

- хозяйствующего субъекта, действующего в интересах решения социально-экономических проб-лем, имеющих общецерковное значение.

Целью создания централизованного механизма управления церковным имуществом, включая формирование действующей схемы общецерковного бюджета, является, таким образом, не только оформление правового статуса передаваемого либо переданного недвижимого имущества, но и решение социально-экономических проблем Церкви, создание благоприятных условий для социального служения и благотворительной деятельности.

Цели разработки «Положения о церковном имуществе» таковы:

- формулирование требований к системе управления имуществом на общецерковном, епархиальном и местном уровне;

- определение оптимальных границ, степени и способов влияния Московской Патриархии на хозяйственную деятельность канонических учреждений, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации;

- определение основных направлений, способов и механизмов управления имуществом, включая разработку соответствующих типовых документов для приходского и епархиального уровня;

- увязывание процесса управления собственностью с бюджетным процессом;

- формирование института общецерковной казны, включающей, помимо бюджетных средств, находящиеся в церковной собственности либо аренде объекты недвижимости и иные активы, не имеющие религиозного назначения;

- формирование собственного инвес-тиционного фонда для финансирования социально значимых проектов общецерковного значения и создание специализированных фондов по управлению целевым капиталом;

- инвентаризация и создание системы учета церковного имущества;

- создание единой системы страхования и перестрахования церковного имущества;

- создание информационного пространства по управлению церковным имуществом (электронной информатизированной базы объектов недвижимости).

В связи с этим принятие Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» имеет не только ключевое значение для правового оформления прав собственности и пользования религиозных организаций, но и послужит важной отправной точкой для более детальной проработки принципов управления церковным имуществом в контексте социального служения Церкви в современном мире.

Павел Александрович Шашкин — ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе, помощник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, генеральный секретарь НП «Клуб православных предпринимателей», советник заместителя председателя Госдумы, член Научно-консультативного совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России, кандидат философских наук.

10 декабря 2010 г.
Ключевые слова: имущество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00