выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  4 января 2011 г.
версия для печати версия для печати

Религия в школе. Обсуждение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации»

В программу Рождественских чтений включен круглый стол, посвященный обсуждению проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Работа над этим законопроектом продолжалась на протяжении всего 2010 года. Новый закон должен заменить ныне действующий закон с тем же названием. Поправки в подготовленный проект обсуждались и готовились во многих государственных и общественных организациях. Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом, граждан, семей в нашей стране, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. Поправки в законопроект готовились в нескольких синодальных учреждениях, включая Синодальный отдел религиозного образования и катехизации с привлечением церковных специалистов и работников государственных научных организаций.
Среди поправок можно условно выделить ряд групп. Это нормы, касающиеся функционирования духовных школ, регулирования деятельности, финансовых и иных материальных условий работы негосударственных (частных) образовательных учреждений (православных гимназий и т.п.). Есть и группа поправок, связанная с гарантиями и регулированием религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или религиозного компонента образования Русской Православной Церкви в составе основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Речь идет о преподавании конфессионально ориентированных учебных дисциплин, курсов, модулей в учреждениях различного типа, вида и уровня образования в соответствии с образовательными запросами граждан. В системе профессионального образования, в высшей школе это прежде всего православная христианская теология. В общеобразовательной школе — учебные курсы православной культуры, а также соответствующие курсы, занятия, образовательные или воспитательные программы в дошкольных учреждениях, колледжах, вузах, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного образования детей.

Понятие «религиозное образование» в интерпретации законопроекта
В соответствии с терминологией законопроекта понятие «религиозное образование» может быть определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый на религиозной мировоззренческой основе и при участии централизованных религиозных организаций.
Возможно и другое видение, когда религиозное образование интерпретируется как образование на религиозной мировоззренческой основе, на основе определенного религиозного вероучения, вероисповедания, как совокупность знаний в области соответствующего вероучения и вероисповедания, но без ключевой фразы «с участием религиозной организации». Такой подход без четкого соотнесения религиозного образования с религиозной организацией как субъектом права является не просто неудовлетворительным, а опасным, не столько для религиозных организаций, которые при этом юридически утрачивают контроль над ним, но в большей степени для получателей религиозного образования и особенно того его типа, который ориентирован на потребности светского общества. Религиозное образование в светской школе, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях при таком его определении остается «бесхозным», его смогут разрабатывать и проводить любые организации, которые допустит к этому государство. И будут ли это именно религиозные организации, в том числе Русская Православная Церковь? Родители школьников не получат никаких гарантий, что их дети на уроках по православной культуре изучают историю, культуру православия так, как она понимается в Русской Православной Церкви. Учебный предмет может называться так же, но это будет история и культура православия, Русской Православной Церкви в понимании неких специалистов по религиозной культуре в «христианском институте», «христианской академии» и подобных местах непонятной конфессиональной принадлежности. Подобные структуры, действующие под лозунгом неконфессионального религиозного образования, уже формируются при молчаливой поддержке противников восстановления в нашей школе подлинно религиозного образования.

Гарантию того, что ребенок под названием православной культуры действительно будет изучать в школе культуру и традиции Церкви, может дать только установление юридической связи между содержанием образования и подготовкой учителя и уполномоченной организацией Русской Православной Церкви. Эта организация должна быть правовым партнером других участников образовательного процесса, а именно органов управления образованием разного уровня, школы, учителей, родителей школьников. Необходим своего рода «штамп» организации Русской Православной Церкви на учебнике по православной культуре, программе подготовки учителя, требуется получение им рекомендации или конфессионального представления от Русской Православной Церкви. Только в этом случае родители школьников, если у них возникнут какие-то вопросы о содержании образования или работе учителя, будут знать, куда идти и кому их задавать.
Именно таким образом при согласовании по установленным юридически процедурам содержания образования, программ подготовки и кандидатур учителей осуществляется преподавание религий в светской школе большинства стран Европы. Участие конфессий в этом преподавании и осуществление последнего на основе соответствующих вероучений гарантированы на законодательном уровне.

Правовые гарантии религиозного образования
Представляется необходимым включить в законопроект отдельную статью, устанавливающую основные правовые нормы реализации такой концепции религиозного образования, в указанном выше понимании в связи с определенной религиозной организацией. Эта статья может помещаться в главе 17 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». В нее следует интегрировать основные нормы реализации концепции религиозного образования в его полном, целостном понимании как:
1) профессионального религиозного (духовного) образования в целях подготовки служителей и религиозного персонала;
2) «обучения религии» или катехизации в целях освоения правил и норм практического участия в религиозной жизни общины;
3) религиозно-культурологического образования, преподавания религиозной культуры в государственных, муниципальных, частных образовательных организациях по выбору родителей несовершеннолетних учащихся или самих учащихся с определенного возраста (в средней школе со старшей ступени). Этот вид религиозного образования направлен на систематическое изучение определенной религиозной культуры, традиции так, как она понимается и сохраняется в соответствующей религиозной общине. Получение такого образования, в отличие от первых двух видов, не требует от учащегося определенной мировоззренческой самоидентификации, обязательного участия в религиозных службах, вовлечения в религиозную организацию.
Прежде всего в статье необходимо определить тот самый вид религиозного образования, который реализуется в светской школе, в составе основных образовательных программ общего, профессионального, дошкольного и других типов образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Религиозное образование является мировоззренческим, поскольку основывается на определенном мировоззрении и соответствующей системе морали. Оно направлено как на освоение учащимся знаний об определенной религии, религиозной традиции, культуре, так и на его приобщение к этой культуре и на соответствующее духовно-нравственное воспитание. Конституция Российской Федерации исключает установление любой государственной или обязательной идеологии и религии, поэтому общее образование и общественное воспитание не могут основываться на какой-либо одной идеологии или религии. Мировоззренческое образование и воспитание в системе общего образования возможны, но только на добровольной основе.
Необходимо закрепление гарантии религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, но с принципиальным ограничением — по выбору обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В ст. 133 законопроекта содержатся нормы о духовных школах и возможности реализации в них программ профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но не установлено никаких гарантий в отношении религиозного образования в государственной и муниципальной школе. В данном случае законопроект не соответствует существующей практике.
На практике подобное религиозное или религиозно-культурологическое образование уже присутствует в российской государственной и муниципальной школе. Поэтому и необходимо его правовое закрепление в профильном законе — «Об образовании».
Кроме гарантии религиозного образования в государственной и муниципальной школе в статье должны быть установлены основные предметы взаимодействия религиозной организации с учредителями школ — государственными и муниципальными организациями, органами управления образованием. К этим предметам совместного ведения относятся содержание образования, содержание подготовки педагогических работников и нормы их допуска к преподаванию.

Соответственно, в статье должны быть пункты, согласно которым:
— содержание образовательных программ, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей религиозного образования, учебных пособий («конфессионально ориентированных» или «религиозного компонента образования») должно быть согласовано с соответствующей централизованной религиозной организацией;
— содержание образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников по указанным образовательным программам, учебным курсам и т.д. также должно быть согласовано с соответствующей централизованной религиозной организацией;
— педагогические работники вправе преподавать такие программы, учебные курсы, дисциплины, предметы, модули с момента выдачи им конфессионального представления соответствующей централизованной религиозной организации.
В современной педагогике, теоретических обоснованиях образовательной практики и при ее реализации каждое слово в обсуждаемом законопроекте может иметь принципиальное значение. Нынешние условия требуют всё большего внимания к юридическому сопровождению интересов Русской Православной Церкви, которые неразрывно связаны с жизненными интересами православного сообщества, составляющего более половины населения нашей страны. Нельзя забывать и о том, что законотворчество в демократическом государстве — это всегда не только профессиональный юридический процесс. На него могут и должны активно влиять общественность, группы поддержки гражданского участия. Сейчас, например, православная общественность может участвовать в обсуждении законопроекта, текст которого размещен на сайте http://zakonoproekt2010.ru. Согласованные усилия профессионалов и церковной общественности позволят решить проблему обеспечения правовых гарантий религиозного образования в российской школе. 

Печатается в сокращении. Полный текст статьи заведующего лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктора педагогических наук Игоря Витальевича  Метлика «Религия в школе: проект нового закона “Об образовании”» опубликован в № 1 «Журнала Московской Патриархии» за 2011 год.

4 января 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00