![]()
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Великому Четвергу воспеваю великую песнь Преподобный Косма Маюмский входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструнной Псалтирью». Особое место среди творений прп. Космы занимает цикл песнопений, написанный им для Страстной седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов. PDF-версия.
20 апреля 2022 г. 14:30
Когда отверзается и когда затворяется Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.
5 января 2022 г. 14:00
Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. Какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 ноября 2021 г. 17:00
Небесная хранительница Калужской земли У Калужской иконы Божией Матери большой юбилей. В 1771 году по молитвам к ней в Калуге была остановлена эпидемия чумы. Эта икона прославилась многочисленными исцелениями, а также заступничеством от врагов при наполеоновском нашествии. После закрытия Рождественского храма в 1930-х годах икону переносили в другие — действующие храмы, пока она не оказалась в Калужском краеведческом музее, а затем в Георгиевском соборе Калуги. Другой чудотворный список, ныне участвующий в крестных ходах, пребывает в кафедральном Троицком соборе. Поэтому паломники могут помолиться у двух образов в разных храмах. PDF-версия.
12 ноября 2021 г. 14:00
Алексей Осипов: «Богословие возможно только через очищение души»
Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов поделился с «Журналом Московской Патриархии» своими размышлениями о том, с чего начинается богословие, нужны ли священнику знания, сколько должна длиться идеальная проповедь, можно ли читать вслух «тайные» молитвы в алтаре и какая главная проблема в церковной жизни обнаружилась во время эпидемии ковида. PDF-версия.
30 сентября 2021 г. 15:00
Игумен Пантелеимон (Королев): «Моя задача — сохранять доверие братии» Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев). PDF-версия.
17 декабря 2021 г. 16:00
Желая Небесного Царствия В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности святого князя, значимости его цивилизационного выбора, его военного таланта, его личного благочестия и т. д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В истории последних дней святого князя Александра Невского «Журналу Московской Патриархии» помогает разобраться доцент кафедры теологии МПГУ священник Георгий Харин. PDF-версия.
5 декабря 2021 г. 14:00
Постриг как награда С Феодоровской колокольни Богоявленского женского монастыря можно бесконечно любоваться не только храмами обители, но и всего древнего Углича. Правда, такая возможность у любителей древнерусской культуры появилась совсем недавно. Всего десять лет назад, когда игумению Антонину (Злотникову) благословили возрождать заброшенный Богоявленский монастырь с 500-летней историей, ее встретили здесь не только ветшающие храмы с прогнившими крышами, но и притон бездомных, городская помойка, жилые корпуса и студенческое общежитие. А красавицы колокольни Феодоровского храма, как и монастырской стены, просто не существовало. PDF-версия.
16 сентября 2021 г. 16:30
|
ЦВ № 5 (402) март 2009 /
17 марта 2009 г.
Актуальность духовного наследия святителя Игнатия БрянчаниноваСвятитель Игнатий (Брянчанинов) является для России символом возрождения Русской Православной Церкви и особенно монашества после десятилетий унижений и гонений. И на Западе растет интерес к изучению наследия этого русского автора. Чем же вызвано подобное внимание? Большую роль в этом сыграли «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», которые впервые были опубликованы в послевоенное время и вскоре были переведены почти на все европейские языки. Это привело к тому, что поначалу в небольших антологиях, а со временем и в полном виде, на некоторых европейских языках стали появляться издания «Добротолюбия». Но поскольку «Добротолюбие» — не развлекательное чтение для обычного читателя, то вполне естественно, что появился спрос на специалистов, которые могли бы открыть путь к пониманию его текстов. Эта проблема не нова. Ведь даже в самих «Откровенных рассказах» странник по страницам «Добротолюбия» ведется старцем. Более того, Паисия Величковского, который перевел «Добротолюбие» на древнецерковнославянский, в чтении направлял его духовник — старец Василий Поляномарульский. Он написал множество вводных текстов к отеческим писаниям, которые позднее были изданы в Оптиной пустыни. И святитель Игнатий (Брянчанинов) часто ссылается на Василия, чьи «Введения…» характеризуются ясностью и простотой. Таким образом, святитель очень хорошо понимал, что «Добротолюбие» нужно распространять, ибо оно действительно приносит пользу для душ верующих. Можно сказать, что этому он посвятил всю свою жизнь, почему и стоит в одном ряду с такими первопроходцами распространения «Добротолюбия» в России, как святитель Филарет (Дроздов) или святитель Феофан Затворник. Чтобы понять и правильно оценить значение святителя Игнатия, мы должны обратиться к истории. Известно, что со времен Киевской Руси монашество играло центральную роль в истории Русской Церкви и всей страны. Однако уже после первых столетий процветания проявились признаки упадка, и монашество стало нуждаться в реформах. В конце XV в. свои концепции для преодоления кризиса в монашестве предложили преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иное направление предлагал прп. Нил Сорский, который обладал чисто духовным восприятием монашества. Проникнувшись на горе Афон духовностью исихазма, он был уверен, что Дух Святой даже в его время говорит в сердцах людей. Все свои стремления необходимо направлять на обновление внутренней сути человека через невидимую борьбу за чистоту сердца, чтобы слышать голос Духа. Особую роль здесь играют, прежде всего, молитва Иисусова, чтение произведений Отцов Церкви и взаимное духовное отцовство. Монахи жили в маленьких общинах — скитах, без общего настоятеля и общего устава, в абсолютной бедности, без контактов с внешним миром. Неудивительно, что обе концепции реформирования монашества вступили в конфликт. На Московском Соборе 1503 года была принята модель прп. Иосифа, общины прп. Нила распались, учение исихазма столкнулось со значительными препятствиями при распространении, в то время как идеи прп. Иосифа в течение следующих двухсот лет оставили глубокий след не только в русском монашестве, но и в обществе в целом. Однако внешний расцвет монашества не сопутствовал развитию духовной жизни. Когда же в начале XVIII в. при Петре Великом начались масштабные церковные реформы, их первой жертвой стало русское монашество, у которого не было внутренних сил противостоять давлению. С тех пор жизнь монашества вынужденно протекала в тени. Единственной возможностью вести истинную монашескую жизнь в эпоху после Петра Великого была эмиграция. Что и произошло с прп. Паисием Величковским (1722–1794), который стал для русского монашества новым светом. Эмигрировав из Украины в румынские княжества, он познакомился со старцем Василием Поляномарульским, и тот открыл ему отеческие традиции, знания о которых он значительно углубил на горе Афон. На Афоне возврат к духовности отцов, особенно к внутренней молитве, как тому учит исихазм, свидетельствовал о наметившемся обновлении. Но этот путь был тернистым. Русские монастыри в первой половине XIX в. не сразу принимали старчество. Отцу Леониду приходилось долго странствовать со своими сторонниками от монастыря к монастырю, прежде чем он наконец остановился в Оптиной пустыни и здесь в полной мере раскрыл свои духовные дарования. В то время как греческая «Филокалия» не распространялась далеко за пределы монастырских стен Афона, русские старцы открыли доступ к исихазму широким слоям мирян. И именно «Откровенные рассказы» русского странника являются тому ярким примером: странник представлен здесь как совершенно обычный христианин. Хотя важнейший период жизни святителя Игнатия приходится на время правления Николая I, который хотел реставрировать «Святую Русь» и благожелательно относился к православию, эпоха Александра I, со свойственным ей ультралиберальным культурным климатом, все еще обладала заметным влиянием, особенно в Санкт-Петербурге. Известно, что Александр I способствовал развитию псевдомистических течений и различных движений, никоим образом не связанных с православной церковностью. Их объединяло утверждение, что можно достичь соединения с Богом и соответствующего мистического опыта, не будучи привязанным к церковной догме веры и без соответствующего внутреннего очищения. Последователи этих движений часто ссылались на Библию, которую толковали совершенно произвольно. Но и Игнатий (Брянчанинов) не скупился на предостережения от «мистических» опытов, которые могут оказаться дьявольским обманом, и непрестанно требовал, чтобы все, кто хочет учиться молитве Иисусовой, делали это под наблюдением опытного старца и в соответствии с догматами веры и церковным учением. Однако когда он был уверен в отсутствии духовной опасности и считал, что нет причин лишать своих духовных детей вспомогательных психофизических методов, он приводил в своих книгах соответствующие отрывки из славянского «Добротолюбия» в русском переводе. Кроме того он делился личным опытом духовных движений в сердце: «Осмотрите меня, братия! разглядите совершающееся во мне! вы скажите мне, что во мне совершается? вы скажите мне, кто, — совершающий? <…> Невидимою рукою взял Он ум мой, взял сердце, взял душу, взял тело мое. Едва он ощутили эту руку, как ожили! Явилось в них новое ощущение, новое движение — ощущение и движени духовные! <…> От прикосновения руки ко всему существу моему ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое; потом погрузились в Бога, пребывают там… Если кто, слыша из уст грешника слово великое о действиях Духа, колеблется неверием, смущается мыслию, полагая, что возвещаемое действие есть действие прелести бесовской, тот да отвергнет помышление хульное». Но он видит и противоположную опасность, которая кажется ему еще большей: человек может совсем отказаться от глубокой духовной жизни, от соединения с Богом и довольствоваться лишь «внешним» деланием, в случае неправильного подхода: «…мы веруем и исповедуем, что Божественная благодать действует как прежде, так и ныне в Православной Церкви, несмотря на то, что обретает мало сосудов, достойных ее. Она осеняет тех подвижников Божиих, которых ей благоугодно осенить. Утверждающие, что ныне невозможно христианину сделаться причастником Святого Духа, противоречат Священному Писанию и причиняют душам своим величайший вред. <…> Они… довольствуясь наружным исполнением некоторых добродетелей, лишают сами себя христианского совершенства. Что хуже всего, — они, удовлетворяясь своим состоянием и признавая себя, по причине своего наружного поведения, восшедшими на верх духовного жительства, не только не могут иметь смирения, нищеты духовной и сердечного сокрушения, но и впадают в самомнение, в превозношение, в самообольщение, в прелесть, уже нисколько не заботятся об истинном преуспеянии». Именно для того, чтобы вывести христиан из этой летаргии, в которую они были повержены туркократией в Греции, составили «Филокалию» Никодим Святогорец и Макарий Коринфский. Подобным же образом, для обновления русского православия в постпетровскую эпоху, прп. Паисий Величковский создал славянское «Добротолюбие». С этой благородной целью выступал и святитель Игнатий: он пытался внести свой вклад в обновление христианской жизни, и особенно монашества, в России. Как и за четыре века до него прп. Нил Сорский, святитель Игнатий осознал, что этого можно достичь только посредством личного соединения с Богом, через постоянную сердечную молитву и стремление к тем идеалам, которые представлены в «Добротолюбии» и являются основой исихазма: только если Святой Дух живет в сердце человека, внешние формы и проявления набожности получают свой смысл. Святитель Игнатий свидетельствовал об этом всей своей жизнью. В этом состоит актуальность его духовного наследия и свидетельства. И для Востока, и для Запада.
17 марта 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|