iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 23 (396) декабрь 2008 /  11 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Человек великой веры

7 декабря в Храме Христа Спасителя у гроба почившего Предстоятеля Русской Церкви было совершено последование Великой панихиды. Парастас совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие матушки игумении и инокини, возлюбленные и дорогие братья и сестры!
Без преувеличения можно сказать, что сегодня в глубокой скорби находятся народы России. Плачут и рыдают те, кто знают, что почивший Святейший Патриарх Алексий был их молитвенником и предстателем, охраняя мир в родной земле и созидая единение.
В эти дни и часы весь мир вспоминает всю жизнь Святейшего Патриарха от рождения до кончины, и у меня нет необходимости делать это перед вами, потому что каждый из вас повседневно видел труды Его Святейшества, потому что все мы, собравшиеся сегодня у дорогого гроба Первосвятителя, были его ближайшими помощниками. Здесь и викарные епископы, и члены Епархиального совета, и благочинные — все те, с кем он ежедневно разделял ответственность по управлению Московской епархией как ее епархиальный архиерей. Мы-то больше всего испытываем сегодня горечь утраты. Но мы знаем, что нельзя, чтобы это горе утопало в слезах. Для всех нас это — испытание, урок, который дал нам сегодня Святейший Патриарх.
Мы можем со всей уверенностью, убежденно и честно сказать, что это был человек веры. Потому что без этой великой личной веры он не смог бы вернуть веру в Бога нашим соотечественникам, жившим и воспитанным в условиях атеизма. Он привлек ко Христу народ России. И сегодня мы должны продолжить то, на что он нас поставил, чтобы нисколько не ослабить нашего служения.
Нам выпали радость и счастье сегодня и завтра совершать здесь богослужения от лица Московской епархии. Завтра мы совершим здесь Божественную литургию. К Литургии готовятся с вечера, как мы начали это делать сегодня. А вы знаете, братья архипастыри и пастыри, что утром перед Литургией на входных молитвах, исповедуя свое недостоинство, мы просим оставления грехов пред совершением великой Евхаристической жертвы. Для нас сегодня подходящий момент, прежде чем вознести молитву пред Богом, обратиться к нашему Первосвятителю и Отцу, испрашивая у него прощения за все наши несовершенства. Он нам верил, он нам доверял, и мы всегда стремились через него исполнять послушание Церкви. Потому что мы знали, что служим не человеку, не Патриарху, не архиерею, а через него служим Богу, и, конечно, старались это делать от чистого сердца.
Но нет человека, который бы жил и не согрешил. И мы согрешали, и мы вольно или невольно оскорбляли и сан, и достоинство Святейшего Патриарха, когда оказывались не в состоянии сделать то, что он хотел от нас видеть. И в этот момент я хочу призвать вас, архипастыри и пастыри, которые окружают мертволепное тело нашего Отца и Патриарха: преклоним свои колена и попросим у него, как его собратья и дети, прощения за все, что мы по своему несовершенству могли допустить до последнего момента его жизни.
Прости нас, Святейший Владыка, и благослови на продолжение нашего служения Святой Церкви, народу нашему и Отечеству! А наши сердечные молитвы о тебе будут всегда. И мы надеемся, что теперь ты, Святейший Отец, приобрел особенное дерзновение пред Господом молиться за нас и помогать нам. Мы совершаем сегодняшнюю молитву в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и просим Пресвятую Деву, чтобы Она сопутствовала твоей бессмертной душе к Престолу Божию в Царствии Небесном. Аминь.

 

11 декабря 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00