iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 23 (396) декабрь 2008 /  11 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Человек великой веры

7 декабря в Храме Христа Спасителя у гроба почившего Предстоятеля Русской Церкви было совершено последование Великой панихиды. Парастас совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие матушки игумении и инокини, возлюбленные и дорогие братья и сестры!
Без преувеличения можно сказать, что сегодня в глубокой скорби находятся народы России. Плачут и рыдают те, кто знают, что почивший Святейший Патриарх Алексий был их молитвенником и предстателем, охраняя мир в родной земле и созидая единение.
В эти дни и часы весь мир вспоминает всю жизнь Святейшего Патриарха от рождения до кончины, и у меня нет необходимости делать это перед вами, потому что каждый из вас повседневно видел труды Его Святейшества, потому что все мы, собравшиеся сегодня у дорогого гроба Первосвятителя, были его ближайшими помощниками. Здесь и викарные епископы, и члены Епархиального совета, и благочинные — все те, с кем он ежедневно разделял ответственность по управлению Московской епархией как ее епархиальный архиерей. Мы-то больше всего испытываем сегодня горечь утраты. Но мы знаем, что нельзя, чтобы это горе утопало в слезах. Для всех нас это — испытание, урок, который дал нам сегодня Святейший Патриарх.
Мы можем со всей уверенностью, убежденно и честно сказать, что это был человек веры. Потому что без этой великой личной веры он не смог бы вернуть веру в Бога нашим соотечественникам, жившим и воспитанным в условиях атеизма. Он привлек ко Христу народ России. И сегодня мы должны продолжить то, на что он нас поставил, чтобы нисколько не ослабить нашего служения.
Нам выпали радость и счастье сегодня и завтра совершать здесь богослужения от лица Московской епархии. Завтра мы совершим здесь Божественную литургию. К Литургии готовятся с вечера, как мы начали это делать сегодня. А вы знаете, братья архипастыри и пастыри, что утром перед Литургией на входных молитвах, исповедуя свое недостоинство, мы просим оставления грехов пред совершением великой Евхаристической жертвы. Для нас сегодня подходящий момент, прежде чем вознести молитву пред Богом, обратиться к нашему Первосвятителю и Отцу, испрашивая у него прощения за все наши несовершенства. Он нам верил, он нам доверял, и мы всегда стремились через него исполнять послушание Церкви. Потому что мы знали, что служим не человеку, не Патриарху, не архиерею, а через него служим Богу, и, конечно, старались это делать от чистого сердца.
Но нет человека, который бы жил и не согрешил. И мы согрешали, и мы вольно или невольно оскорбляли и сан, и достоинство Святейшего Патриарха, когда оказывались не в состоянии сделать то, что он хотел от нас видеть. И в этот момент я хочу призвать вас, архипастыри и пастыри, которые окружают мертволепное тело нашего Отца и Патриарха: преклоним свои колена и попросим у него, как его собратья и дети, прощения за все, что мы по своему несовершенству могли допустить до последнего момента его жизни.
Прости нас, Святейший Владыка, и благослови на продолжение нашего служения Святой Церкви, народу нашему и Отечеству! А наши сердечные молитвы о тебе будут всегда. И мы надеемся, что теперь ты, Святейший Отец, приобрел особенное дерзновение пред Господом молиться за нас и помогать нам. Мы совершаем сегодняшнюю молитву в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и просим Пресвятую Деву, чтобы Она сопутствовала твоей бессмертной душе к Престолу Божию в Царствии Небесном. Аминь.

 

11 декабря 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00