выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 23 (396) декабрь 2008 /  11 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Человек великой веры

7 декабря в Храме Христа Спасителя у гроба почившего Предстоятеля Русской Церкви было совершено последование Великой панихиды. Парастас совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие матушки игумении и инокини, возлюбленные и дорогие братья и сестры!
Без преувеличения можно сказать, что сегодня в глубокой скорби находятся народы России. Плачут и рыдают те, кто знают, что почивший Святейший Патриарх Алексий был их молитвенником и предстателем, охраняя мир в родной земле и созидая единение.
В эти дни и часы весь мир вспоминает всю жизнь Святейшего Патриарха от рождения до кончины, и у меня нет необходимости делать это перед вами, потому что каждый из вас повседневно видел труды Его Святейшества, потому что все мы, собравшиеся сегодня у дорогого гроба Первосвятителя, были его ближайшими помощниками. Здесь и викарные епископы, и члены Епархиального совета, и благочинные — все те, с кем он ежедневно разделял ответственность по управлению Московской епархией как ее епархиальный архиерей. Мы-то больше всего испытываем сегодня горечь утраты. Но мы знаем, что нельзя, чтобы это горе утопало в слезах. Для всех нас это — испытание, урок, который дал нам сегодня Святейший Патриарх.
Мы можем со всей уверенностью, убежденно и честно сказать, что это был человек веры. Потому что без этой великой личной веры он не смог бы вернуть веру в Бога нашим соотечественникам, жившим и воспитанным в условиях атеизма. Он привлек ко Христу народ России. И сегодня мы должны продолжить то, на что он нас поставил, чтобы нисколько не ослабить нашего служения.
Нам выпали радость и счастье сегодня и завтра совершать здесь богослужения от лица Московской епархии. Завтра мы совершим здесь Божественную литургию. К Литургии готовятся с вечера, как мы начали это делать сегодня. А вы знаете, братья архипастыри и пастыри, что утром перед Литургией на входных молитвах, исповедуя свое недостоинство, мы просим оставления грехов пред совершением великой Евхаристической жертвы. Для нас сегодня подходящий момент, прежде чем вознести молитву пред Богом, обратиться к нашему Первосвятителю и Отцу, испрашивая у него прощения за все наши несовершенства. Он нам верил, он нам доверял, и мы всегда стремились через него исполнять послушание Церкви. Потому что мы знали, что служим не человеку, не Патриарху, не архиерею, а через него служим Богу, и, конечно, старались это делать от чистого сердца.
Но нет человека, который бы жил и не согрешил. И мы согрешали, и мы вольно или невольно оскорбляли и сан, и достоинство Святейшего Патриарха, когда оказывались не в состоянии сделать то, что он хотел от нас видеть. И в этот момент я хочу призвать вас, архипастыри и пастыри, которые окружают мертволепное тело нашего Отца и Патриарха: преклоним свои колена и попросим у него, как его собратья и дети, прощения за все, что мы по своему несовершенству могли допустить до последнего момента его жизни.
Прости нас, Святейший Владыка, и благослови на продолжение нашего служения Святой Церкви, народу нашему и Отечеству! А наши сердечные молитвы о тебе будут всегда. И мы надеемся, что теперь ты, Святейший Отец, приобрел особенное дерзновение пред Господом молиться за нас и помогать нам. Мы совершаем сегодняшнюю молитву в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и просим Пресвятую Деву, чтобы Она сопутствовала твоей бессмертной душе к Престолу Божию в Царствии Небесном. Аминь.

 

11 декабря 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00