выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 15-16 (460) август 2011 /  26 августа 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Иннокентий: Православие стало для меня религией красоты и свободы

19 августа Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия (Яковлева) во епископа Нижнетагильского и Серовского.

 

Слово архимандрита Иннокентия (Яковлева) при наречении во епископа Нижнетагильского и Серовского

 Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш, богомудрые архипастыри Церкви Христовой!

Изволением Божиим, решением Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви выпала мне, недостойному, великая честь стать преемником апостолов и носителем апостольской благодати.

В немощи и страсе и трепете мнозе (1 Кор. 2, 3) предстою теперь перед вами, сознавая свое недостоинство и ужасаясь огромной ответственности пребывания на столь высоком поприще Христовом. В то же время душа влечется и благоговеет от сознания того, что Святая Церковь призывает меня к новому служению, вверяя решение важных задач; значит, и от меня возможна польза, значит, и я могу отдать Церкви все силы без остатка.

Чувствуя себя сосудом немощным, вспоминаю слова Святого Писания: Кто я, Господи Боже… что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16). Перед моими глазами в краткое время проходит вся моя жизнь. Еще в конце 70-х годов непостижимая для человеческого разума сила благодати Божией привела меня, архитектора и художника, в церковную ограду, чтобы послужить данным от Бога талантом и приобретенными знаниями устройству новых храмов в Сибири. Первым руководителем моим стал архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний, почивший в 2008 году, который в ту пору активно трудился в Новосибирской епархии.

Под его же руководством я делал первые шаги в духовной жизни, переосмысливая свое предназначение, и уже тогда понял, что все творческие возможности, которые дает нам Господь, необходимо принести к подножию небесного Престола Его. Православие стало для меня религией красоты и свободы, полностью востребовавшей мой духовный и творческий потенциал.

Позже, в начале 90-х годов, когда Преосвященный Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, призвал меня на церковное служение, мне стало понятно, что жизнь в Церкви открывает необозримый простор для высшего духовного творчества, материалом для которого являются души вверенной тебе паствы и твоя собственная, которую необходимо возделывать, подвергая строгому и постоянному самовоспитанию.

Бесценный опыт, приобретенный мною под мудрым руководством архиепископа Евлогия, навсегда останется духовным богатством и тем даром, который с помощью Божией послужит добрым основанием в предстоящем мне служении Церкви.

Возлагаю надежды мои и на молитвенное предстательство святителя Иннокентия, митрополита Московского, священное имя которого наречено мне при иноческом постриге, жизнь, труды и смирение которого постоянно держу перед своим мысленным взором. Подвиги большой архипастырской деятельности владыки Иннокентия были тесно связаны с глубиной и силой его веры, со смиренным сознанием того, что «от Господа, — как он часто любил повторять, — стопы человеку исправляются», потому что все мы служим орудием благодати Божией. При всем сознании крайнего моего ничтожества я молился и молюсь сейчас о том, чтобы Господь дал мне вдохновение следовать за Ним, куда бы Он ни пошел (Откр. 14, 4).

В этот ответственный и благодатный для меня день я хочу низко поклониться Вам, Ваше Святейшество, с великой благодарностью и любовью за оказанное высокое доверие. Если каждому пастырю на пути его служения Господь вверяет по нескольку десятков душ, которым он помогает обрести спасение, то за Вами вся Русская Церковь, миллионы православных, которые черпают в Церкви духовные силы. Это люди с разными характерами и по-разному воцерковленные, но для всех Церковь, которую Вы возглавляете как ее Патриарх, должна являть идеал духовности и святости, и мы видим, какие усилия для этого Вы прилагаете. Стать Вашим смиренным соработником — большая честь и счастье для меня.

Я иду «работать Господеви» там, где указал мне перст Божий в лице Матери-Церкви и ее священноначалия, иду с твердым намерением всецело отдать свои силы на служение Богу, сохранить чистоту православного вероучения, оберегать Церковь от врагов видимых и невидимых вплоть до готовности пострадать за нее. Питаю свой ум и сердце упованием на теплые Ваши молитвы, святители Божии, перед престолом благодати, которые помогут, выражаясь языком того же апостола народов Павла, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15), и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг служения Церкви Христовой.

 

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иннокентию (Яковлеву), епископу Нижнетагильскому и Серовскому

Преосвященный епископ Иннокентий!

Ныне, в день праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ты сподобился принять благодать, соделавшую тебя епископом и домостроителем таин Божиих (ср.: 1 Кор. 4, 1). С этого дня ты призван, отрекаясь от себя и презирая собственные интересы, заботиться только о пользе церковной, во всем поступая согласно примеру Подвигоположника нашего спасения и Его апостола, который для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

Премудрым Своим промыслом Вседержитель готовил тебя к сегодняшнему дню. Предопределив к восприятию высшей степени священства, Он провел тебя стезей разнообразных послушаний на ниве церковной, дабы усовершить во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя благоугодное Ему через Иисуса Христа (ср.: Евр. 13, 21).

В минувшие годы тебе довелось нести ответственное служение в должности секретаря Владимирско-Суздальской епархии, быть наместником монастыря. Как профессиональный художник и архитектор, ты возводил и украшал православные храмы. Теперь же тебе надлежит с еще большим усердием прикладывать свои усилия, дабы и на Уральской земле слово Господне распространялось и прославлялось (2 Фес. 3, 1).

Немало было сделано трудами Преосвященного Викентия в определенном тебе священноначалием уделе. Однако твоя задача состоит не в том, чтобы лишь пользоваться плодами этих трудов, ты должен приумножить их во славу Божию и на пользу Церкви.

Епископское служение сопряжено с величайшей ответственностью, как ты и сам об этом сказал при наречении. Однако недостаточно только осознавать это — необходимо самой жизнью являть пример деятельного исполнения заповедей Божиих и пастырской заботы о каждой человеческой душе, вверенной твоему попечению.

Люди хорошо чувствуют духовное состояние и внутренний настрой священнослужителя. Посему если ты будешь иметь сердечное горение, стремиться нелицемерно радеть о благостоянии Церкви Христовой, то тебе всегда будет сопутствовать помощь и поддержка народа Божиего, жаждущего видеть своего архипастыря образцом добродетели, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Как же стяжать это сердечное горение?

Ищи укрепления своих человеческих сил в горячей искренней молитве, а более всего в совершении таинства евхаристии, попаляющей семя греховных страстей и соделывающей нас причастниками превосходящего всякое разумение Божеского естества (ср.: 2 Пет. 1, 4).

Сегодня мы празднуем Преображение Спасителя — событие, ставшее источником неиссякаемой силы, преображающей всю тварь и всё существо. Явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил радостью и обожил человека (Косма Маюмский. Гимн на Преображение Господне). Не случайно преподобный Серафим Саровский, великий подвижник земли Русской, в своей беседе с Мотовиловым свидетельствует о необходимости стяжания благодати Святого Духа как о цели христианской жизни — жизни Богочеловеческого Тела Христовой Церкви (преподобный Иустин (Попович). Собр. творений. Т. IV). Свято храни верность данной тобою архиерейской присяге. Твердо стой на камне православного учения, да не искусит тебя враг соблазном разделения и непослушания священноначалию.

Помни о неразрывной связи епископа с врученной ему местной церковью, наименование которой в соответствии с традицией становится частью имени самого архиерея. Ибо, по слову священномученика Игнатия Антиохийского, где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь (К Смирнянам. Гл. VIII). Архиерей, переставший чувствовать пульс жизни своей епархии, утративший непосредственную связь с клиром и паствой, не выражающий чаяния и духовные устремления своего словесного стада, перестает быть епископом в собственном и изначальном смысле этого слова. Он не может быть блюстителем, ибо его миссия не принимается в таком случае людьми. Да не будет сего с тобой. А для того чтобы избежать подобных искушений, всегда стремись быть доступным для общения не только духовенству, но и православным мирянам и, более того, всякому человеку, вопрошающему тебя о твоем уповании (ср.: 1 Пет. 3, 15).

Важно, чтобы клир вверенной тебе епархии чувствовал твое отеческое отношение и осознавал, что все вы вместе, связанные союзом веры во Христа, надеждой на спасение и братской любовью, делаете одно общее Божие дело.

Всегда имей попечение о развитии катехизации, совершенствовании духовного образования. Люди должны быть не только крещены, но и научены в соответствии с великой заповедью, данной Спасителем Своим ученикам (ср.: Мф. 28, 19–20), о том, чтобы те шли, учили и крестили народы. Особенно заботься о приобщении молодых людей к многовековой традиции православия. Им надлежит в скором времени воспринять на себя ответственность за будущее народа и Церкви. Потщись же внушить юношеству осознание важности и серьезности этого долга.

Не забывай и о том, что всякому человеку надлежит предстать перед нелицеприятным Судией, определяющим участь каждого в соответствии с теми делами милосердия, которые были совершены им во время земной жизни, как свидетельствует нам Евангелие от Матфея (ср.: Мф. 25). Пусть же постоянным напоминанием об этом станут для тебя слова первоверховного апостола Петра: Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (1 Пет. 3, 8).

Прими же сей архипастырский жезл и благослови народ, усердно молившийся во время Божественной литургии о ниспослании тебе полноты даров Духа Святого для прохождения предстоящего служения. Аминь.

 

Биография

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яков Яковлевич Яковлев) родился 30 апреля 1947 г. в Южно-Сахалинске. В 1965 г. поступил в Новосибирский архитектурный институт, после окончания которого был оставлен там в качестве преподавателя. В 1970 г. женился. В 1983 г. семья переехала из Новосибирска во Владимир. 3 февраля 1992 г. супруга скончалась после тяжелой болезни.

28 марта 1992 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием был рукоположен в сан диакона, 19 апреля — во священника. В том же году назначен председателем строительно-хозяйственного отдела при Владимирском епархиальном управлении и членом епархиального совета.

В 1993 г. стал старшим священником Свято-Успенского Княгинина женского монастыря г. Владимира, 22 августа 1995 г. — секретарем Владимирского епархиального управления.

13 апреля 1997 г. пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. В 1998 г. возведен в сан игумена.

Закончил заочный сектор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

В 2005 г. назначен наместником Александровского монастыря г. Суздаля и благочинным монастырей Суздальского округа с сохранением обязанностей секретаря епархиального управления.

В 2007 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Нижнетагильским и Серовским.

26 августа 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00