выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации: Идите и говорите людям от сердца

— Ваше Преосвященство, образование — одно из приоритетных направлений работы Церкви сегодня. Какие задачи стоят перед Отделом религиозного образования, который вы возглавляете?

— Святейший Патриарх Кирилл поставил перед Синодальным отделом религиозного образования и катехизации следующую задачу: всемерно способствовать духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию нашего народа, особенно детей, юношества, принадлежащих в большинстве своем к Православной Церкви. Мы должны предоставить им возможность получить знания о Боге, о православии, о православной культуре. Это касается как тех, кто приходит в воскресную школу, так и тех, кто получает образование в светской школе. И вторая задача — это задача катехизации, то есть научения людей вере. Вот в этих двух направлениях и работает сегодня отдел.

— Как вы в целом оцениваете состояние воскресных школ для детей и особенно для взрослых?

— Сегодня воскресные школы есть в большинстве приходов. Другой вопрос, какие это школы и как ведется в них преподавание. Тут есть определенные проблемы. Например, воскресной школой занимаются матушка и батюшка; если матушка поющая — то и вся школа будет петь, а если нет — школа петь не будет. Если матушка танцует, рисует и так далее — значит, дети будут заниматься именно этим. Хорошо, что в школах есть различные формы дополнительного образования, но мы должны быть уверены в том, что и базисные церковные вероучительные дисциплины там преподаются хорошо. Мы будем пытаться обобщить существующие на сегодняшний день методики, чтобы создать некий базисный учебник для преподавания в воскресных школах. Такой учебник должен быть, и в нем должен быть представлен необходимый свод знаний, достаточный для ученика современной воскресной школы, дополнять который директора и духовники школ смогут, исходя из своих возможностей.
Немалая проблема заключается в том, что в воскресных школах, в большинстве своем, учатся дети раннего и среднего школьного возраста. И следующая задача, которую надо решить — это работа с молодежью, которая подрастает на приходе, и здесь, конечно, попеть и потанцевать мало. Молодежь надо заинтересовать, и, соответственно, должны быть найдены другие формы работы. Мы не можем себе позволить просто так, без пастырского попечения, отпускать молодых людей, тем более в такой ответственный период их становления. Подростковый возраст очень сложный, поэтому Церковь должна уметь сохранить этих детей, дать им нравственную опору в жизни.

Скажу честно, сегодня катехизаторская работа в приходах оставляет желать лучшего. Конференции, которые проводились в некоторых достаточно благополучных по многим показателям епархиях, показали удручающую незаинтересованность значительной части духовенства в проведении катехизаторской работы, считая, что достаточно проповеди в храме и литературы, лежащей в церковной лавке. К тому же, за последние годы мы привыкли, что о наших делах судят больше по тому, сколько храмов восстановлено, сколько икон отреставрировано в храме, сколько куполов позолочено и т.д. Все это очень важно, и никто не отменяет важности проведения реставрационных работ, но если заниматься только этим и упускать из виду катехизаторскую работу, то скоро некому будет ходить в эти храмы и любоваться всем, что сделано, некому будет это поддерживать. Вера в Бога должна сочетаться со знанием основ православного вероучения, тогда эта вера будет более крепкой, трезвой, мирной. Вера без знания не дает человеку устойчивости в современном мире, а зачастую и делает его объектом манипуляций тех сил, которые хотят внести смуту в ограду Церкви.

Я хотел бы отметить необходимость проведения катехизической работы священнослужителями во время совершения таинств. Особенно важна подготовка людей к Таинству Святого Крещения. Часто мы сталкиваемся с тем, что никакой предварительной подготовки нет, в лучшем случае — два-три слова перед Крещением. Это недопустимо. Конечно, мы не можем требовать от каждого современного человека, чтобы он двенадцать раз посетил занятия для оглашенных, но хотя бы две-три встречи, беседы обязательно должны быть. И во время совершения Таинства священник должен проповедовать: рассказывать, объяснять, и его слово должно быть обращено не только к крещаемому, но и обязательно к восприемникам — крестным родителям (а в случае крещения младенцев — в первую очередь к восприемникам) и ко всем, кто присутствует при совершении Таинства. Мне бы хотелось обратить внимание на необходимость проповеди и при совершении других таинств и церковных обрядов — венчаний, отпеваний и панихид, молебных пений, причащении больных на дому, освящении квартир. Эта та сфера деятельности, за которую священник несет ответственность не перед епархиальным начальством, а перед Самим Богом. И если священнослужители проникнутся этой ответственностью, то и увидят результат своих трудов, Господь их благословит за этот труд.
Многие спрашивают, как нам все это делать? Не хватает сил, не хватает времени, не хватает опыта. Я всегда говорю: дорогие отцы, много у нас не хватает, но у нас есть самое важное, что Господь дал нам в Таинстве нашего рукоположения — это благодатная сила Божия. Идите и говорите людям от сердца, не стесняясь и не думая о том, как это все получится, какой будет результат. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, «сейте, милостив Господь, где-нибудь да и взрастет».

— Как вы можете охарактеризовать уровень образования в православных лицеях и гимназиях? Отдавая ребенка в школу, православные родители нередко стоят перед выбором: что лучше — государственная или православная школа? Каково ваше мнение?

— Я думаю, что ребенка надо отдавать в хорошую школу. В идеальном варианте — в хорошую православную школу, имеющую государственную аккредитацию. Многие православные семьи хотят видеть своего ребенка учащимся в православной среде, но если при этом ребенок вырастет православным, но безграмотным, то грош цена такому «православному образованию».

Создавая православные образовательные учреждения, мы должны проникнуться ответственностью перед Церковью и обществом за то, что это будет учебное заведение, соответствующее всем государственным образовательным стандартам. Само здание, в котором проходят занятия, тоже должно отвечать всем необходимым требованиям. Не должно быть так, как я видел недавно — просто руины здания, но на нем висит табличка с золотыми буквами: «Православная гимназия»...
К сожалению, есть случаи, когда благое дело создания православной школы или гимназии оборачивается крахом и скандалом даже на епархиальном уровне. Это случается, когда во главе этого дела становятся непрофессионалы, даже если это настоятели храма. Человек может быть замечательным священником, но это совершенно не значит, что он может быть руководителем учебного заведения. В Церкви много профессиональных педагогов, людей с высшим образованием, с учеными степенями, которые могли бы возглавить эти учреждения и ответственно подойти к этой работе. А священник может быть духовником школы, или батюшкой, служащим в домовом храме при учебном заведении, или преподавать вероучительные дисциплины.
 

Мария Виноградова
22 августа 2009 г.
Ключевые слова: школа, катехизация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00