iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Церковь
ЦВ № 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации: Идите и говорите людям от сердца

— Ваше Преосвященство, образование — одно из приоритетных направлений работы Церкви сегодня. Какие задачи стоят перед Отделом религиозного образования, который вы возглавляете?

— Святейший Патриарх Кирилл поставил перед Синодальным отделом религиозного образования и катехизации следующую задачу: всемерно способствовать духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию нашего народа, особенно детей, юношества, принадлежащих в большинстве своем к Православной Церкви. Мы должны предоставить им возможность получить знания о Боге, о православии, о православной культуре. Это касается как тех, кто приходит в воскресную школу, так и тех, кто получает образование в светской школе. И вторая задача — это задача катехизации, то есть научения людей вере. Вот в этих двух направлениях и работает сегодня отдел.

— Как вы в целом оцениваете состояние воскресных школ для детей и особенно для взрослых?

— Сегодня воскресные школы есть в большинстве приходов. Другой вопрос, какие это школы и как ведется в них преподавание. Тут есть определенные проблемы. Например, воскресной школой занимаются матушка и батюшка; если матушка поющая — то и вся школа будет петь, а если нет — школа петь не будет. Если матушка танцует, рисует и так далее — значит, дети будут заниматься именно этим. Хорошо, что в школах есть различные формы дополнительного образования, но мы должны быть уверены в том, что и базисные церковные вероучительные дисциплины там преподаются хорошо. Мы будем пытаться обобщить существующие на сегодняшний день методики, чтобы создать некий базисный учебник для преподавания в воскресных школах. Такой учебник должен быть, и в нем должен быть представлен необходимый свод знаний, достаточный для ученика современной воскресной школы, дополнять который директора и духовники школ смогут, исходя из своих возможностей.
Немалая проблема заключается в том, что в воскресных школах, в большинстве своем, учатся дети раннего и среднего школьного возраста. И следующая задача, которую надо решить — это работа с молодежью, которая подрастает на приходе, и здесь, конечно, попеть и потанцевать мало. Молодежь надо заинтересовать, и, соответственно, должны быть найдены другие формы работы. Мы не можем себе позволить просто так, без пастырского попечения, отпускать молодых людей, тем более в такой ответственный период их становления. Подростковый возраст очень сложный, поэтому Церковь должна уметь сохранить этих детей, дать им нравственную опору в жизни.

Скажу честно, сегодня катехизаторская работа в приходах оставляет желать лучшего. Конференции, которые проводились в некоторых достаточно благополучных по многим показателям епархиях, показали удручающую незаинтересованность значительной части духовенства в проведении катехизаторской работы, считая, что достаточно проповеди в храме и литературы, лежащей в церковной лавке. К тому же, за последние годы мы привыкли, что о наших делах судят больше по тому, сколько храмов восстановлено, сколько икон отреставрировано в храме, сколько куполов позолочено и т.д. Все это очень важно, и никто не отменяет важности проведения реставрационных работ, но если заниматься только этим и упускать из виду катехизаторскую работу, то скоро некому будет ходить в эти храмы и любоваться всем, что сделано, некому будет это поддерживать. Вера в Бога должна сочетаться со знанием основ православного вероучения, тогда эта вера будет более крепкой, трезвой, мирной. Вера без знания не дает человеку устойчивости в современном мире, а зачастую и делает его объектом манипуляций тех сил, которые хотят внести смуту в ограду Церкви.

Я хотел бы отметить необходимость проведения катехизической работы священнослужителями во время совершения таинств. Особенно важна подготовка людей к Таинству Святого Крещения. Часто мы сталкиваемся с тем, что никакой предварительной подготовки нет, в лучшем случае — два-три слова перед Крещением. Это недопустимо. Конечно, мы не можем требовать от каждого современного человека, чтобы он двенадцать раз посетил занятия для оглашенных, но хотя бы две-три встречи, беседы обязательно должны быть. И во время совершения Таинства священник должен проповедовать: рассказывать, объяснять, и его слово должно быть обращено не только к крещаемому, но и обязательно к восприемникам — крестным родителям (а в случае крещения младенцев — в первую очередь к восприемникам) и ко всем, кто присутствует при совершении Таинства. Мне бы хотелось обратить внимание на необходимость проповеди и при совершении других таинств и церковных обрядов — венчаний, отпеваний и панихид, молебных пений, причащении больных на дому, освящении квартир. Эта та сфера деятельности, за которую священник несет ответственность не перед епархиальным начальством, а перед Самим Богом. И если священнослужители проникнутся этой ответственностью, то и увидят результат своих трудов, Господь их благословит за этот труд.
Многие спрашивают, как нам все это делать? Не хватает сил, не хватает времени, не хватает опыта. Я всегда говорю: дорогие отцы, много у нас не хватает, но у нас есть самое важное, что Господь дал нам в Таинстве нашего рукоположения — это благодатная сила Божия. Идите и говорите людям от сердца, не стесняясь и не думая о том, как это все получится, какой будет результат. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, «сейте, милостив Господь, где-нибудь да и взрастет».

— Как вы можете охарактеризовать уровень образования в православных лицеях и гимназиях? Отдавая ребенка в школу, православные родители нередко стоят перед выбором: что лучше — государственная или православная школа? Каково ваше мнение?

— Я думаю, что ребенка надо отдавать в хорошую школу. В идеальном варианте — в хорошую православную школу, имеющую государственную аккредитацию. Многие православные семьи хотят видеть своего ребенка учащимся в православной среде, но если при этом ребенок вырастет православным, но безграмотным, то грош цена такому «православному образованию».

Создавая православные образовательные учреждения, мы должны проникнуться ответственностью перед Церковью и обществом за то, что это будет учебное заведение, соответствующее всем государственным образовательным стандартам. Само здание, в котором проходят занятия, тоже должно отвечать всем необходимым требованиям. Не должно быть так, как я видел недавно — просто руины здания, но на нем висит табличка с золотыми буквами: «Православная гимназия»...
К сожалению, есть случаи, когда благое дело создания православной школы или гимназии оборачивается крахом и скандалом даже на епархиальном уровне. Это случается, когда во главе этого дела становятся непрофессионалы, даже если это настоятели храма. Человек может быть замечательным священником, но это совершенно не значит, что он может быть руководителем учебного заведения. В Церкви много профессиональных педагогов, людей с высшим образованием, с учеными степенями, которые могли бы возглавить эти учреждения и ответственно подойти к этой работе. А священник может быть духовником школы, или батюшкой, служащим в домовом храме при учебном заведении, или преподавать вероучительные дисциплины.
 

Мария Виноградова
22 августа 2009 г.
Ключевые слова: школа, катехизация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00