iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Церковь
14 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Её называли игуменией всея Руси. Памяти схиигумении Варвары (Трофимовой)

8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). С ее именем связана целая эпоха в истории женского монашества в современной России, не зря ее называли игуменией всея Руси. Литургию и чин погребения в Пюхтицком монастыре 10 февраля возглавил епископ Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Преосвященнейший Меркурий. Похоронена схиигумения Варвара на монастырском кладбище у церкви в честь Святителя Николая.

Игумения Филарета (Смирнова), настоятельница московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, делится воспоминаниями о новопреставленной схиигумении:

"С игуменией Варварой я познакомилась 40 лет назад, тогда я пришла в Пюхтицкий монастырь и матушка там уже жила четыре года вместе с матушкой Георгией. Потом матушка какое-то время жила в Вильнюсе. Там она проходила послушание в Виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины. Она окормлялась у опытной старицы-игумении Нины (Баташевой). Ей поручали и работу письмоводителя, и помощницы казначея. Кроме того, матушка участвовала в ремонтно-строительных работах по восстановлению монастыря. И вот, когда настоятельница Пюхтицкого монастыря мать Ангелина стала совсем немощной, Патриарх Алексий I вернул монахиню Варвару к нам и поставил ее в игумении монастыря.

С игуменией Варварой связаны особые воспоминания, ведь когда меня постригали в монахини, то мать Варвара стала моей наставницей, моей духовной матерью. Она управляла монастырем 43 года, она была настоящая мать-руководительница, они вместе со Святейшим Патриархом Алексием II восстановили уже разрушающуюся обитель. При этом Патриарх Алексий, как известно, был очень привязан к Пюхтице и начал помогать в восстановлении монастыря еще задолго до того, как стал Патриархом. Помню, матушка всё время ему звонила, советовалась, как лучше сделать. Работы было много. Сестры в обители жили не так, как сейчас, не было ни света, ни воды, ни канализации, всё делали руками. Но благодаря усилиям игумении мы восстановили церковь, строили новые кирпичные корпуса для сестер. Матушка Варвара была молодая, энергичная, и, конечно, без ее энергии обитель бы не стала такой благоустроенной. Ведь сейчас наша обитель процветает.

В последние годы матушка Варвара болела, у нее был диабет, но всё равно она руководила всем до последнего дня жизни. Матушка говорила так: «Я всё буду для обители делать, пока есть силы, пока глаза смотрят и голова работает, только бы не оставить обитель не в порядке».

Матушка наша была не только строительницей, но и молитвенницей. Сестер она любила и давала духовные советы. Кто приходил за советом — всем помогала. Поучиться у игуменьи было чему. Так получилось, что я несла послушание в Москве и почти всегда была рядом со Святейшим Патриархом Алексием II, к матушке Варваре я приезжала только на праздники вместе со Святейшим, когда он бывал в Пюхтицах. Но, несмотря на то что это были короткие встречи, мы решали с игуменией все вопросы, которые я не могла решить сама. Это касалось и вопросов духовной жизни. Матушка не философствовала. Всегда говорила очень конкретно, как нужно поступать.

Матушку невозможно было не любить, потому что она всегда старалась сделать всё для своей обители, для сестер — все силы положила на это.
Особенно игуменью любили миряне. К ней даже в последнее время, когда она болела, очень много приезжало паломников за советом. Ее называли старицей, игуменией всея Руси.
О том, что матушка Варвара была по-настоящему духовным человеком, говорит и тот факт, что к ней приезжали и духоносные старцы. Так, например, у нас часто гостил протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит. Он очень любил к нам приезжать, любил общаться с матушкой и говорил, что в Пюхтицах и Иерусалим, и Афон, и Дивеево разом.
Сила характера матушки Варвары стала притчей во языцех. Не случайно она снискала уважение не только у паломников, монашества и духовенства, но и у властей независимой Эстонии, которые, будучи лютеранами, с большим почтением относились к православному монастырю. Но ее стойкость и твердость соседствовали с удивительной любовью, именно ее сразу же чувствовали все, кто приезжал в Пюхтицы.
Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!"

Фото: Православие.Ru

14 февраля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи