iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Церковь
вид на Новодевичий монастырь
ЖМП № 4 апрель 2011 /  6 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Позиция Минюста РФ противоречива". К вопросам контроля за деятельностью религиозных организаций

Из епархий Русской Церкви поступают вопросы, связанные с отчетностью православных религиозных организаций перед органами юстиции и проведением данными органами проверок их деятельности. Юридическая служба Московской Патриархии предлагает ряд рекомендаций. 

Правовые основания отчетности религиозных организаций перед органами юстиции. Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Порядок осуществления такого контроля определен ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой:

«3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом». (Ст. 32 в приведенной редакции действует с 01.08.2009 года.)

Таким образом, религиозные организации освобождаются от обязанности предоставлять в органы юстиции документы, содержащие сведения о деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви, при одновременном соблюдении следующих условий:

— в число  их учредителей не должны входить иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;

— в течение года они не должны иметь поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

— поступления имущества и денежных средств таких религиозных организаций в течение года должны составлять  до трех миллионов рублей.

Форма отчетности. Документы отчетности сдаются не позднее 15 апреля каждого года по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». С Минюстом России согласованы Рекомендации по заполнению данной формы, разосланные Управлением делами Московской Патриархии в епархии.

Последствия непредоставления документов отчетности. За однократное непредоставление документов отчетности установлен административный штраф в размере: в отношении должностных лиц — от 300 до 500 рублей; в отношении юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях). Штраф может быть взыскан только в судебном порядке. Неоднократное (два и более раз) непредоставление документов отчетности может повлечь ликвидацию религиозной организации в судебном порядке по заявлению органа юстиции (п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Проверки деятельности религиозных организаций. В силу п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» орган юстиции вправе проводить в отношении некоммерческой, в том числе религиозной, организации проверки соответствия ее деятельности (в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества) целям, предусмотренным ее учредительными документами. Проверки проводятся с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в порядке, установленном уполномоченным органом. Такой порядок определен приказом Мин­юста России от 31.03.2009 № 90.

Плановые проверки деятельности религиозных организаций должны проводиться не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

В соответствии с пп. 1, 2 п. 5 ст. 32 закона «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 170-ФЗ) орган юстиции при осуществлении контроля (в том числе проверок деятельности) религиоз­ной организации не вправе запрашивать и получать у религиозной организации документы, содержащие информацию о фи­нан­сово-хозяйственной деятельности религиозной организации, поскольку данные документы могут быть получены органом юстиции у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. Требование органов юстиции предоставлять в ходе проверок документы, содержащие информацию о финан­сово-хозяй­ственной деятельности религиозной организации, неправомерно.

Позиция Минюста России, к сожалению, противоречива. Так, в письме от 06.12.2010 № 15-27515 директора департамента по делам некоммерческих организаций В.А. Титова отмечается неправомерность требований территориальных органов Минюста о предоставлении религиозными организациями налоговых деклараций и бухгалтерской финансовой отчетности. С другой стороны, согласно письму департамента от 21.10.2010 № 15-21268, в ходе проведения проверок деятельности религиозных организаций органы юстиции «вправе запросить у религиозной организации первичные финансовые документы, такие как: кассовые книги, годовые финансовые планы (сметы доходов и расходов), материалы по учету и контролю за пожертвованиями, а также отчеты об исполнении финансовых планов, документы о получении и направлении религиозной организацией в проверяемый период пожертвований и иных средств целевого использования, акты проверок ревизионных комиссий». Оба письма не являются нормативными правовыми актами и не обязательны для применения (постановление правительства России от 13.08.1997 № 1009).

Инокиня Ксения (Чернега) - руководитель юридической службы Московской Патриархии.

6 апреля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00