выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Церковь
вид на Новодевичий монастырь
ЖМП № 4 апрель 2011 /  6 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Позиция Минюста РФ противоречива". К вопросам контроля за деятельностью религиозных организаций

Из епархий Русской Церкви поступают вопросы, связанные с отчетностью православных религиозных организаций перед органами юстиции и проведением данными органами проверок их деятельности. Юридическая служба Московской Патриархии предлагает ряд рекомендаций. 

Правовые основания отчетности религиозных организаций перед органами юстиции. Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Порядок осуществления такого контроля определен ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой:

«3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом». (Ст. 32 в приведенной редакции действует с 01.08.2009 года.)

Таким образом, религиозные организации освобождаются от обязанности предоставлять в органы юстиции документы, содержащие сведения о деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви, при одновременном соблюдении следующих условий:

— в число  их учредителей не должны входить иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;

— в течение года они не должны иметь поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

— поступления имущества и денежных средств таких религиозных организаций в течение года должны составлять  до трех миллионов рублей.

Форма отчетности. Документы отчетности сдаются не позднее 15 апреля каждого года по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». С Минюстом России согласованы Рекомендации по заполнению данной формы, разосланные Управлением делами Московской Патриархии в епархии.

Последствия непредоставления документов отчетности. За однократное непредоставление документов отчетности установлен административный штраф в размере: в отношении должностных лиц — от 300 до 500 рублей; в отношении юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях). Штраф может быть взыскан только в судебном порядке. Неоднократное (два и более раз) непредоставление документов отчетности может повлечь ликвидацию религиозной организации в судебном порядке по заявлению органа юстиции (п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Проверки деятельности религиозных организаций. В силу п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» орган юстиции вправе проводить в отношении некоммерческой, в том числе религиозной, организации проверки соответствия ее деятельности (в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества) целям, предусмотренным ее учредительными документами. Проверки проводятся с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в порядке, установленном уполномоченным органом. Такой порядок определен приказом Мин­юста России от 31.03.2009 № 90.

Плановые проверки деятельности религиозных организаций должны проводиться не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

В соответствии с пп. 1, 2 п. 5 ст. 32 закона «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 170-ФЗ) орган юстиции при осуществлении контроля (в том числе проверок деятельности) религиоз­ной организации не вправе запрашивать и получать у религиозной организации документы, содержащие информацию о фи­нан­сово-хозяйственной деятельности религиозной организации, поскольку данные документы могут быть получены органом юстиции у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. Требование органов юстиции предоставлять в ходе проверок документы, содержащие информацию о финан­сово-хозяй­ственной деятельности религиозной организации, неправомерно.

Позиция Минюста России, к сожалению, противоречива. Так, в письме от 06.12.2010 № 15-27515 директора департамента по делам некоммерческих организаций В.А. Титова отмечается неправомерность требований территориальных органов Минюста о предоставлении религиозными организациями налоговых деклараций и бухгалтерской финансовой отчетности. С другой стороны, согласно письму департамента от 21.10.2010 № 15-21268, в ходе проведения проверок деятельности религиозных организаций органы юстиции «вправе запросить у религиозной организации первичные финансовые документы, такие как: кассовые книги, годовые финансовые планы (сметы доходов и расходов), материалы по учету и контролю за пожертвованиями, а также отчеты об исполнении финансовых планов, документы о получении и направлении религиозной организацией в проверяемый период пожертвований и иных средств целевого использования, акты проверок ревизионных комиссий». Оба письма не являются нормативными правовыми актами и не обязательны для применения (постановление правительства России от 13.08.1997 № 1009).

Инокиня Ксения (Чернега) - руководитель юридической службы Московской Патриархии.

6 апреля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00