выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

"Космический" пастырь

После распада Советского Союза цитадель отечественной космонавтики космодром Байконур оказался на территории Казахстана. Работа большей части пятидесятитысячного населения города связана с космосом. Но заветным желанием жителей Байконура было иметь свой православный храм. И он был построен и освящен в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Храм поднимали всем гарнизоном, при активной поддержке городской администрации. Его открытие стало подарком к пятидесятилетнему юбилею города. Праздник посетили два президента: Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Настоятель Свято-Георгиевского храма в Байконуре протоиерей Сергий Бычков – местный уроженец, вырос в Кзыл-Орде. В свои 34 года он отец шестерых детей, старшие из которых уже помогают ему в храме – мальчики алтарничают, девочки подпевают на клиросе. С отцом Сергием мы познакомились в Москве, на церемонии принятия присяги в Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. Он согласился дать интервью «Церковному вестнику».

— Отец Сергий, расскажите, как вы пришли к вере и стали священнослужителем?
— Сказано, что «Русь платочками спасется». У меня была верующая прабабушка. До семи лет водила меня в церковь. И родители мои верили в Бога, мама до сих пор трудится в церкви, отец — водитель на «Скорой помощи». Вырастили троих сыновей. Семья наша прочная, все друг друга уважали.
Храм стоял прямо на нашей улице. Лет с 14 я начал ходить на службу сам. Начал мой старший брат, потом привел меня. Когда меня призывали в армию, я не скрывал, что верующий. Уже тогда я стремился послужить Христу.
Был 1991 год, перестройка — в Бога верить было уже «можно», но работниками военкомата и командирами частей это не приветствовалось. Определили меня во Внутренние войска. Отслужил, как положено, и вернулся в Казахстан. По благословению нашего правящего архиерея владыки Елевферия женился, принял сан диакона, через неделю — священника. Духовное образование получал заочно. Закончил Курскую духовную семинарию со степенью бакалавра, с отличием.
Первый мой храм был в городе Кокчетаве. Затем служил в Чистополе, там было два храма: один надо было восстанавливать, другой — достраивать. А после — Байконур.
— Во время службы в армии вам приходилось бывать в «горячих точках»?
— Об этом не будем. Это в прошлом.
— Хорошо. Тогда расскажите, как ваше нынешнее служение связано с работой космодрома.
— Всякое дело должно начинаться с благословения Божьего. С 1999 года мы освящаем все ракетоносители, которые отправляются с космодрома «Байконур». Когда мы начинали, был такой случай. Мы освятили ракетоноситель «Протон». Люди, связанные с космосом, к этому отнеслись благосклонно, хотя были и насмешки. Возможно, поэтому следующую ракету было решено оставить без освящения. И что же? Она упала над Карагандой. Жертв, слава Богу, не было. Теперь освящаются все ракеты. Кроме последнего случая, когда запускали ракетоноситель «Днепр» с белорусским спутником. Опять было принято решение не приглашать священника, не освящать корабль. И опять он не выполнил своей задачи!
— От кого зависит, приглашают священнослужителя или нет?
— Пуски бывают коммерческие и боевые. Военные нас приглашают всегда. А те пуски, которые мы не благословляли, были как раз коммерческими. Начиная же с 2000 года мы благословляем всех космонавтов, отправляющихся на орбиту.
— Как они сами относятся к этому?
— Сложилась традиция: экипаж, который летит на орбиту, берет благословение. Служится молебен, каждый космонавт окропляется святой водой. Дублирующий экипаж в дни перед пуском приходит в церковь, космонавты молятся, исповедуются, причащаются. Все космонавты берут благословение на взлет, не исключая гостей из других стран — Америки, Японии.
— Кто является постоянными прихожанами вашего храма?
— Большинство наших прихожан — это военнослужащие, люди, которые несут на космодроме трудовую вахту, «чернорабочие» космоса, те, кто готовит корабли к полетам. Для них поддержка Церкви очень важна. Мы бываем в частях, встречаемся с военнослужащими, членами их семей — других здесь нет, город-то военный. К служителям Церкви здесь относятся хорошо, много помогают. Один из меценатов нашего храма — генерал-майор А.Ф. Мезенцев. Он раньше возглавлял Кадетский корпус имени Петра Великого в Санкт-Петербурге, потом стал главой нашего города. Хочу также отметить начальника полигона генерал-лейтенанта Л.М. Баранова. Он часто посещает наш храм.
— На приходе обучают основам православия?
— У нас есть воскресная школа, в нее ходят дети до семи лет, старше семи и взрослые. Меня очень радует, что наш приход молодой. По воскресеньям мы причащаем 60—70 ребятишек. Это высокий показатель для города.
— Люди, имеющие прямое отношение к работе в космосе, должно быть, более обостренно воспринимают окружающий мир?
— Естественно. Каждый день они чувствуют, что находятся наедине с опасностью. Представьте выход в открытый космос, когда малейшая неполадка корабля грозит катастрофическими последствиями. А моральная ответственность, которая лежит на этих людях? Успешный пуск — это вклад в престиж России, а неудача — удар по нему. Этот труд и на земле связан с большими опасностями, с риском. Например, ракетное топливо гептил очень ядовито. Есть даже поговорка: «Запаха гептила не знает никто». А почему? Потому что тот, кто его вдохнул, сразу умирает. А они работают с этим топливом каждый день. Как не уповать на Всевышнего?
Поэтому надеемся, что милость Божия пребывает над нами по молитвам людей, которые здесь трудятся, и нашего Святейшего Патриарха. Да поможет нам Господь! Тогда и Россия воспрянет, и наш космодром будет жить.
— Как вы относитесь к введению института военного духовенства?
— Я безоговорочно «за». Приведу такой аргумент. За 2005 год в нашем городе с пятидесятитысячным населением, состоящим из военнослужащих и членов их семей, не было ни одной попытки суицида. Командир полигона и замполит считают, что в этом именно наша заслуга. Климат в городе стал значительно здоровее, снизилось количество правонарушений в частях.
Когда военнослужащего что-то тревожит, он, придя на исповедь, может раскрыть душу священнику. Приходят не только «срочники», но и офицеры, и генералы. Стараешься духовно помочь каждому. Постоянно взаимодействуя с командованием, мы видим плоды своих трудов. И, слава Богу, они не пропадают втуне.

Марина Васильева
24 января 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00