В Николо-Угрешской семинарии состоялась межрегиональная миссионерская конференция: «Информационная и приходская миссия Церкви». В первый день руководители миссионерских епархиальных отделов из 23 епархий Центральной России говорили о том, что необходимо учитывать духовенству при презентации своих социальных программ, на каких принципах нужно строить православную миссию в интернете, чтобы она была эффективной, о новых инструментах полемики в социальных сетях.
Открывая мероприятие, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн призвал задуматься над результатами социологического опроса, проведенного в Москве НИЛ социальных проблем современного общества социологического факультета МГУ об отношении общества к Церкви (выборка составила 826 респондентов). Согласно опросу, число людей считающих себя православными выросло с 71% (в 2010 г.) до 79% (в 2012 г.). Также увеличилось с 30 до 50% количество поддерживающих «Программу — 200». Однако есть и негативные тенденции. Так, число респондентов, считающих, что Русская Православная Церковь является реальной действующей силой, влияющей на жизнь страны в целом сократилось с 35 до 29%. Сократилось число респондентов (с 22% до 14%), однозначно согласных с утверждением, что Церковь проявляет открытость, близость к народу, но и увеличилось число (с 43% до 49%) тех, кто дал умеренные оценки («скорее согласен»). Процент не согласных с тем, что Церковь выполняет функцию сплочения общества увеличилось на 10% (соответственно, 14 и 24%). Указывая на опасности, выявленные этим исследованием, митрополит Иоанн отметил, что все больше людей, пребывающих вне церковной ограды убеждены, что Церковь утрачивает свою духовную миссию, «надмирность», становясь в значительной мере социальным общественным институтом. Суть проблемы в том, что упоминая о государственных или частных социальных программах, представители духовенства утверждают, что и Церковь вносит в нее свой вклад. «Это наша информационная ошибка. Рассуждая о какой-то благотворительной деятельности, в которой участвует Церковь, сначала нужно сказать, что она основана на Евангелии и эти же евангельские заповеди лежат и в основе светских программ, - заметил митрополит Иоанн. - Иначе у людей складывается впечатление, что мы просто следуем в форваторе добрых дел. Это очень серьезная проблема: как нам правильно рассказать о своей миссии и как расставить в ней акценты».
По словам протоиерея Димитрия Смирнова задача миссионера — переводить слова Христа и рассказ о Его деяниях на современный язык, и каждый христианин — потенциальный проповедник. «В миссии существует два подхода: харизматический, его осуществляли апостолы, ведя христоподражательную жизнь. И иерархический, через образование, - сказал священник. - Людей, которые способны сами себя организовать, увидеть и поставить цели — не так много, поэтому для большинства требуется церковное образование и участвовать в этом процессе может каждый христианин». Оружием миссии могут стать ни только радио и телевидение. Это могут быть и переводы текстов с православной тематикой на другие языки и затем размещеные на собственном сайте или в блоге. «Это очень эффективная форма проповеди, много людей обращаются к Богу именно через интернет, - сослался на собственный опыт протоиерей Дмитрий Смирнов. - Ни один миссионер не одинок, потому что делает дело Христово и поэтому находится под особым Божьим покровительством». Он отметил, что его блог читают сотни людей не только в России, но и по всему миру, а размещенные на нем материалы способствуют укреплению их веры.
Принципами просветительской деятельности в сети должны быть, по мнению иерея Дмитрия Березина (Московская епархия), христоцетричность, личный пример (т. е. акцент на своем личном опыте), принцип ненасилия (т. е. можно «задавить» оппонента аргументами, но оттолкнуть его, хотя задача совсем в другом).
Вместе с тем, диакон Георгий Максимов рассказал, что без достаточной подготовки новоначальные миссионеры могут утратить свою веру, увлекшись дискуссиями в сети со своими оппонентами. Так случилось с его знакомым, воцерковленным молодым человеком, которого в ходе интернет-дискуссии смогли переубедить неоязычники и он отошел от православия. Диакон Георгий назвал основные качества, которыми должен, по его мнению, обладать апологет православия в сети. Быть спокойным и уравновешенным, стараясь не срываться на колкие провокационные замечания, компетентным (в сети много частных мнений, но конкретная цитата и ссылка на источник производит впечатление на оппонента), ироничным (практика показывает, что ирония и остроумные замечания пробуждают доверие). «Защищая православную веру в сетях, наша задача не убедить и переудить оппонента, а ясно и твердо засвидетельствовать свою веру. И молодым апологетам важно иметь за спиной некий тыл в лице хорошо подготовленных людей, у которых он может получить разъяснение, если самому не хватает знаний»,- убежден священнослужитель.
Подводя итоги первого дня конференции митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, в частности, отметил новые тенденции в борьбе за душу человека в информационном пространстве.«Информационная революция закончилась, и началась революция образов, когда минутный ролик ("переходи на сторону добра")или картинка с яркой фразой-посылом может оказать на человека больше влияние, чем полторы страницы текста. Образ быстро и легко входит в сознание человека, «живет» там и с какой-то момент может «выстрелить», склонив чашу весов отнюдь не в нашу сторону», - сказал выступающий. Он также предложил подумать о создании общей миссионерской интернет-площадки с ограниченным доступом, где православные миссионеры могли бы обмениваться мнениями и опытом.
На конференции также выступили митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, ректор Николо-Угрешской семинарии игумен Иоанн (Рубин), зам. пред. Синодального миссионерского отдела Игумен Серапион (Митько), иеромонах Димитрий (Першин) и др. Сегодня конференция продолжит свою работу.
19 сентября 2014 г. 10:50
версия для печати |
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: Информационная революция закончилась, началась революция образов
19 сентября 2014 г. 10:50
Ключевые слова:
миссия
Также читайте: