![]()
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Игумен Пантелеимон (Королев): «Моя задача — сохранять доверие братии» Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев). PDF-версия.
17 декабря 2021 г. 16:00
Желая Небесного Царствия В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности святого князя, значимости его цивилизационного выбора, его военного таланта, его личного благочестия и т. д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В истории последних дней святого князя Александра Невского «Журналу Московской Патриархии» помогает разобраться доцент кафедры теологии МПГУ священник Георгий Харин. PDF-версия.
5 декабря 2021 г. 14:00
Постриг как награда С Феодоровской колокольни Богоявленского женского монастыря можно бесконечно любоваться не только храмами обители, но и всего древнего Углича. Правда, такая возможность у любителей древнерусской культуры появилась совсем недавно. Всего десять лет назад, когда игумению Антонину (Злотникову) благословили возрождать заброшенный Богоявленский монастырь с 500-летней историей, ее встретили здесь не только ветшающие храмы с прогнившими крышами, но и притон бездомных, городская помойка, жилые корпуса и студенческое общежитие. А красавицы колокольни Феодоровского храма, как и монастырской стены, просто не существовало. PDF-версия.
16 сентября 2021 г. 16:30
Небесный заступник Тверской земли В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский. PDF-версия.
16 июля 2021 г. 17:00
Стреляйте, а монастырь выселять не позволим Одигитриевский — первый основанный в Челябинске — монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официальный статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоемы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенес эпохи «ударного построения основ социализма». Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. PDF-версия.
13 июля 2021 г. 19:00
Возрожденный из руин «…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00
Тихоокеанский рубеж На долю Серафимовского мужского монастыря на острове Русский в прошлом году выпало немало испытаний: вредоносное поветрие — поразившая насельников коронавирусная инфекция, бушевавший в августе ураганный ветер и, наконец, обрушившийся на Приморье в ноябре ледяной дождь. PDF-версия.
12 февраля 2021 г. 14:00
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 января 2021 г. 13:30
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
|
ЦВ № 21 (394) ноябрь 2008 /
12 ноября 2008 г.
Монашество в современном миреВ статье «Монашество и постиндустриальное общество» (ЦВ № 20, 2008) игумен Спиридон (Баландин) поделился размышлениями о том, как монашеская традиция может найти свое место в современном обществе, которое, по одной из теорий, пройдя аграрную и индустриальную стадии своего развития, сейчас находится на постиндустриальной или информационной стадии. В отличие от отца Спиридона я не знаком изнутри с монашеской жизнью. Впрочем, мне доводилось бывать в русских монастырях, я видел немало православных и католических монастырей в Западной Европе и провел незабываемый месяц на Афоне. Несколько лет моей жизни были посвящены академическому изучению первых веков формирования монашеской традиции, поэтому, сталкиваясь с сегодняшним положением дел, я волей-неволей рассматриваю современное монашество в свете древних Патериков и «Лествицы». Монашество и современность «Вопрос в том, хотят ли монахи быть музейными экспонатами, проживающими в заповедниках-резервациях на потеху туристам, или полноценными членами современного постиндустриального общества? Дребезжащая пилорама, тонны железной стружки, рассуждения о вреде паспортов и вездесущих масонах в XXI веке не вызовут сочувствия и понимания в образованной среде», — справедливо замечает отец Спиридон. Однако «постиндустриальное общество» — это характеристика не только социологическая, но и нравственная. В частности, отец Спиридон обращает внимание на распад семьи, «образованную самодостаточность и духовную гордость», а также на тотальное загрязнение окружающей среды, как характеристики «информационного общества». Очевидно, что монастырь как «единое целое на основе взаимного смирения и послушания со многими ограничениями в свободе поведения» обречен быть бельмом на глазу у такого общества. И «синхронизация» монашества с деградирующим миром обернулась бы полной катастрофой. В то же время, стоит задуматься о том, как предотвратить «сохранение монастырской жизни исключительно в виде лубка», а монахам — не превратиться в «беззвучных музейных работников». Согласно официальной статистике, в Русской Православной Церкви сейчас 769 монастырей. У каждого своя история, в каждый приходят люди разными путями. Большая часть монастырей находится в состоянии строительства и ремонта; когда быт не устроен вовсе, насельникам не до интернета. Однако основной вопрос, который ставит отец Спиридон, как мне кажется, вовсе не в использовании высоких технологий. В Византии и в Древней Руси монастырь виделся прежде всего «как светоч духовного знания, просвещенности и образованности; как хранитель древней культуры и традиций, церковного искусства». Можно ли говорить о том, что современные монастыри соответствуют, или хотя бы пытаются соответствовать этому высокому стандарту? Трудный вопрос… Очевидно, не стоит идеализировать положение дел в наших монастырях до революции. У свт. Игнатия Брянчанинова можно найти немало скорбных сентенций: «Положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды». «С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтобы существование монашества продлилось». Святитель Игнатий обращает внимание на то, что монастырь является срезом не только с общецерковной жизни, но и с жизни общества в целом. Нравственная деградация общества искажает все социальные институты, включая монастыри. И единственный способ для монашества не превращаться в усиленное отражение проблем общества — это быть верным тому видению монашеской жизни, которое существовало до новейшего времени и которое позволяло изменять и преображать человека, выбравшего путь монашеской жизни. Соблазны монастырской жизни Если те, кого принято называть «ангельским образом», сбиваются с курса, страдает вся Церковь. Справедливо заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Очень часто человек, отправляющийся в паломничество в какой-то монастырь, приезжает оттуда с квадратными глазами, с какими-то епитимьями. И я некоторым своим прихожанам запрещаю исповедоваться в других монастырях. Потому что человек возвращается с полностью разрушенной духовной жизнью, с “мозгами набекрень”. Потому что некоторые духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту рубят его душу». Действительно, вряд ли найдется приходской священник, которому бы не доводилось врачевать души людей, покалеченных «прозорливыми старцами», которые зачастую готовы вторгнуться как в сексуальную жизнь человека, так и в его кошелек. Отец Димитрий ставит важный вопрос: возрождение института монашества — это проблема не только адекватного количества кирпичей для строительства и ремонта, но и того, как монашество воспринимает само себя, и прежде всего, по отношению ко всей Церкви. «Монашеская духовность» в ее современных проявлениях часто оказывается разрушительной. Так происходит, когда совершается подмена самых фундаментальных понятий монашеской жизни, к примеру послушания. Об этом, в частности, говорил Святейший Патриарх: «Существует соблазн отложить “на потом” устроение духовной жизни, отдавая приоритет строительству и украшению зданий… Если упустить главные цели монашеской жизни, ради которых возводятся здания и благоустраивается быт в обители, то рано или поздно монастырь оскудеет… Например, обет послушания и само послушание часто мыслятся не как средство исцеления больной человеческой природы, а как повод принудить человека к исполнению какого-то практического дела. При этом самому делу придается основное значение, а истинная цель послушания игнорируется». Действительно, труд является важной частью монашеской жизни. Зависимость монастыря от собственного хозяйства позволяет ему не стать частью «общества потребления»; пища на трапезе принимается как дар Бога, воспринятый через человеческий труд. В то же время, если послушники и паломники воспринимаются лишь как бесплатная рабочая сила, монастырь обречен стать клоном исправительно-трудовой колонии советского образца. Духовные ориентиры Очевидно, что монастырь может быть духовным ориентиром, лишь будучи ориентированным на святоотеческую традицию. Вспоминается эпизод из книги «Старец Силуан», в котором описывается сцена из жизни русского Афона. «В 1932 году монастырь посетил один католический доктор, отец Хр.Б. Он много беседовал с О.В. по разным вопросам жизни Святой Горы и между прочим спросил: — Какие книги читают ваши монахи? — Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Федора Студита, Кассиана Римлянина, Ефрема Сирина, Варсануфия и Иоанна, Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Григория Синаита, Григория Паламы, Максима Исповедника, Исихия, Диадоха, Нила и других Отцов, имеющихся в “Добротолюбии”, — ответил О.В. — Монахи ваши читают эти книги!.. У нас читают их только профессора, — сказал доктор, не скрывая своего удивления. — Это настольные книги каждого нашего монаха, — ответил О.В. — Они читают также и иные творения Святых Отцов Церкви и сочинения позднейших писателей-аскетов, как, например: епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Феофана Затворника, преподобного Нила Сорского, Паисия Величковского, Иоанна Кронштадтского и других. Об этой беседе О.В. рассказал старцу Силуану, которого глубоко почитал. Старец заметил: — Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им... Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые». Мог бы этот диалог состояться сегодня в обычном русском монастыре — не берусь ответить. Однако приведу случай из собственного опыта. Дочь одной из наших прихожанок около десяти лет живет в женском монастыре — слишком известном, чтобы называть его имя. Ее мать заболела, ей предстояла серьезная операция и послеоперационная терапия. Мать получила от дочери-послушницы (ныне монахини) письмо с правилом некоей «сихмонахини Антонии», в котором ей предписывалось сугубое покаянное молитвенное правило за грех детоубийства, совершенный в молодости, с молитвой св. Иоанну Предтече, чтобы он посмертно крестил детей, ныне находящихся в геенне (!). Я написал ей письмо, где сказал, что мать нуждается не в том, чтобы ее ставить на колени, а в добром слове и дочерней заботе. Также я призвал ее отличать церковное предание от опасной богословской самодеятельности. Я спросил, кто в монастыре занимается духовным и интеллектуальным воспитанием послушниц и молодых монахинь. Никто, узнал я. Поскольку на дворе «последние времена», никакой духовной жизни быть не может, и спасение возможно лишь через болезни и скорби. Так учат в монастыре, который, выполнив все возможные и невозможные задачи в области ремонта и строительства, так и не смог донести до собственных насельниц основы христианской жизни. Понятно, что если пресловутой «духовной жизни» в нынешние «последние времена» не существует, то можно смело отказаться и от тех целомудренных принципов, которые для древних монахов представлялись очевидными. Вполне в духе древнего монашества, на Западе в современных мужских бенедиктинских монастырях доступ женщин на территорию собственно монастыря запрещен вовсе — за исключением храма. Однако если из наших мужских монастырей изгнать армию матушек, тетушек («у меня был муж неверующий, меня батюшка благословил развестись, и я теперь здесь спасаюсь»), келейниц и проч., то привычный уклад монашеской жизни просто рухнет. Подобные искажения самой сути монашества могут быть ликвидированы только преодолением отношения монастырей к миру по принципу «вы — ученые, а мы — копченые», и знакомством насельников не только с сельскохозяйственными достижениями, но и с историей православного монашества, со святоотеческими трудами. Вспоминается пример монастыря св. Иоанна Предтечи в Великобритании: архимандрит Софроний, ученик прп. Силуана, который сам не имел систематического богословского образования, отправлял послушников и молодых монахов в университеты, где они его получали, работая над докторскими диссертациями. Его усилия не прошли даром — в монастырь, который можно считать образцовым, приезжают люди со всего мира, зная, что здесь не будут запугивать Антихристом и «последними временами», а помогут найти ответы на самые важные вопросы в их жизни. Таким образом, вклад монастыря в церковную жизнь может быть положительным, а не разрушительным, и он сможет быть источником просвещения, а не рассадником кликушества и невежества, только если монашество снова станет интеллектуальной элитой, укорененной в святоотеческом предании. Монастырь и мир Что касается спектра современных технологий, о которых говорит отец Спиридон, то современный монах может использовать их не только для самообразования и расширения интеллектуального горизонта, но и для того, чтобы делиться своим опытом с Церковью, с миром. Характерно, что самый популярный в России религиозный интернет-ресурс «Православие.ру» разработан и поддерживается московским Сретенским монастырем. Современный монастырь, в особенности монастырь городской, — это вовсе не бегство от мира, в примитивном смысле слова. Образ «идеального монаха» как человека, который лишь перебирает четки в руке, является романтическим вымыслом, и вымыслом опасным. Древние монастыри занимались издательской, просветительской, благотворительной деятельностью (вспомним прп. Иосифа Волоцкого!). Многие миссионеры вышли из монастырей (к примеру, прп. Герман Аляскинский). Монастыри непрестанно изменяли мир вокруг себя. И сейчас многие монастыри не ограничиваются строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами. Например, при Варницком монастыре, как и при бенедиктинских монастырях на Западе, действует школа-интернат. Немало монастырей, известных и не очень, которые своим «тихим и безмолвным житием» дают верные духовные ориентиры тем, кто живет в миру. В то же время, если за умножением количества монастырей не последует качественного переосмысления роли монашества не только в Церкви, но и в обществе, которое ждет убедительного, честного слова, монастыри останутся всего лишь памятниками тем, чьими молитвенными трудами стяжалась их былая слава.
12 ноября 2008 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|