выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Церковь
ЦВ № 21 (394) ноябрь 2008 /  12 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Монашество в современном мире

В статье «Монашество и постиндустриальное общество» (ЦВ № 20, 2008) игумен Спиридон (Баландин) поделился размышлениями о том, как монашеская традиция может найти свое место в современном обществе, которое, по одной из теорий, пройдя аграрную и индустриальную стадии своего развития, сейчас находится на постиндустриальной или информационной стадии. В отличие от отца Спиридона я не знаком изнутри с монашеской жизнью. Впрочем, мне доводилось бывать в русских монастырях, я видел немало православных и католических монастырей в Западной Европе и провел незабываемый месяц на Афоне. Несколько лет моей жизни были посвящены академическому изучению первых веков формирования монашеской традиции, поэтому, сталкиваясь с сегодняшним положением дел, я волей-неволей рассматриваю современное монашество в свете древних Патериков и «Лествицы».


Монашество

и современность

«Вопрос в том, хотят ли монахи быть музейными экспонатами, проживающими в заповедниках-резервациях на потеху туристам, или полноценными членами современного постиндустриального общества? Дребезжащая пилорама, тонны железной стружки, рассуждения о вреде паспортов и вездесущих масонах в XXI веке не вызовут сочувствия и понимания в образованной среде», — справедливо замечает отец Спиридон. Однако «постиндустриальное общество» — это характеристика не только социологическая, но и нравственная. В частности, отец Спиридон обращает внимание на распад семьи, «образованную самодостаточность и духовную гордость», а также на тотальное загрязнение окружающей среды, как характеристики «информационного общества». Очевидно, что монастырь как «единое целое на основе взаимного смирения и послушания со многими ограничениями в свободе поведения» обречен быть бельмом на глазу у такого общества. И «синхронизация» монашества с деградирующим миром обернулась бы полной катастрофой. В то же время, стоит задуматься о том, как предотвратить «сохранение монастырской жизни исключительно в виде лубка», а монахам — не превратиться в «беззвучных музейных работников».

Согласно официальной статистике, в Русской Православной Церкви сейчас 769 монастырей. У каждого своя история, в каждый приходят люди разными путями. Большая часть монастырей находится в состоянии строительства и ремонта; когда быт не устроен вовсе, насельникам не до интернета.

Однако основной вопрос, который ставит отец Спиридон, как мне кажется, вовсе не в использовании высоких технологий. В Византии и в Древней Руси монастырь виделся прежде всего «как светоч духовного знания, просвещенности и образованности; как хранитель древней культуры и традиций, церковного искусства». Можно ли говорить о том, что современные монастыри соответствуют, или хотя бы пытаются соответствовать этому высокому стандарту? Трудный вопрос…

Очевидно, не стоит идеализировать положение дел в наших монастырях до революции. У свт. Игнатия Брянчанинова можно найти немало скорбных сентенций: «Положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды».

«С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтобы существование монашества продлилось».

Святитель Игнатий обращает внимание на то, что монастырь является срезом не только с общецерковной жизни, но и с жизни общества в целом. Нравственная деградация общества искажает все социальные институты, включая монастыри. И единственный способ для монашества не превращаться в усиленное отражение проблем общества — это быть верным тому видению монашеской жизни, которое существовало до новейшего времени и которое позволяло изменять и преображать человека, выбравшего путь монашеской жизни.


Соблазны

монастырской

жизни

Если те, кого принято называть «ангельским образом», сбиваются с курса, страдает вся Церковь. Справедливо заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Очень часто человек, отправляющийся в паломничество в какой-то монастырь, приезжает оттуда с квадратными глазами, с какими-то епитимьями. И я некоторым своим прихожанам запрещаю исповедоваться в других монастырях. Потому что человек возвращается с полностью разрушенной духовной жизнью, с “мозгами набекрень”. Потому что некоторые духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту рубят его душу».

Действительно, вряд ли найдется приходской священник, которому бы не доводилось врачевать души людей, покалеченных «прозорливыми старцами», которые зачастую готовы вторгнуться как в сексуальную жизнь человека, так и в его кошелек. Отец Димитрий ставит важный вопрос: возрождение института монашества — это проблема не только адекватного количества кирпичей для строительства и ремонта, но и того, как монашество воспринимает само себя, и прежде всего, по отношению ко всей Церкви. «Монашеская духовность» в ее современных проявлениях часто оказывается разрушительной. Так происходит, когда совершается подмена самых фундаментальных понятий монашеской жизни, к примеру послушания. Об этом, в частности, говорил Святейший Патриарх:

«Существует соблазн отложить “на потом” устроение духовной жизни, отдавая приоритет строительству и украшению зданий… Если упустить главные цели монашеской жизни, ради которых возводятся здания и благоустраивается быт в обители, то рано или поздно монастырь оскудеет… Например, обет послушания и само послушание часто мыслятся не как средство исцеления больной человеческой природы, а как повод принудить человека к исполнению какого-то практического дела. При этом самому делу придается основное значение, а истинная цель послушания игнорируется».

Действительно, труд является важной частью монашеской жизни. Зависимость монастыря от собственного хозяйства позволяет ему не стать частью «общества потребления»; пища на трапезе принимается как дар Бога, воспринятый через человеческий труд. В то же время, если послушники и паломники воспринимаются лишь как бесплатная рабочая сила, монастырь обречен стать клоном исправительно-трудовой колонии советского образца.


Духовные ориентиры

Очевидно, что монастырь может быть духовным ориентиром, лишь будучи ориентированным на святоотеческую традицию. Вспоминается эпизод из книги «Старец Силуан», в котором описывается сцена из жизни русского Афона.

«В 1932 году монастырь посетил один католический доктор, отец Хр.Б. Он много беседовал с О.В. по разным вопросам жизни Святой Горы и между прочим спросил:

— Какие книги читают ваши монахи?

— Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Федора Студита, Кассиана Римлянина, Ефрема Сирина, Варсануфия и Иоанна, Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Григория Синаита, Григория Паламы, Максима Исповедника, Исихия, Диадоха, Нила и других Отцов, имеющихся в “Добротолюбии”, — ответил О.В.

— Монахи ваши читают эти книги!.. У нас читают их только профессора, — сказал доктор, не скрывая своего удивления.

— Это настольные книги каждого нашего монаха, — ответил О.В. — Они читают также и иные творения Святых Отцов Церкви и сочинения позднейших писателей-аскетов, как, например: епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Феофана Затворника, преподобного Нила Сорского, Паисия Величковского, Иоанна Кронштадтского и других.

Об этой беседе О.В. рассказал старцу Силуану, которого глубоко почитал. Старец заметил:

— Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им... Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые».

Мог бы этот диалог состояться сегодня в обычном русском монастыре — не берусь ответить. Однако приведу случай из собственного опыта.

Дочь одной из наших прихожанок около десяти лет живет в женском монастыре — слишком известном, чтобы называть его имя. Ее мать заболела, ей предстояла серьезная операция и послеоперационная терапия. Мать получила от дочери-послушницы (ныне монахини) письмо с правилом некоей «сихмонахини Антонии», в котором ей предписывалось сугубое покаянное молитвенное правило за грех детоубийства, совершенный в молодости, с молитвой св. Иоанну Предтече, чтобы он посмертно крестил детей, ныне находящихся в геенне (!). Я написал ей письмо, где сказал, что мать нуждается не в том, чтобы ее ставить на колени, а в добром слове и дочерней заботе. Также я призвал ее отличать церковное предание от опасной богословской самодеятельности. Я спросил, кто в монастыре занимается духовным и интеллектуальным воспитанием послушниц и молодых монахинь. Никто, узнал я. Поскольку на дворе «последние времена», никакой духовной жизни быть не может, и спасение возможно лишь через болезни и скорби. Так учат в монастыре, который, выполнив все возможные и невозможные задачи в области ремонта и строительства, так и не смог донести до собственных насельниц основы христианской жизни.

Понятно, что если пресловутой «духовной жизни» в нынешние «последние времена» не существует, то можно смело отказаться и от тех целомудренных принципов, которые для древних монахов представлялись очевидными. Вполне в духе древнего монашества, на Западе в современных мужских бенедиктинских монастырях доступ женщин на территорию собственно монастыря запрещен вовсе — за исключением храма. Однако если из наших мужских монастырей изгнать армию матушек, тетушек («у меня был муж неверующий, меня батюшка благословил развестись, и я теперь здесь спасаюсь»), келейниц и проч., то привычный уклад монашеской жизни просто рухнет. Подобные искажения самой сути монашества могут быть ликвидированы только преодолением отношения монастырей к миру по принципу «вы — ученые, а мы — копченые», и знакомством насельников не только с сельскохозяйственными достижениями, но и с историей православного монашества, со святоотеческими трудами.

Вспоминается пример монастыря св. Иоанна Предтечи в Великобритании: архимандрит Софроний, ученик прп. Силуана, который сам не имел систематического богословского образования, отправлял послушников и молодых монахов в университеты, где они его получали, работая над докторскими диссертациями. Его усилия не прошли даром — в монастырь, который можно считать образцовым, приезжают люди со всего мира, зная, что здесь не будут запугивать Антихристом и «последними временами», а помогут найти ответы на самые важные вопросы в их жизни.

Таким образом, вклад монастыря в церковную жизнь может быть положительным, а не разрушительным, и он сможет быть источником просвещения, а не рассадником кликушества и невежества, только если монашество снова станет интеллектуальной элитой, укорененной в святоотеческом предании.


Монастырь и мир

Что касается спектра современных технологий, о которых говорит отец Спиридон, то современный монах может использовать их не только для самообразования и расширения интеллектуального горизонта, но и для того, чтобы делиться своим опытом с Церковью, с миром. Характерно, что самый популярный в России религиозный интернет-ресурс «Православие.ру» разработан и поддерживается московским Сретенским монастырем. Современный монастырь, в особенности монастырь городской, — это вовсе не бегство от мира, в примитивном смысле слова. Образ «идеального монаха» как человека, который лишь перебирает четки в руке, является романтическим вымыслом, и вымыслом опасным. Древние монастыри занимались издательской, просветительской, благотворительной деятельностью (вспомним прп. Иосифа Волоцкого!). Многие миссионеры вышли из монастырей (к примеру, прп. Герман Аляскинский). Монастыри непрестанно изменяли мир вокруг себя. И сейчас многие монастыри не ограничиваются строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами. Например, при Варницком монастыре, как и при бенедиктинских монастырях на Западе, действует школа-интернат. Немало монастырей, известных и не очень, которые своим «тихим и безмолвным житием» дают верные духовные ориентиры тем, кто живет в миру. В то же время, если за умножением количества монастырей не последует качественного переосмысления роли монашества не только в Церкви, но и в обществе, которое ждет убедительного, честного слова, монастыри останутся всего лишь памятниками тем, чьими молитвенными трудами стяжалась их былая слава.



12 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00