выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Московский приход: взгляд участников олимпиады

Финал Первой всероссийской олимпиады по основам православной культуры стартовал в Москве 26 апреля. Финалисты, объединенные в десять команд, выполняли первое задание в рамках проекта «Московский приход».

Цель работы — описать историю и современную жизнь одного из московских храмов с помощью его прихожан. Исследование предполагало командную работу, включавшую в себя знакомство с историей и архитектурой храма, осмотр его звонницы, описание икон, росписей и святынь, беседу с клириком храма, а также знакомство с уголком православной Москвы, в котором расположен приход. Особым заданием для школьников было составить рассказ о новомучениках, связанных с храмом.
Итоговая работа готовилась не по старинке — как сочинение, альбом или стенгазета, — а в виде электронной презентации, причем текст нужно было сопроводить собственными фотографиями и аудиофайлами (записью бесед, колокольного звона).

«Исследовать» домовый храм мученицы Татианы при МГУ приехала группа финалистов из Самарской и Саратовской областей. Знакомство с храмом школьники начали с Литургии (день был воскресный), а к «деловой части» приступили уже после обеда. Обзорная экскурсия по храму и прогулка по Большой Никитской улице были общими «пунктами» для всех. Над другими заданиями — составлением рассказа о новомучениках, чья судьба связана с университетом, беседой со священниками, изучением храмовой доски объявлений — работали по одному или парами.

Шестнадцатилетнего Вадима из Саратова, бравшего интервью у настоятеля храма протоиерея Максима Козлова, мне с трудом удалось оторвать от ноутбука и iPoda, которые он безуспешно пытался соединить, чтобы расшифровать запись.
— Вадим, какие вопросы ты задал батюшке?
— Ну, не я один их задавал, мы все вместе их придумали: как отец Максим пришел к Богу, как следует относиться к неверующим сверстникам…
— И как же?
— С сочувствием…
Вадим учится в 11-м классе обычной школы, а на олимпиаду попал через школу воскресную, где занимается уже восемь лет. Он говорит, что в воскресной школе совсем не скучно: в старшей группе они изучают предметы серьезные и интересные — историю Вселенской Церкви, апологетику, литургику. Летом Вадим собирается поступать на социально-экономический факультет Саратовского государственного университета. А с неверующими сверстниками особых проблем у него никогда не было.

Об отсутствии непонимания с невоцерковленными одноклассниками говорит и семнадцатилетняя Даша — землячка Вадима, которая изучала доску объявлений Татьянинского прихода.
— Удалось ли по доске объявлений составить впечатление о приходской жизни Татьянинского храма?
— Я вижу, тут всего очень много. Самое интересное — это Школа духовного пения. По-моему, это такая воскресная школа с серьезным музыкальным уклоном. Ну и объявление о группе милосердия, которая помогает детям, больным раком.
— Как ты попала на олимпиаду?
— Честно говоря, случайно. В воскресной школе сказали, что надо написать работу, мы и написали. В Москве мы раньше уже бывали, поэтому особо сюда не рвались. А победа и приглашение в Москву стали, конечно, приятной неожиданностью, но только тут мы поняли, какую замечательную программу нам подготовили, и что впечатлений будет множество…
— И какое самое главное впечатление?
— Вообще-то, все только начинается… Не ожидали, что тут будет столько ребят со всей России. И проект «Московский приход» — только первое задание...
Даша тоже собирается получать высшее образование в Саратове, на экономическом факультете. Подумывала о золотошвейном отделении Православного Свято-Тихоновского университета в Москве, но, как говорит, поздно спохватилась, и подготовки теперь не хватит…

А вот шестнадцатилетняя Маша из Сызрани учится в православной школе в 9-м классе. С первого класса изучает Закон Божий, с пятого — основы православной культуры.
— Маша, как бы ты объяснила «внешнему» человеку, в чем разница между ОПК и Законом Божиим?
— ОПК — более широкое понятие, чем Закон Божий. Это целый комплекс предметов, связанных с культурой Православия — историей, архитектурой, литературой. А Закон Божий — прежде всего изучение Священного Писания. Мне кажется, его обязательно должен вести батюшка, чтобы не было ошибок.

Священник Алексей Зимин (клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, при Православной классической гимназии г. Тольятти), приехавший на олимпиаду со своими учениками, считает, что православная культура должна быть не отдельным предметом, а мировоззренческой базой для гуманитарных дисциплин. «Какая литература без христианства — Пушкин, Гоголь, Достоевский? В будущем, мне кажется, православный компонент должен войти в программу по литературе, истории и так далее. В “Основах православной культуры” останется та часть, которую можно будет преподавать как предмет “Религия”, как это и существует в западных странах», — заметил отец Алексий.

Необходимую информацию школьники собрали за пару часов, а вот обрабатывать ее для компьютерной презентации пришлось долго, до самого вечера. Но, кажется, презентация домового храма мц. Татианы обещает быть успешной.
 

Мария Хорькова
30 апреля 2009 г.
Ключевые слова: олимпиада, ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00