iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля
Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.
24 января 2016 г. 23:00
Церковь
Святейший Патриарх Кирилл
ЦВ № 1-2 (422-423) январь 2010 /  29 января 2010 г.
версия для печати версия для печати

Нравственное воспитание невозможно без знания культуры и истории своего народа

В Москве С 25 по 29 января прошли XVIII Международные Рождественские образовательные чтения «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». Церемонию открытия в Государственном Кремлевском дворце возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом.

Приветствия участникам форума направили председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, глава Администрации Президента России С.Е. Нарышкин, председатель Совета Федерации С.М. Миронов, председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов, министр иностранных дел С.В. Лавров.

С докладами на открытии чтений выступили министр образования и науки А.А. Фурсенко, мэр Москвы Ю.М. Лужков, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов, министр юстиции А.В. Коновалов и епископ Зарайский Меркурий. В рамках церемонии открытия XVIII Рождественских чтений состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Нынешний год в нашей стране пройдет, в частности, под знаком инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. Я говорю о начинающемся с 2010 года преподавании в средних образовательных учебных заведениях России основ духовной культуры и светской этики.

Курс «Основы православной культуры», наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной.

Идея фундаментальности этого знания заложена в самом названии предмета — «Основы православной культуры». Это курс о базисе нашей культуры и идентичности. Покойный Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Нравственная оседлость» невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной способности человека, как историческая память. Историческая память — это еще и прививка честности и смирения, главных человеческих добродетелей, ведь помнить приходится не только о взлетах, но и о своих падениях и ошибках.

Только так можно избежать лжепатриотизма и повторения исторических просчетов и мировоззренческих заблуждений. Развивая память, мы укрепляем совесть.
Память — это в том числе и проявление внимания к тому, что действительно заслуживает уважения и по отношению к чему необходимо постоянное бодрствование сознания. Сохранение информации о чем-то требует приложения усилий — написания книг и учебников, создания фотоальбомов, фильмов, сайтов, организации архивов, библиотек, музеев. Все это малые, а иногда и весьма значительные жертвы людей во имя сохранения памяти о том, что им дорого, что они любят. Поэтому когда мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык деятельной любви, мы возрастаем духовно.
В этом смысле значение введения в школьную программу курса «Основы православной культуры и светской этики» значительно важнее, чем простое религиоведческое и культурное просвещение...

Как пример успешного церковно-государственного сотрудничества в этой области можно привести Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, при поддержке аппарата полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе. Участники конкурса — представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных, православных и музыкальных школ, домов детского творчества, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы...
С 2008 года конкурс стал всероссийским, и в 2010 году будет проводиться уже в пятый раз.

Весьма актуально также слаженное сотрудничество Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и епархиальных отделов с государственными образовательными структурами в условиях проводимого в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации эксперимента по введению новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Сегодня все еще приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики — по сути нерелигиозной этики. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека.

Вместе с тем нельзя умолчать и об имеющей место критике со стороны представителей религиозных общин, в частности, со стороны православных верующих. Основной аргумент, используемый в данном случае, апеллирует к недостаточному количеству учебных часов, посвященных изучению детьми своей религиозной традиции. Несомненно, верующие люди правы, когда говорят, что изучение религиозной культуры должно быть делом всей жизни. И задача Церкви — позаботиться, чтобы так оно и было, по крайней мере, посредством образовательной деятельности на уровне приходов и через систему учебных заведений, учрежденных самой Церковью. Что же касается принятого решения о преподавании основ православной культуры, то оно обеспечивает возможность всем учащимся, кто того пожелает, сделать первый и очень важный шаг на пути приобщения к своим духовным истокам. И, дай Бог, чтобы этот шаг не был последним.

Ныне перед всем педагогическим сообществом стоит важная задача честно выявить выбор родителей учащихся в отношении того курса, который будет преподаваться их детям. Сегодня вполне очевидно, что многие родители нуждаются в помощи со стороны Церкви и педагогов при совершении выбора. Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль. Совершенно очевидно, что в нашем обществе имеются нерелигиозные люди, и у них есть право на воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями. Но этот факт не должен препятствовать верующим родителям делать выбор на основе своих религиозных предпочтений. Наша общая задача состоит в том, чтобы твердо и обоснованно разъяснить важность осуществляемого выбора для дальнейшей жизни ребенка. Ведь именно в школьном возрасте у человека формируется в главных чертах система его жизненных ценностей и приоритетов, происходят процессы его социализации и вовлечения в контекст национальной культуры. И поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории, курс основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие».

Православное образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, и каждый этап духовного взросления важен. Детские сады, воскресные школы, православные гимназии, курсы духовно-нравственного содержания, преподающиеся в общеобразовательных школах, богословские факультеты и вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни.

Отделу религиозного образования и катехизации поручена важная работа по подготовке учебно-методических материалов для всей этой системы православного образования. Речь идет о создании полноценного блока высококачественных, профессионально подготовленных учебников, охватывающих все обучение в средней и высшей школе. Мы не можем ограничиться подготовкой одного или нескольких пособий, необходимо учесть и систематизировать весь существующий опыт епархий Московского Патриархата в преподавании предметов духовно-нравственного содержания и на основании этого подготовить список материалов, официально рекомендованных Русской Православной Церковью для учебных заведений всех типов и уровней...

Ключевым пунктом для выстраивания концепции преподавания основ любой религиозной традиции либо светской этики должно служить наше общее представление о нравственном начале, присущем человеческой личности и формирующем ее духовный облик. Такой подход необходим для того, чтобы исключить всякую возможность ложных антитез, неверных противопоставлений и беспочвенных конфронтаций...

Сегодня для всех нас главной задачей является созидание в нашем обществе атмосферы мира и взаимоуважения, которое невозможно без осознания нашими согражданами и особенно молодым поколением идеи гражданской солидарности во имя общего блага.

 

29 января 2010 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00