выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Церковь
ЦВ № 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г.
версия для печати версия для печати

О литургическом творчестве и "православных заговорах"

Мы публикуем сокращенную версию выступления Людмилы Медведевой, зав. отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви, на конференции «Современные проблемы православного книгоиздания».
Своим выступлением я хочу попытаться ответить на вопрос, почему Издательский Совет Русской Православной Церкви не выпускает сам и не считает нужным способствовать распространению среди народа сборников молитв «на всякую потребу» и «во всякой немощи».
Мы не можем запретить издателям выпускать какие-либо книги: у нас нет на это полномочий. Труды других издателей мы рассматриваем, если они к нам обращаются. Мы не навязываем свою точку зрения, но если нас спрашивают — отвечаем.
...В конце 2006 года в Издательский Совет поступил на рецензию довольно интересный проект. Составители, люди очень искренние, хотели сделать книжицу, по которой охотники и рыболовы могли бы молиться перед выходом на свой промысел. Однако при рассмотрении текста выяснилось, что часть из предлагаемых читателям «молитв» является на самом деле старинными заговорами на удачную охоту и рыбную ловлю, взятыми составителями из неких ученых изданий. Приведу пример:
«(Для удачи на охоте.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю я, раб Божий, раным-нарано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду я, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки, и черные медведи, и красные бурнастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел святою своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие. (Сей заговор глаголи трижды.)»
Рецензентом было указано издателю, что такие тексты ИС РПЦ не может разрешить к печати. Издатель согласился: незнакомый с формальной стороной богослужебных текстов, он искренне полагал, что собирается печатать молитвы, поскольку в них упоминаются святые и даже Сам Господь.
Что же такое заговор? Заговор — это текст, построенный определенным образом, который должен быть произнесен в сопровождении определенных действий, в результате чего прошение, заключенное в заговоре, должно исполниться. У многих людей существует представление, что священнослужители нашей Церкви как раз такими действиями и занимаются. Однако это не так.
В Церкви есть всего семь Таинств, то есть чинопоследований, заключающих в себе определенные словесные формулы, при произнесении которых в сопровождении определенных священнодействий таинство считается совершенным благодатию Святаго Духа. Я не буду здесь вдаваться в богословие Таинств. Замечу только, что, например, отпевание не является таинством, и даже если мы старательно совершим всё чинопоследование, мы не можем быть уверены в том, что Господь помилует усопшего.
Подчеркнем: молитвенный текст, даже закрепленный в богослужебных книгах, — не волшебные слова, правильное воспроизведение которых дает гарантированный результат. Это — прошение, вопль, который может быть услышан, а может быть и отвергнут тем, кому адресован. Так мудрый родитель, слыша плач ребенка, вовсе не обязательно сразу выполняет любую его просьбу...
Колдун ведет себя иначе: он знает на каждый случай текст-формулу, произнесение которого, вместе с совершением некоторых действий-формул, должно привести к конкретному результату, и готов воспользоваться своими знаниями для удовлетворения человеческих желаний — за соответствующую мзду. Это и есть колдовство, волшебство, магия, получение результата не по милости Даятеля, а по запросу-требованию посвященного.
Традиционно в фольклористике действия колдунов разделяются на «черную» и «белую» магию: «черная» — это когда наносится вред тому, на кого дейтвие колдующего направлено; «белая» — когда колдующий просит о чем-то хорошем для того, ради кого колдовство затеяно. Именно «белые» заговоры иногда принимают за молитвы, и, наоборот, текст православной молитвы иногда понимается как заговор, используется в функции заговора.
Сегодня материализм не в моде — в моде «духовность». И люди, которым не удается привычными земными методами добиться успеха, пытаются прибегать к помощи, скажем так, потусторонних сил. Что это за силы, большинство людей плохо себе представляет. Но, как правило, страждущие все же предпочитают общаться не с нечистой силой, а со святыми. И тут на сцену выходят так называемые «православные» издатели, предлагающие сборники молитв «на всякую потребу» и «во всякой болезни».
Однако присмотримся к предлагаемым молитвам.
Дело даже не в том, что некоторые тексты представляют собой смесь церковнославянского и русского языковых стилей, а иные являются просто маловразумительным набором слов, — об этом уже говорилось неоднократно. Есть в таких изданиях и вполне канонические молитвы, обращенные к нашим православным святым. Но в этих молитвах ничего не говорится о том затруднении, с которым обращается к святому несчастный: это, как правило, молитвы, читаемые в праздничный день у мощей или пред иконой святого. Почему же составители предлагают их читать, например, в конкретной болезненной ситуации? Иногда это никак не объясняется, но в последнее время появились и вполне «квалифицированно» выполненные книжки: в них поясняется, что следует молиться такому-то святому в такой-то нужде потому, что в каком-то письменном источнике (житии святого, воспоминаниях о прожитом и т. п.) зафиксировано, что однажды святой имярек помог рабу Божию имярек освободиться от конкретного недуга.
Ну и что? — хочется спросить составителей. Если по молитве к некоторому святому у кого-то исчез прыщик на левой пятке, это вовсе не значит, что этот святой специализируется на подобных заболеваниях. Да, были (и есть) святые врачи, которые помогали людям в их немощах, зачастую безмездно, и к ним Церковь призывает обращаться в болезнях — как к специалистам, как к людям, на деле знающим, как страдают люди от болезней и как трудно помочь им человеческими силами. Да, некоторые святые, действительно, помогают в определенных ситуациях: почему? — а так им захотелось; не нам судить, почему, например, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, так возлюбил Русь-матушку, а также всех путешествующих, и в особенности по водам плавающих. Мы говорим о книгах, где рассказывается не об этих явных, освященных традицией, «специализациях» наших заступников, а насаждается мысль о том, что главное узнать и исполнить некую формулу, — и тогда успех обеспечен.
Составители рассматриваемых нами «молитвословов» мыслят и предлагают мыслить своим читателям следующим образом: нужно прочитать такую-то молитву (даже если ты ничего в ней не понимаешь и она вообще не о том), поставить свечку (лучше 3, 7, 12, 33, 40 — по деньгам), помазать больное место освященной водичкой или маслицем от определенной (указано в «рецепте») иконы — и будь здоров. Впрочем, процесс, вероятно, придется повторить — таблетки ведь тоже не сразу действуют... Это напоминает еще хождение по учреждениям социального обеспечения: главное — знать, куда за какой льготой обратиться и как правильно оформить документы (иногда где и взятку дать), а там уж тебе обязаны!..
«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7), — говорит Господь. Однако это вовсе не значит, что Господь будет исполнять любую нашу просьбу. Мы можем просить заступничества Матери Божией и святых, но даже и Матери Своей в ответ на Ее прошение Господь сказал однажды: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин. 2, 4).
Господь нас любит и слышит все наши слова.По вере нашей да будет нам.

Людмила Медведева
14 февраля 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00