выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Церковь
Преображение Господне.Фрагмент. Роспись свода алтаря.
26 июня 2014 г.
версия для печати версия для печати

От мира дольнего к миру горнему

Надвратную церковь Андреевского монастыря можно назвать не просто примером удачного благоукрашения, но образцом, достойным подражания. В последние годы этот храм получил широкую известность далеко за пределами Москвы и даже ­России, стал местом паломничества иконописцев и искусствоведов. Сюда приходят студенты художественных вузов и изучающие ­иконопись, чтобы увидеть, каким может быть современное церковное искусство.

За последние 20 лет в России множество храмов возвращено к жизни, отреставрировано и украшено. Однако не всегда реставрация и благоукрашение отвечают тем высоким требованиям, которые следует предъявлять к памятникам церковного искусства, ведь храмовое убранство должно соответствовать прежде всего литургическим нормам, богословским канонам, а также служить эстетическим образцом.

Торжественность и аскетизм

Надвратная церковь Андреевского монастыря была построена в 1675 году на месте прежде стоявшего деревянного храма во имя Мученика Андрея Стратилата, возведенного в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Эта церковь и дала название монастырю.

В 1960-х годах в Андреевском монастыре велись реставрационные работы, в 1967-м была восстановлена и надвратная церковь (автор проекта — архитектор Г.К. Игнатьев). Это прекрасный образец московского зодчества конца XVII столетия, фасады церкви украшены изразцами работы белорусских мастеров. Но внутренним благоустройством в советское время никто не занимался.

Только в 2004 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия II начались работы в интерьере надвратной церкви. Их поручили Ирине Зарон и Сергею Антонову, опытным мастерам церковного искусства и высокопрофессиональным художникам.

Сергей Антонов разработал проект убранства интерьера храма, включая центральный иконостас и два придельных. Он же выполнил все резные работы. Ирина Зарон писала иконы и расписывала стены. Над украшением храма художники трудились почти десять лет. И благодаря их кропотливой самоотверженной работе храм обрел свой поистине уникальный вид.

С самого начала проект внутреннего убранства храма был сделан с учетом традиций и в то же время вполне оригинально и богословски продуманно. Художественное решение интерьера построено не на внешних эффектах и роскоши, а на выразительных средствах материала, в частности фактуры дерева и камня, на нюансах колорита и графическом рисунке надписей. Художники удачно использовали естественный свет и особенности архитектуры. В результате храм имеет неповторимый облик, в котором сочетаются торжественность и аскетизм, что вполне соответствует монастырской эстетике и создает особую атмосферу благоговейной молитвы и созерцательного предстояния. К тому же высокое качество и художественная изысканность дизайна храма отвечают современным задачам церковного искусства.

Внутреннее пространство храма не велико, но сильно вытянуто вверх. Ряды окон, расположенных почти у самых сводов, дают мягкий рассеянный свет. Учитывая эти особенности храма, сюжетная роспись расположена только на своде храма, в наиболее освещенной его части. Роспись выполнена легко, прозрачно, в мягких сближенных тонах, что создает впечатление нематериальности Царства Небесного: образы духовного мира словно проступают сквозь материю, преображая реальную архитектуру, одухотворяя ее формы. На склонах свода расположены четыре композиции: «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (южный склон), «Благовещение» (северный склон), «Успение Пресвятой Богородицы» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (восточный). Посвящение главного престола празднику Покрова определило сюжетную канву росписи иее богословскую концепцию. Все сюжеты здесь связаны с Богородицей: в них последовательно раскрывается тайна Боговоплощения, спасения и Церкви. При этом роспись свода воспринимается как благодатный покров, простертый над молящимися, как раскрытое над их головами небо.

Стены храма оставлены без росписи, покрашены краской теплого охристого цвета, что зрительно расширяет пространство и наполняет его светом. При этом свет здесь мыслится исходящим не только из окон, как от материального источника, но и от росписи свода, так что священные образы становятся источниками света духовного. Под окнами по всему периметру стен проходит фриз с рельефной надписью — текстом тропаря праздника Покрова Божией Матери. Внутри надписи, по центру на каждой стене, установлены небольшие резные кресты как благословение на все четыре стороны света. Сдержанные, но очень выразительные элементы декорации стен подчеркивают чистоту и лаконизм архитектуры, а главный декоративный и смысловой акцент сделан на иконостасе. Именно иконостас доминирует в пространстве, что соответствует литургическому назначению храма.

Сдержанная красота

Иконостас храма удачно сочетает традиционную тябловую (установка икон на деревянный брус (тябло)) конструкцию и оригинально исполненные иконы. Состав икон традиционен, но их живописное решение заставляют по-новому осознать вполне канонические сюжеты и образы.

Иконостас выполнен из дерева, имеющего глубокий мягкий цвет мореного дуба. Он составляет контраст легкой росписи, подчеркивая нематериальность образов стенной живописи. Иконы в темном обрамлении воспринимаются как окна в Царство Небесное.

Иконостас состоит из четырех рядов: местного, праздничного, деисуса и пророческого. Горизонтальность тябловой конструкции подчеркивает иерархическую структуру, помогая молящимся восходить как по лествице от мира дольнего к миру горнему. Центральный образ — «Спас на престоле» — монументален и строг. Восседая на красном троне, Христос благословляет предстоящих в храме. Образ Богоматери «Знамение» над ним почти геральдичен в своем лаконизме и предельной концентрации. Строго симметричный, он задает определенный ритм всему иконостасу. Симметрично расположенные пророки и святые усиливают это впечатление. 14 праздников расположены по семи с каждой стороны от короны Царских врат.

В местном ряду две крупные иконы также симметрично обрамляют Царские врата. Справа — образ Воскресения, Сошествия во ад, слева — образ Покрова Пресвятой Богородицы. В них четко выделены центральные фигуры — Спасителя и Божией Матери. Так же строго симметрично расположены диаконы Стефан и Лаврентий на диаконских дверях и святые — воин-мученик Андрей Стратилат и апостол Андрей Первозванный (в их честь названы приделы храма).

Хочется особо отметить искусность резьбы, в ней нет перегруженности декоративными элементами, но гармонично сочетается пластика и графичность. Это видно, прежде всего, в изящно выполненной орнаментальной буквенной вязи на тяблах, в рельефах над диаконскими и царскими вратами. Сюжеты рельефов раскрывают тему Богочеловечества Христа и Его спасительной жертвы: над Царскими вратами расположена «Тайная вечеря», над северными дверями — «Омовение ног», над южными — «Предательство Иуды». И они напрямую связаны с темой Евхаристии. Оригинально оформлены полупрозрачной вязью сами Царские врата с рельефным образом Благовещения, а также решетчатые панели с крестами, оформляющие низ иконостаса. Все эти элементы придают иконостасу нарядность, сдержанную в своей красоте и выразительности, при этом основной акцент сделан на иконах, как это было в древнерусских иконостасах до эпохи барокко.

Письмо икон, выполненное Ириной Зарон, отличается особой деликатностью. Четкий рисунок и обобщенность форм сочетается с тонкой проработкой деталей. Композиции ясные, хорошо читаемые, силуэты фигур гибкие и выразительные, ритм линий и пятен создает особый музыкальный строй, наподобие унисонного пения с отдельными мелодическими импровизациями. Неяркий изысканный колорит иконописи построен на преобладании охристой гаммы с акцентами красного и зеленого цветов, а также изысканного золо-того ассиста (штрихи из сусального золота). Образы цельные, глубокие, одухотворенные, лики светлые, благородные, исполненные внутренней тишины. Предстояние перед такими иконами хорошо настраивает на глубокую молитву и духовную работу, собирает душу, не дает рассеиваться.

Горнее место

Алтарное пространство оформлено также лаконично, но выразительно. Роспись, как и в храме, украшает только свод. Здесь расположены композиции: с восточной стороны — Божия Матерь с Младенцем Христом на престоле и предстоящие им святые отцы, с западной — сцена «Преображение Господне».

У горнего места две главные моленные иконы — Спаситель и Богородица, а по сторонам от них две сюжетные: «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Рождество Христово». Образ Рождения Спасителя и Его Пречистой Матери выявляет тему Богочеловечества Христа, напрямую связанную с таинством евхаристии. Замечу, что и здесь не случайно применен принцип симметрии, который призван подчеркнуть неслиянность и нераздельность Божественной и чело-веческой природы Христа.

Приделы богообщения

Украшение двух боковых приделов представляло для художников задачу гораздо более трудную, чем убранство центральной части храма: приделы очень небольшие, с минимальным алтарным пространством, где едва помещается престол. К тому же своды приделов скошены. Всё это требовало неординарного решения, и оно было найдено художниками. В боковых приделах устроены очень простые иконостасы, практически без декоративных украшений, с двумя иконами — Спасителя и Богородицы и Царскими вратами решетчатой конструкции. Основной смысловой и художественный акцент здесь сделан на роспись, которая располагается над иконостасом. При этом оба придела связывает одна тема — «Причащение апостолов», в северном приделе расположена композиция «Христос раздает апостолам хлеб», в южном — «Христос дает апостолам Чашу». Это очень смелый ход, но богословски оправданный: таким образом оба придела соединяются с главным престолом, словно Спаситель, выйдя из центрального алтаря в приделы, раздает причастие апостолам и всем предстоящим и участвующим в таинстве евхаристии. Динамичное шествие апостолов, выражающее их движение навстречу Христу, создает духовно концентрированную атмосферу, делая небольшие приделы пространством богообщения.

В южном приделе расположено также созданное Сергеем Антоновым очень выразительное распятие — в его пластике ощущается глубокое знание древних традиций. И в то же время оно вполне авторское, его выразительные формы очень совре-менны.

Резной образ Воскресения Христова, также работы Антонова, встречает входящего в храм еще на лестнице, подготавливая его к переживанию главного таинства, совершаемого в храме, — евхаристии. Соединяя в одном произведении силуэт креста и фигуру воскресшего Спасителя, художник достигает невероятной концентрации образа и передает зрителю ощущение Христовой победы над смертью.

Убранство надвратной церкви Андреевского монастыря можно без преувеличения назвать уникальным произведением современного церковного искусства. В каждом элементе этого храма ощущается сплав художественного мастерства и глубокого бого-словского и литургического осмысления образов, уважение к традиции и смелая современная интерпретация древнего наследия.

Перед художниками, работающими в памятниках церковной архитектуры, всегда стоит непростая задача: не исказить художественный облик памятника и сохранить его архитектурные особенности и в то же время создать не музей, а храм, в котором будет совершаться богослужение. Ирина Зарон и Сергей Антонов прекрасно справились с поставленной задачей благодаря деликатному худо-жественному решению интерьера, удачно вписав новую живопись и новые иконы в древние стены храма.

 

Историческая справка:

Андреевский монастырь на Воробьевых горах — один из древнейших в Москве, согласно преданию, был основан в конце XIII в., но упоминается впервые в летописи XVI в. Тогда обитель называлась Преображенской пустынью «в Пленницах». В 1640 г. киевский митрополит Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня. Монастырь на Воробьевых горах был отдан ученым монахам, которые стали обучать здесь «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». С тех пор в Андреевском монастыре селились монахи из украинских, белорусских, литовских и других православных монастырей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных».

В 1724 г. монастырь был упразднен, в его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1762 г. Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. С 1764 г. храмы обители стали приходскими. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола.

В 1918 г. богадельню прикрыли, в монастыре был устроена коммуна 1-й московской фабрики Гознак. В 1964 г. сюда переехала Московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

В 1991 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 14 августа 1991 г. в нем было учреждено патриаршее подворье. Постановлением правительства Москвы от 17 декабря 1996 г. все здания Андреевского монастыря были переданы Синодальной библиотеке Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование. 24 сентября 2001 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил освятить главный престол церкви в честь Покрова Божией Матери, правый придел — во имя Мученика Андрея Стратилата, левый — Святого апостола Андрея Первозванного. 

26 июня 2014 г.
Ключевые слова: архитектура, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи