iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
Епископ Ирийский Даниил (Александров) 15.09.1930 — 26.04.2010
ЦВ № 15-16 (436-437) август 2010 /  11 июня 2010 г.
версия для печати версия для печати

Отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей по окормлению старообрядцев

26 апреля 2010 г. в городе Ири (штат Пенсильвания, США )после продолжительной болезни отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей по окормлению старообрядцев.


Будущий епископ Дмитрий Борисович Александров родился 15 сентября 1930 г. в Одессе в семье военного. Его дед со стороны матери был губернатором Аляски во времена императорской России. В 1938 г. отец Дмитрия Александрова был арестован большевиками и расстрелян.

Во время войны Одесса в 1944 г. была оккупирована румынской армией. В этот период Дмитрий начал активно участвовать в церковной жизни и петь в хоре. В том же году его мать вместе с ним была вынуждена уехать в Румынию.

После окончания войны они жили в лагере для беженцев в Австрии, а в 1949 г. переселились в США, в штат Нью-Джерси. Здесь Дмитрий знакомится с известным старообрядческим иконописцем Пименом Софроновым. У него он учится древней технике иконописи и вместе с ним ездит по приходам, расписывая храмы.
Позднее Дмитрий Александров поступил на учебу в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, которую окончил с отличием в 1958 г.

В 1965 г. митрополит Филарет (Вознесенский) рукополагает Дмитрия Александрова во иерея. Отец Дмитрий окормляет единоверцев в поселке Чураевка (штат Коннектикут), одновременно занимаясь иконописью и церковной архитектурой. Ему принадлежат проект Иоанно- Предтеченского собора в столице США Вашингтоне, иконостасы в Коренной пустыни в Магопаке, Троицком храме в городе Вайнленде, Свято-Владимирского храма-памятника на Владимирской горке, Покровского храма в Пало-Алто и другие. В 1969 г. он начинает издавать журнал «Наследие », посвященный вопросам церковного искусства.

Отец Дмитрий принимает большое участие в преодолении разделения Русской Церкви со старообрядцами. Его перу принадлежит проект резолюции, которая впоследствии была принята на III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1974 г., резолюция о снятии прещений со старообрядцев. Благодаря этой резолюции в 1983 г. одна из самых больших старообрядческих общин за пределами России — в честь Рождества Христова в городе Ири (штат Пенсильвания) — присоединилась к Русской Зарубежной Церкви.
В 1988 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей принимает решение хиротонисать отца Дмитрия во епископа Ирийского. Это второе за 300 лет посвящение епископа для окормления старообрядцев (первое — св. новомученика Симона (Шлеева)). Перед хиротонией о. Дмитрий принимает монашеский постриг с именем Даниил. Хиротония была совершена 26 августа 1988 г., и тогда же епископ Даниил переезжает в Ири.

Епископа Даниила, человека с гениальными и разнообразными талантами, можно назвать православным «человеком Ренессанса». Помимо иконописи и архитектуры, он был ведущим знатоком знаменного распева, отличным переводчиком (кроме прочего, он переводил на русский язык басни Эзопа), автором литературных произведений и эрудированным богословом, знатоком канонических правил и церковной истории. Он мог не только разработать проект иконостаса или паникадила, но и собрать это металлическое паникадило, а также сам занимался резьбой по дереву.

Будучи близко знаком как со старым, так и с новым обрядами, владыка Даниил считал, что представление о различии между ними сильно преувеличено. Он любил говорить, что это не два разных обряда, а две разновидности одного и того же обряда.
Владыка Даниил видел большую опасность в тенденции среди некоторых православных, в том числе и представителей епископата, предсказывания «последних времен». Он напоминал о прямом запрещении Господа «испытывать времена и лета»: «Тем не менее находятся умники, которые пытаются установить время Второго пришествия и конца мира. При этом некоторые представляют чудовищно наивное оправдание: о дне, мол, и часе рассуждать запрещено, но можно рассуждать о годе и месяце».

Небезынтересны высказывания приснопамятного владыки относительно благодати и безблагодатности (из Докладной записки епископа Даниила Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей от 14/27 апреля 1998 г., архив издательства «Русский пастырь»): «Будет крайней смелостью, чтобы не сказать больше, утверждать, что “где-то нет никакой благодати”, т.е. требовать от Бога, чтобы Он не смел оказывать милость определенным людям. Понятия “безблагодатность” нет в Книге правил. Оно мне не встречалось у святых отцов».

До воссоединения двух частей Русской Церкви епископ Даниил неофициально приезжал в Россию, посещал единоверцев и молился вместе с ними. И российские единоверцы неоднократно посещали владыку в Ири. В отношении Московского Патриархата епископ Даниил давно, еще в годы воинствующего безбожия, считал, что между ним и Зарубежной Церковью должно быть установлено евхаристическое общение, однако он боялся, что если, помимо такого общения, будет еще и «присоединение», то Зарубежная Церковь может быть поглощена и может потерять свойственный ей дух свободы и соборности. После подписания «Акта о каноническом общении » в мае 2007 г. к нему в Ири приезжали посланники одной из раскольнических групп и пытались его убедить к ним присоединиться и вместе с «епископом» Агафангелом Пашковским создать собственный Синод. Епископ Даниил отверг все эти предложения и остался верен Русской Зарубежной Церкви.

По характеру владыка всегда был прост и доступен в общении, у него не было никаких личных амбиций, жил он очень скромно, был прямолинеен и лишен какого-либо притворства. На отпевании владыки Даниила один иеромонах отметил: «Жизнь епископа Даниила нам показывает, что священнослужитель Церкви Христовой не должен быть конформистом, человекоугодником или искателем выгоды».

Теперь он предстоит перед Тем, Кому Одному старался угождать в течение своего служения.

Отпевание новопреставленного епископа Даниила было совершено в праздник Преполовения в старообрядческом Христорождественском храме епископами Георгием Мейфильдским и Иеронимом Манхеттенским.

Господь да упокоит душу новопреставленного Своего служителя Преосвященного епископа Даниила.

Протоиерей Петр Перекрестов,
Сан-Франциско, США
 

11 июня 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00