iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Церковь
ЦВ № 17 (438) сентябрь 2010 /  29 августа 2010 г.
версия для печати версия для печати

Перспективы сотрудничества Церкви и музейного сообщества

29 августа, в неделю 14-ю по Пятидесятнице и день празднования перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед собором Спаса Нерукотворенного Образа Спасо-Андроникова монастыря. В этом году отмечается 650-летие оби-тели.
По окончании богослужения состоялась беседа Святейшего Патриарха с представителями музейного сообщества России. Патриарх Кирилл высоко оценил заслуги музейных работников, которые в самое трудное время сохраняли национальное достояние, спасая его от уничтожения или вывоза за границу. По мнению Предстоятеля, в новых реалиях, когда Церковь «из деклассированного состояния вступила в законодательное поле», следует объединить усилия Церкви и музейного сообщества, чтобы совместно «защитить, сохранить и в духовном смысле вернуть святыни нашему народу».

Святейший Патриарх Кирилл отметил необходимость выработки механизмов взаимодействия религиозных организаций с музейным сообществом, так как на сегодняшний день «таких механизмов — формально, четко описанных — не существует, а есть лишь опыт взаимодействия — порой исключительно положительный, а порой достаточно драматичный».
«Мы с вами вступили в тот период, когда нужно сообща решать все эти вопросы — сохранения, использования, научной экспертизы, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, особо отметив, что речь не идет о пересмотре имущественных прав. — Мы должны, ни в коем случае не разоряя музейные коллекции, не нанося никого ущерба нашим музеям, одновременно позаботиться о том, чтобы святыни стали доступны нашему верующему народу и чтобы они сохранялись достойно — как в храмах, так и в музеях. Очень надеюсь, что уважаемые представители музейного сообщества откликнутся на мое приглашение взаимодействовать с церковной комиссией (Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре. — Ред.)».

«Перед нами стоит одна цель — сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

29 августа 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15