iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Церковь
ЦВ № 17 (438) сентябрь 2010 /  29 августа 2010 г.
версия для печати версия для печати

Перспективы сотрудничества Церкви и музейного сообщества

29 августа, в неделю 14-ю по Пятидесятнице и день празднования перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед собором Спаса Нерукотворенного Образа Спасо-Андроникова монастыря. В этом году отмечается 650-летие оби-тели.
По окончании богослужения состоялась беседа Святейшего Патриарха с представителями музейного сообщества России. Патриарх Кирилл высоко оценил заслуги музейных работников, которые в самое трудное время сохраняли национальное достояние, спасая его от уничтожения или вывоза за границу. По мнению Предстоятеля, в новых реалиях, когда Церковь «из деклассированного состояния вступила в законодательное поле», следует объединить усилия Церкви и музейного сообщества, чтобы совместно «защитить, сохранить и в духовном смысле вернуть святыни нашему народу».

Святейший Патриарх Кирилл отметил необходимость выработки механизмов взаимодействия религиозных организаций с музейным сообществом, так как на сегодняшний день «таких механизмов — формально, четко описанных — не существует, а есть лишь опыт взаимодействия — порой исключительно положительный, а порой достаточно драматичный».
«Мы с вами вступили в тот период, когда нужно сообща решать все эти вопросы — сохранения, использования, научной экспертизы, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, особо отметив, что речь не идет о пересмотре имущественных прав. — Мы должны, ни в коем случае не разоряя музейные коллекции, не нанося никого ущерба нашим музеям, одновременно позаботиться о том, чтобы святыни стали доступны нашему верующему народу и чтобы они сохранялись достойно — как в храмах, так и в музеях. Очень надеюсь, что уважаемые представители музейного сообщества откликнутся на мое приглашение взаимодействовать с церковной комиссией (Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре. — Ред.)».

«Перед нами стоит одна цель — сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

29 августа 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00