iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Церковь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
ЖМП № 6 июнь 2014 /  17 июля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Подарки Преподобного

Что и как сделано в Сергиевом Посаде для достойного проведения торжеств

Ко дню рождения принято дарить подарки. Тем более к такому юбилею, как 700-летие. В свой праздник Игумен земли Русской преподносит православным верующим свой дар — подготовку к торжеству как возможность задуматься о своей жизни и действии Промысла Божия в истории страны. Накануне торжеств «Журнал Московской Патриархии» внимательно изучил, готовы ли к празднованию юбилея в середине июля Радонеж, Сергиев Посад и Троице-Сергиева лавра, и чем они встретят паломников и туристов.

сновные события в Сергиевом Посаде пройдут с 16 по 20 июля. Кульминацией станет торжественное богослужение на Соборной лаврской площади в день обретения честных мощей Преподобного, 18 июля, с участием первых лиц Российского государства и делегаций от Поместных Православных Церквей, которое возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вряд ли туда смогут попасть все паломники: монастырское пространство просто не вместит огромного количества желающих. Но отчаиваться запланировавшим поездку в Посад не стоит. На Красногорской площади возле Святых ворот поставят несколько гигантских плазменных экранов с качественным звуком. На них будут транслировать и само патриаршее богослужение, и основные праздничные мероприятия, доступ на которые будет ограничен.

Среда обитания

В разгар предъюбилейной подготовки местные власти оказались в сложнейшем положении. К бюджетным затруднениям, обусловленным макроэкономическими причинами, добавились и кадровые перестановки. В течение года главы администраций поменялись и в районе, и в городе. Поэтому претворять в жизнь концепцию, утвержденную полтора года назад на совместном расширенном заседании подмосковного правительства и специальной рабочей группы при Президенте РФ (см.: ЖМП. 2013. № 3), пришлось в значительной мере новым ответственным лицам.

Впрочем, руководитель городского штаба по подготовке торжеств, исполняющий обязанности главы Сергиева Посада Владимир Слепцов, в формулировке основной задачи с предшественниками солидарен. «Главное — сделать так, чтобы праздник не ограничился центральными площадями и улицами, чтобы он пришел в каждый дом, — говорит Владимир Витальевич. — В прошлом году в рамках предъюбилейной программы нам удалось отремонтировать 28 дворов, в этом запланировали 27. По семи адресам разместили современные детские городки с хорошими спортивными площадками. Областной бюджет помог обновить 55 фасадов. Причем это не тривиальная покраска, а замена всех обветшавших конструкций вместе с кровлями, чтобы перед гостями не было стыдно за неприглядный внешний вид!»

Подмосковный бюджет выделяет также 66 млн рублей на омолаживание скверов, высадку цветов в клумбы, восстановление пришедшей в негодность сети ливневой канализации. Исторический центр во время праздника, конечно, тоже преобразится. Да еще как! Здесь появятся две большие пешеходные зоны, которые продолжат служить горожанам и после праздников. Один прогулочный бульвар огромной подковой «обнимет» лавру с юго-восточной стороны, пройдя от Келарских прудов до Зеленого переулка. Последнее время здесь было организовано одностороннее автомобильное движение. А с 1 июля въезд и выезд будет разрешен только легковым автомобилям местных жителей и грузовикам, обслуживающим здешние магазины и рестораны. Освободившееся пространство отдадут пешеходам, которые, между прочим, смогут наслаждаться двумя новыми фонтанами.

Вторая пешеходная зона обустраивается по Сергиевской улице. Она должна настраивать на праздничный лад тех, кто прибывает в Посад по железной дороге. Если вы слабо ориентируетесь в местной географии или не узнаете похорошевший город — помо-жет новая система нави-гационных указателей на русском и английском языках. Незаконную и диссонирующую с городским пейзажем наружную рекламу, напротив, сейчас спешно демонтируют. Уже удалено около полутора сотен подобных конструкций. Под горячую руку попал и… салон игровых автоматов с полулегальным питейным заведением на железнодорожном вокзале. Пока его строения затянуты маскировочной пленкой.

Главный предъюбилейный подарок городу от областных властей — новый парк «Скитские пруды». Банальная опушка с кучами мусора превратилась в живописный пейзажный парк, сквозь листву кустарников и деревьев которого поблескивает водная гладь. Во время массовых празднеств Скитские пруды станут центром молодежной программы: здесь зрителей и участников соберет интерактивная площадка «Фестиваль живых эмоций».

План-перехват: дороги, транспорт, парковки

Впрочем, что касается эмоций, посещение парка уже сейчас заметно разнообразит впечатления путника. Особенно если возвращаться не через парадный вход (где располагается авто-мобильная парковка с выездом на Вифанскую улицу), а через «черный», по тропинке, ведущей на 1-ю Каляевскую улицу. Эта, как и расположенная неподалеку 2-я Каляевская улица, по-прежнему носят имя террориста-эсера, убийцы великого князя Сергея Александровича. Похоже, как раз со времен Ивана Каляева здешняя проезжая часть вымощена даже не булыжником, а его предшественницей — булыгой. Поэтому пешеходам под ноги лучше смотреть внимательнее.

Впрочем, и.о. главы города Владимир Слепцов справедливо замечает: в какой мере Сергиеву Посаду удалось подготовиться к юбилею, можно будет судить не раньше 1 июля. Как в прошлом, так и в этом году областной бюджет выделил на ремонт дорог по 200 млн рублей. Всего обновить запланировано 26 улиц, и время на это действительно еще есть.

А вот с юбилейной транспортной схемой власти в общих чертах уже определились. К сожалению, проекты капитальной реконструкции платформы «Семхоз» и возведения нового железнодорожного остановочного пункта «Зубачево», о которых в свое время с пафосом рассказывал предшественник Слепцова Василий Гончаров, оказались в корзине для мусора. Окончательно их перечеркнул отправленный на доработку проект так называемого Западного обхода Сергиева Посада, не позволивший сформировать дорожную сеть так, как изначально предлагали градостроители. Поэтому всех железнодорожных пассажиров ждут на станции «Сергиев Посад».

Тем же, кто планирует прибыть на торжества на автомобиле, придется оставить «железных коней» на одной из крупных перехватывающих парковок, рассчитанных в совокупности на 15 тыс. машиномест. Разместятся они на пяти транспортно-пересадочных узлах («Ярославский», «Углич», «Семхоз», «Южный», «Глинково») на главных направлениях въезда в город. Между ними и центром, а также железнодорожным вокзалом и основными праздничными площадками будет действовать сеть четырех спецмаршрутов автобусных шаттлов подобно схеме, опробованной минувшей зимой в олимпийском Сочи.

Ночлег

В дни юбилея праздничные программы пройдут на десяти площадках (см. с. 41). Организаторы рассчитывают, что паломники и туристы останутся на все торжества. По данным Владимира Слепцова, «общий городской гостиничный фонд — 350 мест, но на праздничные дни он весь уже забронирован. В районе — около 2 тыс. мест, а спрос намного больше».

Где же переночевать гостям? Городские власти сейчас обустраивают два больших палаточных лагеря. Их общие принципы работы: график, емкость, правила заселения и размещения пока уточняются (см. советы паломникам). Во второй лагерь — у деревни Благовещенье — смогут попасть туристы и паломники-одиночки. Но жить им придется в собственных палатках, а питаться — за свой счет: выделяется лишь земля, по периметру которой поставят торгующие едой киоски. Оба лагеря снабдят современными двойными туалетными кабинами, а территорию будут круглосуточно патрулировать охранники.

«К сожалению, это единственный гарантированный вариант ночлега для тех гостей, кто не захочет ограничиваться однодневным визитом», — замечает Владимир Слепцов.

На петровских развалинах

Возможно, отчасти дефицит удастся снять благодаря одной из новостроек — четырем гостиничным корпусам (по 100 мест каждый), которые фирма «Балтстрой» (генеральный подрядчик по всем основным строительным и реставрационным объектам в пределах самого монастырского комплекса) сейчас заканчивает возводить близ лавры, под ее северной крепостной стеной. Цены на размещение, обещает монастырское священноначалие, там будут вполне бюджетными (что немаловажно с учетом огромного спроса на места в ныне действующих гостиницах монастырской юрисдикции — как в «Старой Лаврской», по пр-ту Красной Армии, 133, так и в «Вознесенской», в 3-м домовладении по той же улице).

Еще одним «пусковым объектом» категорически не рекомендуется пренебрегать даже тем паломникам, которые заглянут в лавру всего лишь на часок-другой. Праздничным пряником теперь красуются еще недавно погибавшие Торговые ряды (пр-т Красной Армии, 131). В этом воссозданном архитектурном памятнике 1903–1905 годов (до революции принадлежавшем, кстати, лавре) размещается новый Паломнический центр. Особняк прошел кропотливую процедуру научной реставрации с использованием чудом уцелевших в архивах старых фотоснимков. Он теперь «держит» всю Красногорскую площадь и играет первую скрипку в своеобразном визит-центре. Аккомпанируют ему во входном комплексе соседние подземные новостройки — пешеходный переход, камеры хранения и общественные туалеты.

Другая масштабная стройка развернулась в диаметрально противоположной точке монастырского периметра — прямо за крепостной стеной в северной части Пафнутьева сада, на месте старых пошивочных и слесарных мастерских. Это самый затратный из осуществляемых сейчас лаврой проектов. Его стоимость — 1 млрд рублей, то есть примерно десятая часть всей юбилейной сметы! Впрочем, дело, похоже, того стоит: это подарок Свято-Троицкой обители духовным школам — Московским духовным академии, семинарии, иконописной и регентской школам. В трех корпусах пятиэтажного П-образного общежития для студентов и аспирантов запроектирована 271 комната с максимальным 4-местным заселением. В пятне застройки рабочим пришлось бороться с многочисленными родниками. Здесь же протекала и речка Кончура, которую спрятали в проложенный под фундаментом коллектор.

«Расход воды в течении реки после этой операции не изменился, так что все неприятные сюрпризы стройплощадки, надеемся, остались позади, — говорит заместитель эконома лавры по строительству иеромонах Алексий (Босан). — По ходу стройки пришлось немного изменить проект. Видите, одна из стен отклоняется от прямой линии? А всё потому, что во время земляных работ строители наткнулись на остатки древнего оборонительного сооружения. Как выяснили археологи, это наследие бастионов петровской эпохи — дополнительной защиты перед внешним рвом, между прочим, в своем роде одной из немногих дошедших до нас на территории всей России. А в целом мы очень довольны, что слегка запущенный уголок возвращен к жизни и благоустроен».

К юбилейным торжествам общежитие, похоже, освящать не будут: до начала учебного года времени еще достаточно. Но к 1 сентября хотя бы в одном из трех корпусов студенты обязательно справят новоселье.

Несколько важных объектов лавра ввела в строй и вне своей исторической территории. Основной из них — новая, оборудованная по последнему слову техники (строительная смета составила 30 млн рублей) хлебопекарня на «Островке» (производственно-техническом монастырском комплексе по Фестивальной улице). Для всех сергиевопосадцев — эта точка, помимо прочего, имеет и стратегическое значение, ведь городской хлебозавод недавно закрылся. Пока на «Островке» в одну смену работают пять пекарей, а вообще производственные линии рассчитаны на две рабочие смены.

Сенсационные манускрипты

Московская духовная академия в год своего 200-летнего юбилея пребывания в лаврских стенах сосредоточилась на единственном амбициозном проекте, важнейшем и для православного образования, и, возможно, для всей отечественной культуры. На финальную стадию вышла капитальная реконструкция академической библиотеки — ценнейшего книжного собрания страны, насчитывающего свыше 300 тыс. единиц хранения.

«Центральный корпус возводился в 1873–1877 годах, Северный пристроен в 1913-м, — рассказывает заведующий библиотекой игумен Дионисий (Шленов). — Но происходящие в последние два года преобразования по масштабу и интенсивности — -самые серьезные не только за время размещения библиотеки в Троице-Сергиевой лавре, но и вообще за весь период ее существования, начиная с основания Славяно-Греко-Латинской академии в 1685 году».

Центральный корпус доселе реконструировали только однажды, в конце XIX века. После Великой Отечественной войны библиотечные здания дважды капитально ремонтировались (последний раз — в 1970-е годы). С тех пор производился только небольшой косметический ремонт, хотя уже тридцать лет назад из-за невероятной тесноты немалая часть книжного фонда оказалась в «замороженном» состоянии и книги читателям не выдавались.

Капитальная реконструкция стартовала четыре года назад с необходимого подготовительного этапа — усиления фундаментов. Затем рабочие вошли в Северный корпус. На первом этаже появились новый читальный зал на 40 мест и оснащенное современным архивным оборудованием книгохранилище основного фонда. На втором этаже, отданном под иностранные издания, — древлехранилище для бесценного старопечатного фонда. Теперь здесь работает специальное климатическое оборудование. На крыше заново возвели мансарду. Там оборудовали серверную и электрощитовую, разместили рабочие кабинеты сотрудников (которых прежде, по сути, не было: персонал располагался за своими столами в общих читальных залах и в книгохранилищах) и многофункциональный зал для мини-конференций, лекций и презентаций.

Ключевым для обновления Центрального корпуса стал прошлый год. За сезон удалось укрепить все перекрытия (теперь они выдерживают значительно бо́льшую нагрузку), заменить систему отопления и поменять все окна.

«Мы не хотели ограничиваться одними интерьерами, — продолжает отец Дионисий. — Восстановлены исторические фасады — не только лицевой с оригинальной рустовкой стен, но и обращенный к монастырской стене задний (на него обычно не обращают внимания). Естественно, столь масштабное преобразование потребовало тотальной эвакуации здания, в том числе и всех книг, которые временно переместили сюда из освобожденного чуть раньше Северного корпуса. Но полностью библиотека прекращала работу лишь на три дня. Постоянно функционировала внутриакадемическая электронная библиотечная сеть. А в первом новом помещении книгохранилища мы сразу же разместили специально созданный фонд контрольных экземпляров. С его помощью удавалось бесперебойно обслуживать учебными пособиями студентов, аспирантов и преподавателей академии. В исключительных случаях, особенно во время сессий, необходимую литературу на несколько дней мы выдавали и на руки».

О титанической работе по формированию этого спецфонда сотрудники скромно умалчивают, хотя речь идет о тысячах томов. Основную часть книг сначала пришлось транспортировать в высвобожденные для временного хранения жилые комнаты студентов и учебные аудитории, а потом возвращать обратно. Попутно такая сплошная «инвентаризация поневоле» подарила библиотекарям несколько сенсаций. В дальних хранилищах обна-ружились не атрибутированные ранее рукописи святителей Феофана Зат-ворника и Игнатия (Брянчанинова), а также беспрецедентный арабский манускрипт Литургии Иоанна Златоуста с переводом на напоминающий староукраинский язык редкий славянский диалект.

Кроме трех залов хранилища на двух основных этажах Северного корпуса сейчас полностью вошло в строй и еще одно — в переоборудованном подвале. Стеллажи здесь решили снабдить не электрическим, а более надежным механическим приводом. Легкое вращение управляющей рукояткой — и тяжеленная махина с максимально заставленными полками отъезжает на несколько метров в сторону, освобождая проход к книгам… По всей длине каждого зала умещается около двух десятков таких поперечных секций. Полезная площадь для хранения книг используется вдвое интенсивнее! Это сейчас особенно важно, поскольку академия активно формирует богословскую библиотеку на иностранных языках. Речь идет еще об одном взаимовыгодном совместном с государством проекте, в рамках которого библиотека будет оснащена редчайшими книжными памятниками западноевропейской христианской мысли.

«За семь лет в результате сотрудничества с университетами Западной Европы мы получили 53 тыс. томов. Половина из них (а точнее — 26 739) пришла из Италии, — поясняет отец Дионисий. — В основном это книги-дублеты, на первый взгляд потерявшие актуальность, но в действительности обладающие большой учебной и научно-богословской важностью. Среди них есть настоящие уникумы — к примеру, раритеты из тайных архивов Ватикана или же богато иллюстрированное прекрасными гравюрами “Описание нравов народов мира” 1814 года. В октябре 2011 года сертификат на книги был торжественно передан в Большом актовом зале академии. На той церемонии инициатор итальянского этапа проекта Светлана Медведева отметила: очень приятно, что среди выбранных книг есть не только богословские, но и светские. Столь серьезное развитие библиотеки потребовало создания специального читального зала, где можно было бы работать с этими изданиями. Его техническое открытие уже состоялось, хотя оборудован он пока еще не полностью. А вообще нам, конечно, необходим удобный открытый интернет-портал, новая современная классификация… С уверенностью могу сказать: с завершением общестроительных работ реконструкция не остановится».

Предпраздничную горячку в библиотеке решили не устраивать: Министерство культуры слегка снизило темпы финансирования. В лучшем случае стеллажи и другое необходимое читателям оборудование в новых залах удастся установить уже в нынешнем году. В худшем — в течение нескольких лет.

Задание на завтра

Хуже всех к празднику подготовилось подмосковное Министерство культуры. Панорама «Оборона Троице-Сергиевой лавры 1608–1610 годов» на месте снесенного кинотеатра «Мир» не возведена. Нелепую проплешину городу пришлось прикрыть за свой счет — к юбилейным торжествам здесь встанет добротный памятник преподобным Кириллу и Марии работы скульптора Константина Чернявского.

Мемориальный храм во имя Преподобного Сергия в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике так и не появился. Замороженное здание фондохранилища достраивать не начали, не говоря уж о его вводе в эксплуатацию. Оно тактично спрятано за веселым баннером на главной городской транспортной артерии. И даже постоянная музейная экспозиция в реставрируемом Ризничном корпусе лавры к юбилею не открылась.

Все названные объекты (основные пункты подготовительной программы) были перечислены полтора года назад заместителем министра культуры Подмосковья Светланой Анохиной. Чиновники явно не рассчитали свои силы: создание, например, панорамы за один летний сезон — задача неподъемная, особенно в условиях не до конца определенных источников финансирования.

Чуть лучше ситуация с Ризницей. Строго говоря, это два разных здания — так называемая Старая ризница и Наместничьи покои, соединенные в 1990-х годах на уровне второго этажа коридорным переходом.

«Проекты реставрации и приспособления зданий под музейное использование подготовлены еще в 2011 году, — вздыхает директор филиала “Ризница” Сергиево-Посадского музея-заповедника Людмила Воронцова. — Тогда же мы разработали новый тематико-экспозиционный план. Но реальное финансирование по Старой ризнице началось только во второй половине 2013 года: 37 млн рублей пошли на ремонт фасадов и замену столярки, 44 млн рублей вместо заявленных 250-ти — на внутренние работы. Причем этими траншами ни копейки не предусматривалось на замену инженерных коммуникаций. Соответствующий рабочий проект только предстоит утвердить, из-за чего мы задерживаемся с переоборудованием интерьеров (хотя уже даже паркет полностью закуплен). За все потраченные средства я готова отчитаться до последнего рубля».

Наружные реставрационные работы на Старой ризнице — блистательном архитектурном памятнике XVI столетия — полностью завершены, и фасады радуют глаз благородством старины. На месте прежнего чердака оборудован мансардный этаж для развития экспозиционных площадей (правда, эксплуатационный проход туда пока не проложен). Строители сейчас работают внутри. Музейщики не дают даже осторожных прогнозов по срокам полного переоборудования этого корпуса. Все экспонаты отсюда пока перемещены в Наместничьи покои — небольшой особняк второй половины XVIII века с западным участком крепостной стены. Реставрация этого импровизированного временного фондохранилища начнется только после открытия Старой ризницы.

Может, не стоило музею-заповеднику ввязываться в столь затратный и длительный проект перед юбилеем? «Нет, тянуть дальше было невозможно: до предела изношенные инженерные системы могли отказать в любой момент, — категорична Людмила Воронцова. — Тем более что сделанными работами наши даже первейшие насущные потребности не исчерпываются. Для организации кольцевого экскурсионного обслуживания Ризнице очень нужен второй мостовой переход между корпусами, чтобы посетительские группы не сталкивались, двигаясь в противоположных направлениях. Работа над его проектом сейчас завершается. Кроме того, давно говорят о необходимости мемориального храма Преподобного Сергия — собственной домовой церкви в музее-заповеднике. В принципе, место под ее возведение есть. Но, как я понимаю, ею заняться вплотную получится только после открытия обновленных музейных площадей в Наместничьих покоях».

Полтора года назад областное правительство официально заявляло и о скорой музеефикации примыкающего к ризнице Типографского корпуса Пафнутьева сада с надстройкой его третьим этажом. Это позволило бы вдвое увеличить экспозиционные площади филиала «Ризница». Но сейчас эти планы вообще отложены до лучших времен.

Таким образом, из всех разрекламированных областным министерством проектов полностью реализовать к юбилею получилось только один — реставрацию Западного корпуса Конного двора площадью 472 м2. Теперь его каре как архитектурный комплекс конца XIX — начала ХХ века полностью приспособлено к музейному использованию. Эксперты высоко оценивают исполнение этих работ: судя по всему, по выставочной части Конный двор во время юбилея окажется вне конкуренции. 11 июля здесь открывается большая выставка «И свеча не угасла» — около четырех сотен уникальных связанных с Преподобным Сергием икон, шитых пок-ровов, живописных полотен, книг и документов из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника и других подмосковных музеев.

Преображение в Радонеже

В отличие от подмосковного Министерства культуры заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин провел подготовку к торжествам более оперативно. Под его общим руководством фактически за полгода (осень-зима) отреставрирован архитектурный памятник федерального значения — Преображенский храм в селе Радонеж — подворье Троице-Сергиевой лавры. Заново устроена ливневая канализация, укреплен активный оползневый склон на высоком берегу Пажи, заменена лестница, ведущая к реке, к месту радонежского дома преподобных Кирилла и Марии. Сейчас неподалеку оборудуются купальни, устраивается смотровая площадка.

«Склон у нас тяжелый: вся вода из села течет к нам, — объясняет настоятель храма иеромонах Роман (Шубенкин). — Когда приступали к реставрации, здание находилось в ужасном состоянии. Заменили протекавшую крышу новой медной кровлей, отремонтировали белокаменный фасад и оштукатурили его». Гордость и визитная карточка реставраторов — воссозданные росписи в интерьерах четверика, еще недавно скрытые нечитаемыми записями.

Невдалеке от храма, через овраг — еще один памятник федерального значения: собственно само городище Радонеж, давно превращенное в сельский погост. Из-за его близости все недавние наружные работы, несмотря на зимнюю стужу, сопровождались мероприятиями охранительной археологии. «Но нашли только несколько черепков, — разводит руками отец Роман. — Собственно, это и понятно: в овраге за селением, вероятно, всегда располагалась свалка».

Лавра: храмы, стены и башни

В самой Троице-Сергиевой лавре завершается комплекс работ научной реставрации всех зданий-памятников, проходящий под постоянным архитектурным надзором балансодержателя — Министерства культуры РФ. Принципиально важнейшие работы проведены в Успенском и Троицком соборах, Трапезной, Духовской и Надвратной (Иоанна Предтечи) церквах. Кроме того, выполнены локальные мероприятия по восстановлению росписей Смоленской церкви (1746–1748) и капитальному ремонту фасадов Михеевского храма-усыпальницы (1734). «Монастырь у нас большой, нужно место для молитвы, — подводит итог отец Алексий. — Поэтому храмы восстанавливались один за другим, одновременно работать даже над двумя церквами мы возможности не имели. Но с Божией помощью всё удалось сделать в срок, остаются лишь последние штрихи. Долгие десятилетия больным вопросом для нас было состояние крепостной стены с башнями, — рассказывает отец Алексий (Босан). — Главной проблемой была пришедшая в негодность кровля. Из-за многочисленных протечек постоянно страдали прясла с гульбищами и все 11 дошедших до нас башен (от 12-й уцелел лишь фундамент). Поэтому перекрытие всего 1370-метрового периметра новым кровельным железом с полностью замененной стропильной системой — важнейший шаг по обеспечению сохранности нашего архитектурного ансамбля. Да и внешне, согласитесь, стена с нарядным навершием выглядит гораздо красивее!»

Упомянем еще об одном достижении: для защиты крепостной стены от приземной влаги — впервые в истории — также по всему периметру был проведен полный комплекс гидроизоляционных работ.

Наконец, приведены в порядок фасады комплекса Патриарших покоев в юго-западной части монастыря. В полдень 18 июля отсюда к собравшимся обратится священноархимандрит лавры — Святейший Патриарх Кирилл. И сам праздник, наверное, станет еще одним юбилейным подарком — тем самым, который очень нужен всем верующим.

 

17 июля 2014 г.
Ключевые слова: Троице-Сергиева Лавра
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи