iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Псковская православная миссия в годы Великой Отечественной войны

Псковская православная миссия закончила свою деятельность более 60 лет назад и оставила о себе благодарную память. Однако в нашей стране участников миссии долгое время называли «изменниками Родины» и даже «врагами Церкви», пошедшими в «услужение» нацистам.

В новом исследовании Константина Обозного участники миссии представлены как усердные церковные труженики, не жалевшие сил для духовного возрождения России, настоящие патриоты своего Отечества и подлинные подвижники Церкви.

В исследовании Константина Обозного подробно рассмотрены все стороны деятельности Псковской миссии, созданной на Северо-западе России в период немецкой оккупации в 1941 году, в том числе ее состав, структура и каноническое положение, богослужебная, катехизаторская, хозяйственная деятельность, дела милосердия и благотворительности. Особое внимание автор уделяет работе миссии с детьми и молодежью, созданию богословских курсов в Вильно, возрождению церковно-приходской жизни. Помимо этого в книге подробно рассматривается отношение немецких оккупационных властей к работе миссии, а также отношение к деятельности миссии со стороны советских партизан и местных жителей.

Отдельная глава монографии посвящена «внутренним и внешним проблемам» в деятельности миссии, а именно вопросу о церковной дисциплине и принципах церковного устройства миссии и самого Прибалтийского Экзархата, которые в целом совпадали с порядком церковного управления в Московской Патриархии того времени. При этом автор особо отмечает жесткую централизацию в управлении миссии и указывает на некоторое ограничение начал соборности, вызванное как особенностями военного времени, так и личными воззрениями руководителя Экзархата — митрополита Сергия (Воскресенского). Последняя глава исследования посвящена эвакуации миссии в Прибалтику, деятельности так называемой «внутренней миссии» в Латвии и Литве, а также судьбам православных пастырей-миссионеров после оставления немцами Северо-запада России и Прибалтики.

Большой интерес представляет документальное приложение к книге. Оно содержит множество важных документов миссии, а также интересные материалы подконтрольной немцам периодической печати того времени и материалы из архивов КГБ. В приложении можно найти, например, информацию о работе совещания архиереев Прибалтийского Экзархата, состоявшегося в сентябре 1942 года, участники которого высказали свое суждение по поводу патриотических заявлений Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) военного времени. Там же помещен ответ митрополита Сергия (Воскресенского) на заявление митрополита Сергия (Страгородского) по поводу положения Церкви на оккупированных территориях, документы Рижского архиерейского совещания 1944 года и другие материалы.

Достоинством книги является использование автором многих ранее неизвестных исследователям исторических источников, в частности, материалов архивов Комитета государственной безопасности Латвийской ССР, архива Управления ФСБ по Псковской области, а также архивов Пскова, Санкт-Петербурга и Латвии. Среди источников — скрупулезно собранные воспоминания участников Псковской миссии, с некоторыми из которых автору посчастливилось общаться лично.

В приложении к книге помещены редкие фотографии, большинство из которых было обнаружено автором в частных или государственных архивах и ранее не публиковалось.
Книга Константина Обозного «История Псковской Православной Миссии. 1941–1944 гг.». издана Обществом любителей церковной истории и издательством Крутицкого Патриаршего подворья при Синодальном отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви в рамках программы поддержки молодых ученых.

 

27 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00