выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Церковь
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Псковская православная миссия в годы Великой Отечественной войны

Псковская православная миссия закончила свою деятельность более 60 лет назад и оставила о себе благодарную память. Однако в нашей стране участников миссии долгое время называли «изменниками Родины» и даже «врагами Церкви», пошедшими в «услужение» нацистам.

В новом исследовании Константина Обозного участники миссии представлены как усердные церковные труженики, не жалевшие сил для духовного возрождения России, настоящие патриоты своего Отечества и подлинные подвижники Церкви.

В исследовании Константина Обозного подробно рассмотрены все стороны деятельности Псковской миссии, созданной на Северо-западе России в период немецкой оккупации в 1941 году, в том числе ее состав, структура и каноническое положение, богослужебная, катехизаторская, хозяйственная деятельность, дела милосердия и благотворительности. Особое внимание автор уделяет работе миссии с детьми и молодежью, созданию богословских курсов в Вильно, возрождению церковно-приходской жизни. Помимо этого в книге подробно рассматривается отношение немецких оккупационных властей к работе миссии, а также отношение к деятельности миссии со стороны советских партизан и местных жителей.

Отдельная глава монографии посвящена «внутренним и внешним проблемам» в деятельности миссии, а именно вопросу о церковной дисциплине и принципах церковного устройства миссии и самого Прибалтийского Экзархата, которые в целом совпадали с порядком церковного управления в Московской Патриархии того времени. При этом автор особо отмечает жесткую централизацию в управлении миссии и указывает на некоторое ограничение начал соборности, вызванное как особенностями военного времени, так и личными воззрениями руководителя Экзархата — митрополита Сергия (Воскресенского). Последняя глава исследования посвящена эвакуации миссии в Прибалтику, деятельности так называемой «внутренней миссии» в Латвии и Литве, а также судьбам православных пастырей-миссионеров после оставления немцами Северо-запада России и Прибалтики.

Большой интерес представляет документальное приложение к книге. Оно содержит множество важных документов миссии, а также интересные материалы подконтрольной немцам периодической печати того времени и материалы из архивов КГБ. В приложении можно найти, например, информацию о работе совещания архиереев Прибалтийского Экзархата, состоявшегося в сентябре 1942 года, участники которого высказали свое суждение по поводу патриотических заявлений Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) военного времени. Там же помещен ответ митрополита Сергия (Воскресенского) на заявление митрополита Сергия (Страгородского) по поводу положения Церкви на оккупированных территориях, документы Рижского архиерейского совещания 1944 года и другие материалы.

Достоинством книги является использование автором многих ранее неизвестных исследователям исторических источников, в частности, материалов архивов Комитета государственной безопасности Латвийской ССР, архива Управления ФСБ по Псковской области, а также архивов Пскова, Санкт-Петербурга и Латвии. Среди источников — скрупулезно собранные воспоминания участников Псковской миссии, с некоторыми из которых автору посчастливилось общаться лично.

В приложении к книге помещены редкие фотографии, большинство из которых было обнаружено автором в частных или государственных архивах и ранее не публиковалось.
Книга Константина Обозного «История Псковской Православной Миссии. 1941–1944 гг.». издана Обществом любителей церковной истории и издательством Крутицкого Патриаршего подворья при Синодальном отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви в рамках программы поддержки молодых ученых.

 

27 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00