выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Интервью
Храм во имя святых Праотцев, подворье Русской духовной миссии в Иерихоне
ЖМП № 4 апрель 2022 /  14 апреля 2022 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Миссия заботы, добра и любви

175 ЛЕТ РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник  Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов).  PDF-версия.

Задачи Миссии

— Ваше Высокопреподобие, каковы основные направления деятельности Русской духовной миссии на Святой Земле? Какие коррективы в них вносит время? 

— Появление Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме было вызвано труднейшими обстоятельствами, в которых оказывались на Святой Земле многочисленные паломники или, как их называли тогда, поклонники со всех пределов Российской империи. И исторически забота о наших паломниках, посещающих важнейшие места библейской истории, и сегодня остается главной ее задачей. 

Помимо этого, Миссия исполняет церковно-­дипломатическое служение, будучи представительством Русской Православной Церкви на Святой Земле, а начальник РДМ, соответственно, представляет Патриарха Московского и всея Руси при Иерусалимском Патриархе.

Уже в новейшее время служители Миссии стали духовно заботиться о репатриантах — русскоязычных людях, которые приехали на свою историческую родину после образования государства Израиль. В этом служении мы оказываем поддержку духовенству Иерусалимской Церкви, чадами которой являются все постоянно проживающие в Израиле, Палестинской автономии и Иорданском Хашимитском Королевстве православные христиане.

К этому следует добавить весьма существенную часть трудов Миссии по поддержанию русского наследия на Святой Земле, которое выражается в юридических усилиях по сохранению земельной собственности, ремонту и строительству на подворьях Миссии (см. Справку), а также в организации богослужебной жизни в наших храмах и монастырях.

— Святую Землю называют Пятым Евангелием. Как Русская духовная миссия помогает паломникам «прочитать» его? 

— Созданная еще в конце XIX века система приема паломников включала в себя не только жилье и транспорт, но и организацию богослужений, построение маршрутов и проведение экскурсий, то есть выстраивание всей логистической цепочки. Сегодня паломнические туры можно разделить на две категории: индивидуальные и групповые. Индивидуальные — это когда какой-то конкретный приход или паломническая служба просит об организации паломнического тура и мы конкретно под такой запрос готовим программу. В этом случае, кроме посещения главных святынь христианского мира, можно посмотреть, например, колодец Иакова в Наблусе, побывать в Иордании и монастыре святой великомученицы Екатерины на Синае. Групповой тур — это обычно стандартная программа с посещением всех основных святынь. К такой программе присоединяются паломники из разных городов и даже стран. Но, безусловно, в обоих случаях главным ключом к «прочтению» и осмыслению Пятого Евангелия является богослужение и особенно причащение Святых Христовых Таин.

— Основная масса ваших паломников приезжает через епархиальные паломнические центры? Кто проводит для них экскурсии?

— Большинство паломников, принимаемых Миссией, приезжает через централизованные паломнические центры Русской Православной Церкви, а также через епархиальные, приходские и монастырские паломнические организации. Экскурсии и сопровождение во время пребывания в паломничестве на Святой Земле проводят сестры Горненской обители. Мы не называем их гидами, так как на их плечи ложится не только проведение экскурсий, но и полное попечение о группе, включающее организацию богослужений, трапезы, решение дорожных формальностей. Для таких сестер мы регулярно организуем обучающие семинары и лекции с выездом на маршруты. Это позволяет совершенствоваться в своем деле и приобретать новые знания.

 — Много ли среди ваших паломников граждан России и стран СНГ? Часто ли приезжают гости из Америки и Европы? Как вы думаете, почему эти люди обращаются к вам, а не выбирают туристические и паломнические фирмы? 

— Примерно половина всех принимаемых нами паломников — это россияне, бо́льшая часть второй половины — с Украины. Остальные из Белоруссии, Казахстана, Грузии, Нидерландов, Польши, Бельгии, Словакии, Франции, Италии, США, Великобритании. Бывали даже группы из Таиланда и ОАЭ. Можно с полной уверенностью сказать, что все эти люди обращаются именно к нам, а не выбирают туристические и паломнические фирмы, потому что знают, что получат именно тот уровень духовного и материального обеспечения, который поможет им всеобъемлюще открыть для себя Святую Землю.

— Сколько паломников принимает Русская духовная миссия ежегодно? Как изменилась их численность в связи с ограничениями из-за коронавируса?

 — До пандемии Миссия принимала в среднем по шесть тысяч человек в год. За первые три месяца 2020 года мы приняли чуть более тысячи человек, а потом наступил локдаун, полное закрытие границ, в связи с чем до начала 2022 года не было ни одного паломника.

Но в феврале этого года Израиль разрешил въезд вакцинированным россиянам. И хотя ощутимого роста числа паломников пока не наблюдается, на Святую Землю начали приезжать люди, мы видим их на наших богослужениях, и это нас радует.

Две Церкви — одна вера

— Как выстроено взаимодействие РДМ с Иерусалимским Патриархатом? Какие основные направления этого сотрудничества? 

— Регулярные беседы с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III, которые происходят в формате личных встреч, а также совместные богослужения и официальные мероприятия обес­печивают постоянный контакт с высшим руководством Иерусалимской Церкви и помогают слышать друг друга. В этом общении обсуждается то, что тревожит всех православных, а также осуществляется мониторинг возникающих проб­лем, в решении которых мы можем взаимно помогать друг другу.  В последние два года коронавирусных ограничений, когда Израиль, как и многие другие государства, оказался в изоляции, в регионе серьезно обострились вопросы церковной собственности. Это одинаково коснулось в той или иной степени всех христианских церквей и деноминаций, представленных на Святой Земле. Иерусалимский Патриарх Феофил III трепетно и весьма ответственно воспринимает свое просветительское служение, поэтому его многочисленные ежедневные встречи с паломниками становятся откровением даже для людей, мало интересующихся жизнью Церкви. 

— В РДМ идет разработка новых богослужебных текстов. Почему в них возникла необходимость?

— Мы подали на рассмотрение священноначалия текст акафиста в честь Сретения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы с праведной Елисаветой в Горнем граде Иудове. Этот праздник был установлен указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года по инициативе выдающегося начальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) и стал символичным для Русской Палестины. После праздника Благовещения чтимый образ Божией Матери из Троицкого собора в Иерусалиме, где он пребывает постоянно как главная святыня Миссии, переносится в Горненскую обитель, куда «со тщанием» устремилась Дева Мария после Благовещения, как об этом повествует евангелист Лука. Сестры обители благоговейно встречают икону у источника в селении Эйн-Карем, затем крестный ход с иконой направляется через восточные врата монастыря в Казанский храм. Сразу после принесения иконы совершается всенощное бдение, на следующий день совершается Божественная литургия. На этом торжественном богослужении всегда возникает живая потребность в дополнительном молитвенном чтении. Так появился предложенный на рассмотрение акафист.

— Ваше Высокопреподобие, в СМИ все чаще появляются тревожные публикации об обострении межрелигиозных и социальных противоречий на Святой Земле, о нетерпимости со стороны радикально настроенных групп иудеев по отношению к христианским общинам. В конце прошлого года тринадцать христианских Патриархов и глав Церквей Иерусалима выступили с заявлением, желая обратить внимание общественности на угрозу христианскому присутствию на Святой Земле. В чем проявляются эти нестроения? Насколько они серьезны?

— Прежде всего это повседневно проявляется на бытовом уровне — в отношении к христианам (а особенно к духовенству), которое сего­дня можно наблюдать на улицах многих городов Израиля: словесные оскорбления, плевки в адрес духовенства, подчас даже драки. Но не только в этом видится притеснение христиан, есть вопросы гораздо более серьезные, системные. Я имею в виду настойчивую политику Израиля по отчуждению земельных участков и объектов собственности, прежде всего паломнических домов, принадлежащих христианским Церквам. Недавно достоянием общественности стал печальный инцидент, когда группа религиозных радикалов с помощью подложных документов завладела правами собственности на два хорошо известных паломнических дома, расположенных на площади около Яффских ворот Старого города Иерусалима. Тем самым были подорваны правила статус-кво и нарушена целостность христианского квартала Иерусалима — по сути нарушено равновесие между религиозными конфессиями, существующее уже много веков.

— А какие факты этой нетерпимости или притеснений известны в отношении Русской Православной Церкви? 

— Как и другие христианские Церкви Святой Земли, Русская Православная Церковь прежде всего сталкивается с постоянными попытками госструктур Израиля отобрать исконно принадлежащие ей земли. Чтобы отстоять свое имущество, всем христианским конфессиям в Израиле приходится нести огромные издержки, связанные с работой юридических служб и многочисленных адвокатов, для защиты своих интересов и своей собственности в судебных инстанциях, а также для элементарного противодействия попыткам местных вандалов осквернить дорогие верующему сердцу христианские святые места.

Защищая интересы Церкви

— Но, как известно, эти примеры — только вершина айсберга. Мы знаем, что сегодня у России изымают исконно принадлежавшие ей земли, предоставляя взамен совершенно несоизмеримые компенсации. Например, у Горненской обители отобрали часть холма, и теперь дорога для проезда автобусов наших паломников в монастырь закрыта. На каком основании это делается? Почему не удается договориться с местными чиновниками? 

— Да, вы правы, земли действительно сейчас легко отбираются. Согласно закону, государственные структуры могут забрать у собственника до 40 процентов земли под общественные нужды без выплаты какой-либо компенсации. Под общественными нуждами понимается строительство нового жилья, прокладка дорог, устройство парков и зон отдыха. Конечно, в такой ситуации, когда государство предоставляет своим чиновникам столь широкие полномочия, удерживать христианские земли становится все сложнее. В этой связи хотелось бы поблагодарить дипломатов нашего посольства в Тель-Авиве и лично чрезвычайного и полномочного посла России в Израиле Анатолия Викторова, а также руководителя Миссии Российской Федерации при Палестинской национальной администрации Гочу Буачидзе и всех сотрудников Миссии за постоянную и последовательную поддержку интересов Церкви на Святой Земле.

Бесценный опыт единства

— Вы семь лет служите на Святой Земле, до этого жили и служили в Бейруте и Дамаске. Чем этот опыт помог вам здесь? 

— Прежде всего это приобретенный опыт сосуществования с людьми другой веры, которых при этом в обществе большинство. Даже в Ливане, где христианские традиции более укоренены, чем в других ближневосточных странах, в процентном отношении христиан не более четверти. Такие обстоятельства учат умению отстаивать свои интересы совместно с представителями всех традиционных христианских конфессий, что также является особым опытом, который трудно приобрести в православных странах. Вне всякого сомнения, в Израиле, Палестинской автономии и Иордании этот опыт востребован с лихвой.

— С какими достижениями, радостями, надеждами и перспективами встречает Миссия свое 175-летие? Какие мероприятия планируются? Кто из высоких гостей приедет на торжества? 

— Русской духовной миссии удалось достойно подготовиться к своему юбилею: в течение последних двух-трех лет на многих подворьях  и в храмах Миссии проведены основательные ремонтные и реставрационные работы, обновлены существующие паломнические дома, построена новая гостиница для богомольцев в Горненском монастыре. Традиционно Миссия поддерживает тесные контакты с Иерусалимской Патриархией, налажено крепкое взаимодействие с инославными христианскими конфессиями Святой Земли.

В День Святого Духа, 13 июня этого года, когда планируются праздничные мероприятия в свя­зи со 175-летием Русской духовной миссии, богослужение в главном храме русского Православия на Святой Земле — Троицком соборе Иерусалима —  возглавит  Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Затем на Сергиевском подворье, расположенном рядом с собором, состоятся праздничные мероприятия, в которых предполагается участие высокой делегации иерархов Русской Православной Церкви, представителей Императорского православного палестинского общества, деятелей культуры и многочисленных представителей общественности.

СПРАВКА  

У Русской духовной миссии на Святой Земле 10 по­дворий, включающих в себя 7 храмов, а также комплекс зданий, расположенных в Горненском женском монастыре. В настоящее время в них служат 10 священников и один диакон.

На подворьях находится 9 паломнических домов, которые расположены в Горненском монастыре, в Вифлееме, в Тиверии на берегу Галилейского моря и в Иордании на месте Крещения Христа. Чтобы воспользоваться услугами Паломнической службы РДМ и узнать о действующих программах, достаточно зайти на главную страницу официального сайта Миссии. Там есть телефоны и электронные адреса службы. Для удобства россиян у Паломнической службы есть и прямой российский номер, звонки на который из России бесплатны. Паломническая служба предоставляет программы на любой бюджет. Цель сотрудников Миссии — позволить любому верующему посетить Святую Землю и прикоснуться к дорогим каждому сердцу верующего человека святым местам. Большинство готовых туров — групповые программы длительностью в одну неделю, но есть и индивидуальные предложения для желающих посетить Святую Землю по своему особому плану. Группы паломников неукоснительно сопровождает архиерей или священник.

Архимандрит Александр (Елисов),

начальник Русскойдуховной миссии в Иерусалиме на Святой Земле

Родился в 1960 г. в Нижнем Новгороде. После окончанияшколы в 1978 г. поступил в Московскую духовную семинарию. После службы в армии в 1981 г. продолжил обучениев Московской духовной семинарии и поступил в МДА,а затем обучался на православном богословском факультете государственного университета в г. Прешов (Чехословакия). В 1986 г. рукоположен в сан диакона. В 1987 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан священника. В 1987–1989 гг. нес послушание помощника наместника Данилова монастыря в Москве, а с 1989 г. настоятеля Троицкого храма в Ванве (Франция).С 1997 г. в сане архимандрита. С 2002 г. представитель Патриарха Московскогои всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока. С 2013 г. настоятель Никольского собора в Ницце. В 1915 г. назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме (журнал No 56).

Также читайте на нашем сайте рассказы насельников подворий Русской духовной миссии в Иерусалиме и наших соотечественников о том, как принимают паломников на Святой Земле и с какими трудностями сталкиваются сотрудники Миссии сегодня. 

14 апреля 2022 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00