выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  18 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на презентации 19-го алфавитного тома «Православной энциклопедии»

Уважаемые члены Советов, авторы и сотрудники «Православной энциклопедии», гости!
Только что завершилось совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов. На них мы подробно обсудили ход работ над изданием «Православной энциклопедии», другие научно-исследовательские и просветительские проекты Церковно-научного центра.
Важнейшим итогом обсуждения стало твердое намерение, несмотря на существующий кризис и на необходимость разумно сократить повестку дня деятельности Церковно-научного центра, сохранить в этой деятельности самое основное, самое главное. И мы надеемся, что так оно и будет: будет продолжаться издание самой энциклопедии, «Вестника церковной истории», а также будут осуществляться проекты в области Интернета и подготовка тех фильмов, которые уже находятся на достаточной стадии готовности и в работу над которыми уже вложены средства. Эти проекты не будут заморожены.
Сегодня мы представляем 19-й том «Православной энциклопедии», который явился последним вышедшим под редакцией покойного Святейшего Патриарха Алексия II. Этот том можно считать образцовым по многообразию представленных в нем материалов — практически по всем сторонам православного вероучения, истории Церкви, ее современного положения.
И все же хотелось бы назвать наиболее важные статьи этого тома. Для понимания Священного Писания очень важны статьи под названием «Завет», «Закон Моисеев», статья, посвященная Посланию апостола Павла к Ефесянам, статья о святых женах-мироносицах. Впервые с точки зрения православного богословия проанализировано такое фундаментальное понятие, как Жизнь. Я имею в виду не отдельные попытки анализировать эту тему — они, конечно, предпринимались в прошлом и в проповеднической практике, и в богословской практике, — но здесь дается систематическое изложение этой темы с использованием достижений нашего богословия, и не только современного, обобщен опыт предыдущих поколений. С точки зрения православного богословия следует отметить также важную статью о преподобном Ефреме Сирине, статьи о святых с именем Ефрем, в том числе — о святителе Казанском, о преподобном Ефреме Новоторжском. Из церковно-исторических статей выделяются своей основательностью статьи о житийной литературе, о знаменитых монастырях — Жировицком в Белоруссии, Заиконоспасском и Зачатьевском в Москве, Задонских монастырях в Липецкой епархии.
Обращаясь к просветительской деятельности Церковно-научного центра и кинокомпании «Православная энциклопедия», мы отметили основные достижения прошедшего года — модернизацию интернет-портала «Седмица», успех 12-серийного документального фильма «Планета Православия» на телеканале «Россия», развитие телепрограммы «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ. Все это действительно находит поддержку не только у членов Советов, но и, как мы знаем, у потребителей этой продукции.
Весной этого года завершается работа большого творческого коллектива во главе с режиссером Владимиром Хотиненко над художественным фильмом, посвященным Псковской миссии. Трагическую и героическую историю Псковской миссии создатели фильма сумели показать через судьбу одного священника, искреннего и совсем не героического, который в эти трудные времена всегда оставался верен Церкви и следовал завету Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». И главный герой фильма, и другие священники Псковской миссии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским) не оставили свою паству и в тяжелые годы фашистской оккупации духовно поддерживали русских людей, в том числе — военнопленных, лиц интернированных, среди которых было много детей. Уже осенью фильм должен выйти на экраны. Мы надеемся, что показ этого фильма станет событием в культурной жизни нашей страны.
Одновременно идет работа над фильмом о святителе Алексии, митрополите Московском, и его воспитаннике — святом благоверном князе Димитрии Донском. Время святителя Алексия — это ключевая эпоха в истории нашей страны, когда решался вопрос о самом существовании нашего Русского государства, которое терпело притеснения со стороны татаро-монголов и не только. Мы знаем, что на западных и южных рубежах Отечества на Русь оказывалось сильнейшее политическое давление, что мешало святителю Алексию осуществлять в полной мере свое предначертание, миссию быть Митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Трудности святителя Алексия по управлению Русской Церковью сводились к тому, что он даже не мог посещать многие районы юга и запада Руси, потому что уже тогда были политические силы, которые пытались оторвать эту часть Руси от единого Русского государства. А поскольку митрополит Алексий с его титулом Митрополита Киевского и всея Руси был выразителем этого единства, то препоны поставлялись, в том числе, и тому, чтобы он осуществлял свою миссию как Предстоятель нашей единой Церкви.
Еще одно наше решение также связано с киноискусством. Среди последних инициатив покойного Святейшего Патриарха было учреждение Патриаршей премии в области киноискусства. Мы приняли решение присвоить этой премии имя покойного Святейшего Патриарха Алексия II, и надеемся, что после соответствующих процедур и конкурсов эта премия будет первый раз вручена в день памяти святителя Алексия Московского, в день тезоименитства покойного Святейшего Патриарха— 25 февраля следующего года.
Благодарю вас, уважаемые члены Советов и гости, за участие в презентации «Православной энциклопедии». Здесь собрались те, кто вместе с нами считает издание «Православной энциклопедии», всю многообразную деятельность, которую осуществляет Церковно-научный центр, важной для Церкви и для нашего общества. Уверен, что, несмотря на трудные времена, члены Советов будут приносить свой замечательный вклад в то, чтобы все программы, связанные с изданием «Православной энциклопедии», и сопутствующие программы, зарекомендовавшие себя как полезные, нужные для Церкви и для общества, продолжались.
 

Публикуется в сокращении
 

18 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00