1. Организация сбора помощи
31 июля Синодальный отдел по церковной благотворительности начал принимать вещи для пострадавших в своем здании и на прилежащей территории.
Мы призвали на помощь добровольцев. В итоге в течение первых двух недель около 500 человек в день приносили помощь, около 170 оставались, чтобы помочь сортировать и грузить ее. Всего за первые две недели принесли вещи около 7000 человек, около 2000 человек участвовали в сортировке и отправке.
2. Организация доставки помощи
На основе сведений, предоставленных МЧС и Общественной палатой Центрального федерального округа (списки пострадавших населенных пунктов с количеством сгоревших домов), была создана компьютерная база, ежедневно в режиме реального времени один из добровольцев обновляет в ней информацию.
Часть добровольцев, имеющих личный транспорт, стала нашими «разведчиками». Они отправлялись на места, взяв базовый комплект помощи (воду, еду, предметы гигиены), и, возвращаясь, делали подробный отчет: что конкретно нужно на месте, сколько и где размещено пострадавших, с кем на месте можно связываться для распределения помощи.
В нашей базе около 300 точек — это и маленькие деревни, и пункты сбора помощи в районных и областных центрах. Со всеми точками мы поддерживали связь.
С 1 по 20 августа Синодальным отделом по церковной благотворительности было отправлено с грузом помощи 238 машин — по нашим расчетам, это более 250 тонн гуманитарной помощи.
3. Штаб по координации помощи в отделе
Первую неделю чрезвычайной ситуации отдел работал круглосуточно, затем — с 8.00 до 23.00 часов ежедневно, без выходных.
Работа штаба помощи погорельцам в отделе строилась по следующему принципу. Вся деятельность разбита на три функциональные части:
* работа во дворе с вещами и машинами,
* работа в штабе по координации помощи,
* так называемый «бэк-офис».
Работа во дворе (две зоны ответственности):
— работа с добровольцами (кого куда ставить, кто за какие участки отвечает) по сортировке вещей и встрече всех приходящих;
— работа с отгрузками (какие машины чем грузим, какие разгружаем, куда складываем разгружаемое).
Две смены по 8 часов: с 8.00 до 16.00 и с 15.00 до 23.00; одновременно в смене работают двое ответственных.
Работа в штабе по координации (две зоны ответственности):
— справочная информация по любым вопросам, координация деятельности с теми, кто работает во дворе, запись грузовых автомобилей и возможностей водителей;
— координация отгрузок (звонки по точкам, уточнение потребностей, формирование заказов).
Работа в две смены по 8 часов: с 8.00 до 16.00 и с 15.00 до 23.00; одновременно в смене два ответственных человека — по зонам ответственности.
Работа «бэк-офиса» (три человека одновременно):
— ответы на звонки по телефону, запись добровольцев с легковыми автомобилями, координация перевозок по Москве;
— заполнение сопроводительных документов на отправляемые грузы (на каждый груз выдавался путевой лист, фиксировались паспортные данные водителя и техпаспорт автомобиля, второй экземпляр накладной на груз просили привозить назад в отдел с печатями);
— внесение изменений в базу данных по пострадавшим населенным пунктам (по отчетам добровольцев с мест и звонкам).
Работа в три смены по 5 часов: с 8.00 до 13.00, с 12.00 до 18.00, с 17.00 до 23.00.
Таким образом, каждая отгрузка проходила следующие этапы: уточнение нужд на текущее время, формирование заказа (подбор вещей для адресной помощи в том числе по размерам), загрузка по описи, оформление документов для водителя (сопроводительное письмо, бланки прошения, накладные, акты передачи помощи и т.п.).
К работе широко привлекались добровольцы (штатных сотрудников было ежедневно задействовано всего трое) и московские сестричества.
Всего в день для стабильной работы по координации процесса помощи необходимо 20 человек.
4. Сбор и расходование денежных средств
Сбор денежных средств был начат 31 июля на счета отдела (реквизиты опубликованы на сайте отдела www.diaconia.ru). Также есть возможность сделать пожертвования
при помощи sms на короткий номер 7715 со словом «пожар» (совместная программа с Национальным благотворительным фондом).
По данным на 26 августа было собрано 56 808 000 руб. , 53 000 долларов и 7 000 евро.
По состоянию на 26 августа было израсходовано
4 909 975,71 руб.
Приобретены: питьевая вода, продукты питания, средства пожаротушения (пожарные рукава, огнетушители, мотопомпы), маски и респираторы.
5. СотрудниЧество
с государственными структурами
и добровольЧескими проектами
Установлено сотрудничество с МЧС (министерство предоставило данные по пострадавшим населенным пунктам) и Общественной палатой ЦФО (уточнение данных, оказание адресной помощи тем пострадавшим, которые по той или иной причине не попали под действие государственной программы помощи).
Отдел поддерживает связь с администрациями пострадавших населенных пунктов и районов, а также с отрядами МЧС, занятыми на тушении пожаров. В некоторых очагах пожаров в тушении огня участвовали отряды добровольцев, отдел снабжал их необходимой провизией и средствами тушения пожаров.
Центральный телеграф предоставил круглосуточную многоканальную «горячую линию»: (495) 542-00-00. Отделом была составлена подробная инструкция для телефонисток, информация о «горячей линии» распространена в интернете и в СМИ.
Московский ОМОН выделил четыре грузовика и бойцов сопровождения для доставки собранной отделом помощи в Рязанскую область, в колонне также шли еще два грузовика с помощью, собранной московской милицией.
Департамент социальной защиты Московского правительства пообещал оказать помощь с дезинфекцией собранной одежды, а в дальнейшем, если скопятся остатки, с ее распределением.
Отдел тесно сотрудничал с добровольческими проектами помощи: с координаторами сообщества «Пожар_ру» в Живом журнале, с проектом Карта помощи и с Ситуационным центром реагирования на ЧС (проект scer.net.ru) — ежедневно обменивались информацией, комплектовали грузы по адресным заявкам, размещали информацию о наиболее острых нуждах.