iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Церковь
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на ночном Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с великим, светлым и радостным праздником Рождества Христова!

Сегодня мы вспоминаем великую божественную тайну, которую никогда до конце не поймем. Богу угодно было стать человеком, стать одним из нас, разделить с нами нашу простую человеческую жизнь, с ее радостью и скорбями, с любовью и предательством, с дружбой и коварством, с успехами и поражениями. Бог вошел в ткань человеческой истории, чтобы, соединившись с человеческим родом, Своей святостью и Своей жертвой за человеческие грехи всех нас спасти, то есть даровать каждому из нас Свой божественный мир — радость спасения.

Бог совершил это по любви к нам. Он любит нас так, как любят нас наши родители, самые лучшие родители. Что это означает? А это означает, что у каждого человека — и у святого, и у последнего грешника — есть надежда получить этот дар Божией любви, а вместе с ним — прощение, помощь, поддержку, укрепление сил. И каждый человек, который обращается к Богу с верой, кто чувствует присутствие Бога в мире, знает, что эта молитва никогда не посрамляет, и Бог с нами разделяет Свою любовь. Мы отвечаем Богу, Его любви своей верой и своей надеждой. Мы верим в то, что Бог, спасший род человеческий, не оставит нас, если мы не оставляем Его. Вот почему праздник Рождества Христова мы называем праздником надежды. Потому что этот праздник и дает нам силу надежды, а вместе с этой надеждой — спокойный смиренный, но уверенный взгляд в будущее.

Мы переступили уже порог 2009 года. Некоторые говорят, что 2009 год будет тяжелым, что нас ждет экономический кризис. Мы хорошо знаем, что те, кто ответственен за экономику страны, употребляют сейчас значительные усилия, чтобы смягчить удар этого кризиса по нашему народу. Но для того чтобы встретить достойно не только эту проблему и эту трудность, но любую трудность и любую проблему, в том числе и в личной жизни, и в семейной жизни, и в общественной жизни, и в государственной жизни, мы должны быть сильными духом. Одно не отменяет другого. И средства, которые употребит страна, и уже употребляет, чтобы ответить на кризис, и нашу внутреннюю духовную силу — мы всё это должны совместить. А для того чтобы лучше понять смысл происходящего, я хотел бы напомнить всем нам, что греческое слово «кризис» на русский язык переводится как «суд». Всякий кризис в жизни есть суд Божий. А Суд Божий отделяет правду от лжи. Суд Божий обнаруживает человеческую неправду. Если сегодня экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду. Кризис начался не в нашей стране. Мы сейчас только чувствуем его холодное прикосновение, но, тем не менее, должны знать, что это суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, над непомерным желанием иметь как можно больше, над потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций. Если экономика будет основываться на этом простом принципе, что труд — интеллектуальный, физический и даже духовный — производит реальную ценность, у нас не будет таких кризисов.

Верим, что Господь поможет России. Будем молиться, чтобы Господь помог всем странам мира не только преодолеть это искушение, результат человеческой греховности, но выйти из этого кризиса очищенными и просветленными, с правильным пониманием того, как нужно жить, чтобы не согрешать пред Богом, в том числе и в сфере экономики.

Я хотел бы от всего сердца пожелать вам, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, в это непростое время помощи Божией. Вы знаете, как поддерживает вас народ. И я думаю, что эта поддержка должна вдохновлять вас в том числе и на мужественное сопротивление тем напастям, которые, возможно, нам придется встретить лицом к лицу.

Я хотел бы поздравить с Рождеством Христовым и пожелать помощи Божией всем вам, мои дорогие братья и сестры. Я обращаюсь сегодня ко всем жителям России, но не только. Я обращаюсь к тем, кто принадлежит к нашей Церкви, и даже к тем, кто к ней не принадлежит, в братской Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Таджикистане, ко всем странам, которые входят в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата. Я хотел бы поздравить православных людей — членов нашей Церкви в Северной и Южной Америке, в Западной и Центральной Европе, в Африке, в Азии, в Японии, в Австралии — везде, где живут наши православные люди, где они созидают Божьи храмы, где они учатся жить по-христиански и стараются так жить. Пусть Господь, несмотря на возможные испытания и трудности, благословит всех нас.

Есть прекрасная русская пословица: «Страшен сон, но милостив Бог». И мы верим в милость Божию и просим, чтоб Господь приклонил эту милость ко всем нам. Мы же с верою и надеждой будем призывать Его всечестное имя, имя Спасителя нашего, родившегося в Вифлееме ради нас и нашего ради спасения. Аминь.

 

22 января 2009 г.
Ключевые слова: Рождество, Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00