iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Церковь
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на ночном Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с великим, светлым и радостным праздником Рождества Христова!

Сегодня мы вспоминаем великую божественную тайну, которую никогда до конце не поймем. Богу угодно было стать человеком, стать одним из нас, разделить с нами нашу простую человеческую жизнь, с ее радостью и скорбями, с любовью и предательством, с дружбой и коварством, с успехами и поражениями. Бог вошел в ткань человеческой истории, чтобы, соединившись с человеческим родом, Своей святостью и Своей жертвой за человеческие грехи всех нас спасти, то есть даровать каждому из нас Свой божественный мир — радость спасения.

Бог совершил это по любви к нам. Он любит нас так, как любят нас наши родители, самые лучшие родители. Что это означает? А это означает, что у каждого человека — и у святого, и у последнего грешника — есть надежда получить этот дар Божией любви, а вместе с ним — прощение, помощь, поддержку, укрепление сил. И каждый человек, который обращается к Богу с верой, кто чувствует присутствие Бога в мире, знает, что эта молитва никогда не посрамляет, и Бог с нами разделяет Свою любовь. Мы отвечаем Богу, Его любви своей верой и своей надеждой. Мы верим в то, что Бог, спасший род человеческий, не оставит нас, если мы не оставляем Его. Вот почему праздник Рождества Христова мы называем праздником надежды. Потому что этот праздник и дает нам силу надежды, а вместе с этой надеждой — спокойный смиренный, но уверенный взгляд в будущее.

Мы переступили уже порог 2009 года. Некоторые говорят, что 2009 год будет тяжелым, что нас ждет экономический кризис. Мы хорошо знаем, что те, кто ответственен за экономику страны, употребляют сейчас значительные усилия, чтобы смягчить удар этого кризиса по нашему народу. Но для того чтобы встретить достойно не только эту проблему и эту трудность, но любую трудность и любую проблему, в том числе и в личной жизни, и в семейной жизни, и в общественной жизни, и в государственной жизни, мы должны быть сильными духом. Одно не отменяет другого. И средства, которые употребит страна, и уже употребляет, чтобы ответить на кризис, и нашу внутреннюю духовную силу — мы всё это должны совместить. А для того чтобы лучше понять смысл происходящего, я хотел бы напомнить всем нам, что греческое слово «кризис» на русский язык переводится как «суд». Всякий кризис в жизни есть суд Божий. А Суд Божий отделяет правду от лжи. Суд Божий обнаруживает человеческую неправду. Если сегодня экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду. Кризис начался не в нашей стране. Мы сейчас только чувствуем его холодное прикосновение, но, тем не менее, должны знать, что это суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, над непомерным желанием иметь как можно больше, над потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций. Если экономика будет основываться на этом простом принципе, что труд — интеллектуальный, физический и даже духовный — производит реальную ценность, у нас не будет таких кризисов.

Верим, что Господь поможет России. Будем молиться, чтобы Господь помог всем странам мира не только преодолеть это искушение, результат человеческой греховности, но выйти из этого кризиса очищенными и просветленными, с правильным пониманием того, как нужно жить, чтобы не согрешать пред Богом, в том числе и в сфере экономики.

Я хотел бы от всего сердца пожелать вам, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, в это непростое время помощи Божией. Вы знаете, как поддерживает вас народ. И я думаю, что эта поддержка должна вдохновлять вас в том числе и на мужественное сопротивление тем напастям, которые, возможно, нам придется встретить лицом к лицу.

Я хотел бы поздравить с Рождеством Христовым и пожелать помощи Божией всем вам, мои дорогие братья и сестры. Я обращаюсь сегодня ко всем жителям России, но не только. Я обращаюсь к тем, кто принадлежит к нашей Церкви, и даже к тем, кто к ней не принадлежит, в братской Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Таджикистане, ко всем странам, которые входят в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата. Я хотел бы поздравить православных людей — членов нашей Церкви в Северной и Южной Америке, в Западной и Центральной Европе, в Африке, в Азии, в Японии, в Австралии — везде, где живут наши православные люди, где они созидают Божьи храмы, где они учатся жить по-христиански и стараются так жить. Пусть Господь, несмотря на возможные испытания и трудности, благословит всех нас.

Есть прекрасная русская пословица: «Страшен сон, но милостив Бог». И мы верим в милость Божию и просим, чтоб Господь приклонил эту милость ко всем нам. Мы же с верою и надеждой будем призывать Его всечестное имя, имя Спасителя нашего, родившегося в Вифлееме ради нас и нашего ради спасения. Аминь.

 

22 января 2009 г.
Ключевые слова: Рождество, Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00