выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Церковь
18 июня 2006 г. 15:30
версия для печати версия для печати

Слово протоиерея Александра Марченкова на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса».

Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению:
историческая практика и современные подходы к решению вопроса».

Протоиерей Александр Марченков,
настоятель храма преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех

     Мне хочется сказать в защиту, что несмотря на то, что мы были в России необразованы многие столетья, несмотря на то, что и причащались всего лишь четыре раза в год, но то, что Россия называлась Святой, есть тоже свидетельство того, что евхаристическая жизнь является одной из важных частей нашей жизни, но она должна сопрягаться и с другой нашей жизнью, с той, которую мы называем духовной жизнью или внутренним деланьем. 

     И когда мы пытаемся только ограничить - мы говорим о правилах или ещё о чем-то, мы забываем, что цель христианской жизни есть святость. К святости люди идут по благодати Божьей, используя те средства, которые нам подаются. И Евхаристия является этим самым главным и важным средством. Но не единственным. И поэтому не будет этого духовного деланья - всё остальное может остаться бессмысленным и бесполезным. 

     То что касается исповеди. Мы говорим о том сейчас, что слишком много разных людей приходят в церковь. Но мы должны помнить, что прийдя в церковь, каждый христианин переживает разные этапы жизни. И что в эти разные периоды он наверное должен испытывать желание пройти ещё раз генеральную исповедь. Вот он пришел в церковь, он готовится, насколько он может, к подробной исповеди. Но потом периоды могут быть разные. Мне вообще кажется, что раз в году, у христианина должна быть возможность подробной исповеди за год. Да, потребности в частной исповеди разные. Но если человек живёт внутренней жизнью, то есть желание очистить себя и дать возможность вот так поисповедоваться - это непременное условие церковной жизни. 

     На протяжении небольшого пастырского служения могу сказать, что у священника тоже могут быть разные периоды. Одно дело, когда небольшая община, другое - когда община разрастается. И тогда приходится снижать уровень. Потому что ты уже не можешь поговорить с человеком в той мере, в которой ты мог раньше. И если те люди, которые пришли с самого начала раньше имели возможность общаться со священником, то у вновь приходящих такой возможности не будет. Потому что есть масса людей, которые давно исповедуются и им отказать в исповеди почти невозможно, а вновь приходящим остаётся не так много. И это очень жалко. Наверное не хватает священнослужителей. Было бы больше опытных священников - появилась бы возможность у людей поисповедоваться, пообщаться со священнослужителем, более активно регулировать свою внутреннюю жизнь. 

     Вспоминая традиции Оптиной пустыни. Тот же Гоголь свидетельствует, с одной стороны, каковы были монахи и послушники, когда они причащались только постами, ну и может быть почаще. А когда человек приступал чаще, то его спрашивали - а почему ты причащаешься? "А я видел нечистую силу в явном виде". И это понятно, старец благословил. Но уровень внутренней жизни там был настолько высокий. Там было откровение помыслов, было внутреннее деланье, была Иисусова молитва. Это давало людям вот так вот живя - достигать вот таких высот внутренней жизни. 

     Мне кажется, наша жизнь гораздо глубже и гораздо шире. Потому что одно дело, например, московский приход, другое - сельский. 

     Жизнь наша настолько многообразна и, если не забывается главная цель достижения спасения, евхаристическая и общинная жизнь, конечно, важна. Но мы настолько в разных сейчас условиях, что наверное Господь ставит нас в те или иные условия, чтобы совместно и духовенство и архиереи должны определять какие-то инструкции, рекомендации в помощь, например, как когда-то выходили специальные пособия типа "недоуменные вопросы".

 

18 июня 2006 г. 15:30
Ключевые слова: богословие, исповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи