iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Алексия на конференции «Пастырство: традиции и современность»

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной изучению опыта пастырского служения в церковной традиции и в современной жизни, а также размышлениям о будущем пастырства. В этом году конференция приурочена к 100-летней годовщине преставления одного из выдающихся подвижников нашей Церкви — святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн явил своим служением образец доброго пастыря, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11) и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви.
Традиция окормления народа Божия, основанная на образе истинного Пастыря, Христа, и на Его учении о духовном наставничестве словесных овец, вбирает в себя тысячелетний опыт служения Богу и Его верным чадам сонма подвижников, обильно наделенных даром отеческой любви и заботы. Их наследие служит надежной опорой для современных пастырей, руководством в их ответственном служении.
Во все времена духовный наставник, последуя Пастыреначальнику Христу, стоял во главе общины верующих, созидал ее духовную жизнь в молитвенном общении с Богом посредством богослужения, церковных Таинств, и в первую очередь Таинства Святой Евхаристии. Божественная литургия таинственно соединяет со Христом и паству, и самого служителя алтаря Господня.
Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков. Наставник чад Божиих всегда должен хранить в своем сердце слова Спасителя: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26). Пастырь призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал. Лишь тот, кто целиком посвятит свою жизнь служению Богу и ближним, способен привлечь ко Господу огрубевшие от житейской суеты сердца людей, помочь им обрести веру и надежду.
Порой духовный наставник, поддавшись искушению тщеславия и гордости, забывает о своем ученичестве и ставит себя на место Божественного Учителя. Не заграждать собой Христа, но открывать Его людям — вот истинный образ действия пастыря, свидетельство его духовной мудрости и опытности.
Подлинное пастырство возможно лишь тогда, когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви. Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со священноначалием способствует внутренней гармонии церковного бытия, препятствует возникновению и развитию конфликтов, учит «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Послушание пастыря законной иерархии, укорененное в Слове Божием и в традиции Святой Церкви, должно быть важной частью его экклесиологического сознания, помогать ему чувствовать себя частью церковного организма. Святой Игнатий Богоносец обращается к пастырям со следующими словами: «Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался отцу по плоти и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» («Послание к магнезийцам», гл. 13).
Современность ставит перед духовным наставником все новые вопросы, на которые он должен дать взвешенный, достойный ответ. Окружающее общество разительно изменилось за последние десятилетия. Вместе с внешней свободой пришли и соблазны, способные пленить человеческую душу ложными представлениями о смысле бытия, усыпить ее греховными удовольствиями. В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон. Большой подмогой проповеди Евангелия служат увеличившиеся информационные возможности и открытость к Церкви различных слоев нашего общества. В этих условиях пастырь призван с особой ревностью свидетельствовать об Истине, обличать грех и неправду «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Сегодня невозможно укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов. Пастырь должен идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее.
Опыт духовного окормления словесных овец, завещанный нам богомудрыми наставниками, побуждает новые поколения пастырей следовать их примеру — ревностно молиться за свою паству, по-отечески любить ее, сопереживать нуждам и скорбям чад Божиих, сорадоваться их успехам. Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную.
Надеюсь, что эта конференция поможет нам в духе братской любви и взаимного согласия, бережно храня церковную традицию подлинного духовного наставничества, поговорить о значении современного пастырства, о его миссии в нашем непростом мире. Пастыреначальник Христос да будет Сам нашим руководителем в сегодняшней соборной дискуссии.
 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
20 ноября 2008 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30