iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Алексия на конференции «Пастырство: традиции и современность»

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной изучению опыта пастырского служения в церковной традиции и в современной жизни, а также размышлениям о будущем пастырства. В этом году конференция приурочена к 100-летней годовщине преставления одного из выдающихся подвижников нашей Церкви — святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн явил своим служением образец доброго пастыря, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11) и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви.
Традиция окормления народа Божия, основанная на образе истинного Пастыря, Христа, и на Его учении о духовном наставничестве словесных овец, вбирает в себя тысячелетний опыт служения Богу и Его верным чадам сонма подвижников, обильно наделенных даром отеческой любви и заботы. Их наследие служит надежной опорой для современных пастырей, руководством в их ответственном служении.
Во все времена духовный наставник, последуя Пастыреначальнику Христу, стоял во главе общины верующих, созидал ее духовную жизнь в молитвенном общении с Богом посредством богослужения, церковных Таинств, и в первую очередь Таинства Святой Евхаристии. Божественная литургия таинственно соединяет со Христом и паству, и самого служителя алтаря Господня.
Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков. Наставник чад Божиих всегда должен хранить в своем сердце слова Спасителя: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26). Пастырь призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал. Лишь тот, кто целиком посвятит свою жизнь служению Богу и ближним, способен привлечь ко Господу огрубевшие от житейской суеты сердца людей, помочь им обрести веру и надежду.
Порой духовный наставник, поддавшись искушению тщеславия и гордости, забывает о своем ученичестве и ставит себя на место Божественного Учителя. Не заграждать собой Христа, но открывать Его людям — вот истинный образ действия пастыря, свидетельство его духовной мудрости и опытности.
Подлинное пастырство возможно лишь тогда, когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви. Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со священноначалием способствует внутренней гармонии церковного бытия, препятствует возникновению и развитию конфликтов, учит «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Послушание пастыря законной иерархии, укорененное в Слове Божием и в традиции Святой Церкви, должно быть важной частью его экклесиологического сознания, помогать ему чувствовать себя частью церковного организма. Святой Игнатий Богоносец обращается к пастырям со следующими словами: «Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался отцу по плоти и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» («Послание к магнезийцам», гл. 13).
Современность ставит перед духовным наставником все новые вопросы, на которые он должен дать взвешенный, достойный ответ. Окружающее общество разительно изменилось за последние десятилетия. Вместе с внешней свободой пришли и соблазны, способные пленить человеческую душу ложными представлениями о смысле бытия, усыпить ее греховными удовольствиями. В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон. Большой подмогой проповеди Евангелия служат увеличившиеся информационные возможности и открытость к Церкви различных слоев нашего общества. В этих условиях пастырь призван с особой ревностью свидетельствовать об Истине, обличать грех и неправду «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Сегодня невозможно укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов. Пастырь должен идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее.
Опыт духовного окормления словесных овец, завещанный нам богомудрыми наставниками, побуждает новые поколения пастырей следовать их примеру — ревностно молиться за свою паству, по-отечески любить ее, сопереживать нуждам и скорбям чад Божиих, сорадоваться их успехам. Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную.
Надеюсь, что эта конференция поможет нам в духе братской любви и взаимного согласия, бережно храня церковную традицию подлинного духовного наставничества, поговорить о значении современного пастырства, о его миссии в нашем непростом мире. Пастыреначальник Христос да будет Сам нашим руководителем в сегодняшней соборной дискуссии.
 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
20 ноября 2008 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05