Когда в XX веке русские люди оказывались рассеянными по Франции и другим европейским странам, они узнавали для себя древних святых, чьи имена не были включены в святцы Русской Православной Церкви, но тем не менее почитались православными верующими. Примеры такого почитания — мученица Женевьева (Геновефа) во Франции, мученик Альбан (Олбан) в Британии, святитель Патрик (Патрикий) в Ирландии. PDF-версия.
Сегодня почитание святых Древней Европы приобретает общецерковное значение. К примеру, Священный Синод 9 марта 2017 года включил в святцы 15 новых имен, в том числе святителя Патрикия. Из них 12 жили на территории современной Франции и по одному — в Ирландии, Великобритании и Чехии. Едва ли такой сильный крен в сторону Франции имеет историческое обоснование. Очевидно, что предстоит долгая и кропотливая работа по упорядочению почитания святых Древней Европы. Было предпринято несколько таких попыток. В частности, был опубликован многотомный «Синаксарь» иеромонаха Макария монастыря Симонопетра, изданный Сретенским монастырем в Москве. Также стоит отметить англоязычный портал www.orthodoxengland.org.uk, созданный трудами отца Андрея Филипса, священника Русской Православной Церкви Заграницей в Великобритании. На этом сайте есть страница «Православная Европа» с разделами, посвященными практически всем европейским странам; есть даже «Православное Монако» и «Православная Андорра». Отец Андрей предпринял немалый труд, который тем не менее практически лишен научно-критического подхода. В его списки включены все святые, которые предположительно жили до разделения Церквей и в той или иной форме почитались или почитаются на Западе. Этот подход предполагает включение в святцы имен мифологических персонажей, которых, по всей видимости, никогда не существовало. Перед серьезными православными исследователями, работающими над подобными общими списками, встает вопрос: по какому критерию принимать решение о включении или невключении имен святых в богослужебный календарь Русской Православной Церкви?
Три эпохи Древней Испании
Что касается святых Древней Испании, то они условно соответствуют трем историческим периодам.
Первый — это эпоха, когда Иберийский полуостров находился в составе Римской империи. Практически все святые этой эпохи — мученики, за исключением святителя Осии Кордубского. После падения Рима Испанию завоевывают различные племена, затем возникает Вестготское королевство со столицей в нынешней Тулузе, а с 580 года — в Толедо. Вестготы провозглашают христианство государственной религией на III Толедском соборе в 589 году, и начинается второй период, который можно назвать золотым веком Православия в Испании. В это время она ощущает себя преемницей римской культуры. VII век — это эпоха расцвета монашества в городах и пустынях, а также ученой культуры, самый яркий представитель которой, безусловно, святитель Исидор Севильский. В 711 году Испанию завоевывают арабы-мусульмане, и начинается последний, третий, период. Христиане продолжают существовать в исламском обществе, в то же время на Севере Испании остается совсем небольшая область, свободная от арабского владычества, где сохраняется христианская культура. В течение Реконкисты эта область постепенно расширяется. К моменту разделения Церквей в 1054 году значительная часть Севера Испании живет полнокровной христианской жизнью, восстанавливаются храмы и монастыри на местах, ранее завоеванных арабами.
Источники и свидетельства
Каждому из этих периодов соответствуют разные исторические источники. К примеру, подвиг многих мучеников III — начала IV века воспет в поэме «Перистефанон» поэтом Пруденцием, который жил во второй половине IV — начале V века. От времени кончины мучеников, о которых пишет Пруденций, его отделяло меньше 100 лет, и его свидетельство можно считать вполне достоверным. Довольно подробно страдания мучеников описываются и в так называемом «Испанском Пассионарии» — сборнике, предназначенном для чтения за богослужениями. Ученые считают, что его корпус начал формироваться с VII века. Деяния мучеников, включенных в «Пассионарий», имеют очень разную степень достоверности. К примеру, деяния святителя Фруктуоза, епископа Таррагоны, и диаконов Авгурия и Евлогия, пострадавших 21 января 259 года, написаны в то же самое время очевидцем событий, а деяния мученика Виктора Браганского относятся предположительно к XI веку и едва ли могут быть приняты как достоверный исторический источник.
Что касается святых Вестготского королевства, богатая литературная культура того времени дает вполне ясную картину монашеского и просветительского подвига святых того времени. К примеру, «Житие преподобного Емилиана», написанное святителем Браулионом, епископом Сарагосы, около 639–640 годов, то есть через 66 лет после кончины святого, по своей значимости можно сравнить с «Житием преподобного Сергия Радонежского» для русской культуры. Что касается святых третьего периода, который принято называть «мосарабским» применительно к мусульманской Испании или «астур-леонским» применительно к ее свободному Северу, мы также не лишены достоверных исторических источников. Труды кордубского священномученика Евлогия подробно описывают так называемых добровольных мучеников в Кордобе в середине IX века. Сам Евлогий также принял мученическую кончину, укрывая в своем доме девушку Леокрицию, обратившуюся в христианство из ислама. Нет никаких причин сомневаться в достоверности событий, свидетелем которых был Евлогий и которые он подробно описывает.
Важным источником являются календари и мартирологи. К примеру, так называемый «Календарь Рецемунда» 961 года дает вполне ясную картину о святых, которые почитались христианами в Испании в середине X века. Не забудем упомянуть и «Мартиролог Иеронима», и галльский «Мартиролог Усуарда», составленный около 875 года. Усуард совершил поездку в Испанию, где ознакомился с почитанием местных святых, чьи имена он и включил в мартиролог.
Кроме литературных источников есть и археологические свидетельства о почитании древних святых. Самое яркое из них — археологические раскопки на месте храма Святой Евлалии в Мериде, которые подтверждают существование мартириума на месте погребения святой по меньшей мере с середины IV века. Различные археологические свидетельства содержатся в каталоге, составленном Хосе Бивесом и опубликованном в 1942 году под названием «Христианские надписания римской и вестготской Испании». В этом каталоге упоминаются, в частности, имена древних мучеников, чьи мощи полагались в престолы древних храмов при их освящении.
Была ли Виктория?
Имена святых Древней Европы, и в частности Испании, которые упоминаются в списках отца Андрея Филипса или аналогичных списках, составленных в других странах, имеют очень разную степень исторической достоверности. Приведу пример.
Несколько лет назад ко мне обратились с просьбой подготовить справку о мученице Виктории, предположительно пострадавшей в Кордобе в начале IV века. Женщин с именем Виктория в России много, а имени в святцах нет. Действительно, в «Испанском Пассионарии» описываются страдания мученика Ацискла и мученицы Виктории. Заключается повествование так: «Дион приказал отрезать язык святой Виктории, так как все еще не было исполнено его приказание. И когда отрезали ее язык, она, схватив отрезанный кусок, бросила ему в лицо и выбила ему глаз, и вскричала громким голосом: “Бесстыдный Дион, пребывающий во мраке, ты возжелал съесть часть моего тела и отрезать мой язык, который благословлял Бога; справедливо ты потерял свой глаз”». Не совсем ясно, как человек, у которого вырван язык, может выкрикивать развернутые фразы. В ответ на просьбу я подготовил справку, где сообщил о том, что́ на настоящий момент достоверно известно об Ацискле и Виктории.
Самое древнее упоминание о мученике Ацискле содержится в поэтическом цикле римского поэта Пруденция «Перистефанон». Евлогий Кордубский пишет, что в Кордобе был храм в честь мученика, где были положены его мощи. Первые свидетельства о существовании этого храма относятся к VI веку. В частности, Исидор Cевильский свидетельствует, что Агила, король готов, в 549 году осквернил этот храм, превратив его в стойло. Некоторые ученые полагают, что храм находился там, где сейчас располагается археологический комплекс Серкадилья, обнаруженный в 1991 году при строительстве скоростной железной дороги. Другие полагают, что храм находился у Алькасара, в районе Севильских ворот и современной улицы Сан Басилио, где были проведены раскопки в 1950 году. Древние храмовые надписания указывают лишь имя святого Ацискла: самое раннее из упоминаний относится к 630 году, другое, возможно, к 688–693 годам, и еще два — к IX–X векам. «Таррагонский молитвослов» VII–VIII веков упоминает лишь имя мученика, как и «Леонский антифонарий» первой половины X века.
О святой Виктории умалчивают «Мартиролог Иеронима» (основная часть которого относится к VI веку) и более поздний календарь мозарабского епископа Рецемунда (961). Оба документа говорят лишь о почитании святого Ацискла. Имя Виктории вместе с Ацисклом впервые возникает в «Лионском мартирологе» начала IX века. Само повествование о ее кончине в составе «Пассионария» относится предположительно к X веку. Ученые ставят под вопрос достоверность жития Виктории, так как упоминания о ней появляются гораздо позднее и повествование о ее страданиях копирует деяния мученицы Кристины Тирской. Высказываются предположения, что она или является «национализированной» испанцами африканской мученицей, или появилась в повествовании в результате совпадения личного имени Victoria и мученической «победы» (лат. victoria), или же она — одноименная восточная святая, чья память, согласно «Мартирологу Иеронима», праздновалась также 18 ноября.
Другими словами, если почитание Ацискла не подлежит сомнению, ученые согласны в том, что фигура Виктории, которая впервые появляется 600 лет спустя после ее кончины, не имеет никаких исторических подтверждений. Тем не менее имя Виктория было включено в наш месяцеслов.
По моему убеждению, имя святого может быть включено в святцы лишь тогда, когда мы имеем достоверные свидетельства о его историческом существовании. Также важно иметь подтверждения его почитания в древности. К примеру, в списке святых Древней Испании, составленном архимандритом Димитрием (Саэзом), клириком Константинопольского Патриархата в Мадриде, немало имен людей, в чьем существовании не приходится сомневаться, но которые никогда не почитались как святые. Даже в списках, составленных самими испанцами в XIX веке, встречаются имена людей (к примеру, короля Вамбы), о почитании которых как святых нет никаких свидетельств.
Вымышленный святой или настоящий?
Следует отметить, что, применяя историко-критический метод, не всегда легко поделить святых на исторических персонажей и персонажей средневековых легенд. К примеру, в X веке в Испании возникает предание о так называемых апостольских мужах. Согласно легенде, изложенной в «Испанском Пассионарии», семь учеников Петра и Павла прибыли в нынешний город Гуадикс, где совершался языческий праздник. Спасаясь от преследований язычников, они пересекли мост, который чудесным образом разрушился после их перехода. Проповедники были спасены. Гостеприимство им оказала женщина по имени Лупария, которая приняла христианство и построила храм. Затем они разделились и проповедовали христианство в разных городах Бетики — южной провинции Испании, где основали первые епископские кафедры. Нет никаких сомнений в том, что эта легенда не имеет никакого исторического основания, и было бы легко отказать «апостольским мужам» в общецерковном почитании. Тем не менее заслуживает внимания предположение, что легенда возникла вокруг исторического ядра — названий кафедр и имен первых известных епископов этих кафедр, которые жили, впрочем, не в апостольское время. К примеру, согласно «Емилианскому кодексу» 962 года, Цецилий был первым епископом Гранады, жившим в конце II — начале III века. В вестготском храме Санта Комба де Банде (VII век) в Галисии сохранилась гробница, в которой были мощи святого Торквата, а в Хаене в 618 году была построена базилика, где находились мощи святого Евфраcия.
В этом смысле ответ на вопрос о том, вымышленный ли святой или настоящий, не всегда может быть простым и однозначным. К примеру, мученица Евфимия, по преданию пострадавшая в Уренсе, — вымышленный персонаж в том смысле, что она никогда не жила в Испании, но реальный — в том смысле, что она существовала, но жила и пострадала в Халкидоне. А со временем, когда началось ее почитание, с перенесением или обретением части ее мощей, в Уренсе возникла легенда о ней как о местной жительнице. Один из самых известных случаев «раздвоения» святой — случай святой мученицы Евлалии Барселонской, чья память празднуется Русской Православной Церковью 4 сентября и чье имя вошло в святцы, очевидно, трудами святителя Димитрия Ростовского, который немало работал с западными источниками. Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 года епископом Фродоином в Барселоне, в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар. Сейчас они пребывают в крипте кафедрального собора Барселоны. Деяния Евлалии Барселонской практически полностью повторяют деяния Евлалии Меридской. По этой причине, а также потому, что нет никаких свидетельств почитания святой до VII века, большая часть ученых считает, что Евлалия была только одна — в Мериде, а со временем ее почитание в Барселоне превратило ее в местную святую. Наименее скептическую позицию занимал каталонский историк Фабрегас Грау. Его основной аргумент в пользу почитания Евлалии Барселонской как отдельной святой — гимн мученице «Fulget», написанный предположительно около 656 года Кириком, епископом Барселоны. Другой аргумент — одна из редакций истории ее мученичества, относящаяся, по его мнению, ко второй половине VII века и менее похожая на деяния меридской святой. Даже если Кирик, автор гимна, и Кирик, епископ Барселоны и участник X Толедского собора в 656 году, — одно лицо (что не очевидно) и аргументы ученого о разных редакциях деяний также верны (в чем другие ученые сомневаются), почитание святой в Барселоне в конце VII века еще не подтверждает историческую достоверность ее мученичества в начале IV века.
В вопросе о почитании Евлалии есть и политическая составляющая. Теорию о том, что Евлалия была только одна, в Каталонии называют «имперской» и отчаянно ей сопротивляются, защищая покровительницу города от исторической критики.
Ошибочные критерии
Говоря о правильных критериях общецерковного почитания древних святых, следует упомянуть и о некоторых критериях, которые, на мой взгляд, ошибочны. Если у нас есть достоверные сведения о почитании святого в неразделенной Церкви, то, на мой взгляд, некорректно ставить вопрос об отношении этого святого к Filioque и папскому примату. Если следовать этой логике, из святцев следовало бы исключить сонм западных святых, которые не соответствуют современному пониманию вопроса о Filioque в антикатолических кругах или современной православной экклезиологической модели. Включение Filioque на III Толедском соборе под предводительством святителя Леандра Севильского не помешало иеромонаху Макарию из афонского монастыря Симонопетра посвятить святителю главу своего «Cинаксаря». Очевидно, что святой почитался в древности: его имя встречается в галльских «Мартирологе Флора» (первая половина IX века), «Мартирологе Усуарда», а также в «Календаре Рецемунда». Кроме того, его имя включено в святцы Православной Церкви в Америке. Помимо этого мне кажется неправильным задавать вопрос о том, не использовалось ли имя святого для борьбы с Восточной Церковью и восточным обрядом. По моему мнению, ни один человек — неважно, святой или нет, — не может отвечать за то, как его имя использовалось после его смерти. Ведь никому не придет в голову пересматривать почитание апостола Петра на том основании, что епископы Рима использовали титул его преемников в спорных вопросах, в том числе в отношениях с православным Востоком.
Вопрос самоидентификации
Вопрос о почитании древних святых для нас — как эмигрантов, так и людей, пришедших в Православие из других традиций, — вопрос прежде всего внутренней самоидентификации. Только через почитание древних святых можно укоренить сознание того, что Православие — это не то, что мы привезли в чемоданах из России, Украины и Молдовы. Сознание духовной общности с древними святыми укрепит людей, даст будущим поколениям возможность ощущать связь не только с родиной их родителей, бабушек и дедушек, но и с теми странами, которые они неизбежно будут воспринимать как свою родину: Францией, Испанией, Португалией, Швейцарией. Кроме того, местные жители, видя нашу любовь к святым Древней Европы, будут узнавать Православие не как религию восточных славян, но и как древнюю духовную традицию своей страны.
В месяцеслове святых Древней Испании и Португалии, составленном нами, около 200 имен святых. Приблизительно столько же имен из списков, составленных архимандритом Димитрием (Саэзом) и протоиереем Андреем Филипсом, остались за скобками. В список были включены некоторые святые, имевшие местное почитание, которые раньше не были включены ни в какие месяцесловы.
В издательстве «Алетейя» под редакцией митрополита Волоколамского Илариона вышла книга «Mater Hispania», составленный мной сборник переводов с латыни первоисточников по истории христианства в Испании в первом тысячелетии. Надеемся, что она станет важным шагом к общецерковному почитанию святых Древней Испании и Португалии.
Прославлении собора древних святых Испании и Португалии
7 октября в приходе Успения Пресвятой Богородицы в Сарагосе (Румынская Православная Церковь) за Божественной Литургией состоялось торжественное прославление собора святых, в Испании и Португалии просиявших. Решение о прославлении иберийских святых было принято Ассамблеей православных епископов Испании и Португалии 20 апреля 2018 года. За основу был принят месяцеслов, составленный протоиереем Андреем Кордочкиным, настоятелем храма равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде. Божественную Литургию возглавил митрополит Западноевропейский и Средиземноморский Иосиф (Румынская Православная Церковь), которому сослужил епископ Корсунский Нестор, епископ Испанский и Португальский Тимофей (Румынская Православная Церковь), а также протоиерей Андрей Кордочкин и клирики местной епархии Румынской Православной Церкви.
Священник Андрей Кордочкин — настоятель храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде. С 1994 по 1995 г. проходил обучение в Ampleforth College (Великобритания), а с 1995 по 1998 г. — на богословском факультете Оксфордского университета, бакалавр. С 1999 по 2000 г. проходил обучение в Лондонском университете, магистр богословия. С 2000 по 2003 г. работал в Даремском университете над написанием докторской диссертации.