![]()
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии 2022 года стал поэт Николай Зиновьев. Он пишет о своих религиозных переживаниях, любви к ближнему, красоте природы, о борьбе добра и зла в сердце человека и надежде на милость Божию. Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», Николай Зиновьев размышляет о значении православной веры и смысле поэтического творчества. PDF-версия.
20 октября 2022 г. 15:00
Петр I: pro et contra В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. PDF-версия.
17 октября 2022 г. 16:00
Трезвение как христианская добродетель Региональные церковные проекты помощи алкозависимым: системный подход и лучшие примеры практической деятельностиКоординационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует одиннадцатый год. Столько же времени при отделе работает существующее два десятка лет Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», девиз которого — «Свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни». «Журнал Московской Патриархии» проанализировал достигнутые за это время успехи и обобщил опыт продвижения и развития самых удачных региональных проектов. PDF-версия.
11 сентября 2022 г. 08:00
В гости к Патриарху В конце июля Москва встречала детей из Донецкой Народной Республики, освобожденных районов Луганской Народной Республики, Харьковской области и из Киева. За четыре дня ребята посетили праздничное богослужение в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в крестном ходе к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру, осмотрели экспозицию Пушкинского музея, погуляли по столице, съездили в океанариум, познакомились с известными артистами и блогерами. А еще побывали в гостях у Святейшего Патриарха Кирилла. PDF-версия.
8 сентября 2022 г. 14:00
Эффективный инструмент Минувший учебный год ознаменовался запуском на территории России образовательной платформы «Клевер Лаборатория», разработанной по патриаршему благословению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) для учителей Основ православной культуры, педагогов гуманитарных предметов, воспитателей и преподавателей православных гимназий. При помощи руководителя этого образовательно-просветительского проекта Юлии Селюковой «Журнал Московской Патриархии» разобрался, зачем именно сейчас понадобилось это начинание, что полезного можно найти на «Клевере» и с прицелом на какую аудиторию будет наполняться этот образовательный ресурс. PDF-версия.
6 сентября 2022 г. 15:30
|
![]()
ЖМП № 2 февраль 2014 /
26 марта 2014 г.
Суррогатное материнство. Пастырский подходНа заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года был принят Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» (журнал № 158). Публикуем комментарий к нему руководителя православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерея Максима Обухова. Необходимость обсуждения проблемы суррогатного материнства была вызвана, во‑первых, последовательной либерализацией российского законодательства, легализующего коммерческую услугу по продаже «материнства», во‑вторых, вниманием СМИ к этой теме в последние месяцы. Ничего нового в отношении Церкви к искусственному вынашиванию детей с последующей их продажей и сдаче материнской утробы в аренду нет. Принятый документ — не первое заявление. Ему предшествовали обращения Церковно-общественного совета по биоэтике, Общества православных врачей, многочисленные публикации в церковных СМИ, а также официальная позиция Русской Православной Церкви, изложенная в Основах социальной концепции. Церковь считала и продолжает считать суррогатное материнство нравственно недопустимой репродуктивной технологией. Подобной точки зрения придерживаются другие конфессии: не только Ватикан, но даже и относительно либеральная Лютеранская Церковь сравнивает эту технологию с проституцией. Серьезные ограничения, вплоть до полного запрета, действуют в большинстве стран Евросоюза. Задача, поставленная священноначалием перед богословской комиссией, подготовившей документ, состояла в изучении вопроса о возможности или невозможности крещения младенцев, рожденных с помощью услуг суррогатной матери. Таинство крещения не является магическим актом, автоматически делающим прибегнувших к нему христианами. Крещение младенца совершается только по вере его родителей. Крестить младенца, не способного сделать сознательный выбор жизни со Христом, могут только христиане, гарантирующие соответствующее религиозное воспитание. Если таких гарантий нет, то крещение может быть отложено. Очевидно, что родители, прибегающие к услугам суррогатной матери, пренебрегают позицией Церкви и тем самым ставят себя вне ее. А это означает, что христианское воспитание ими ребенка до того момента, когда он сможет сам принять осознанное решение о своей религиозной принадлежности, неосуществимо. Важно понимать, что оговариваемые в документе условия крещения младенцев, рожденных при использовании этой технологии, не являются репрессивным актом, направленным против детей. Ни в одном из документов, выражающих мнение Церкви, нет ни малейшего намека на то, что дети, рожденные «по найму», сами по себе являются неполноценными, в чем-то ущербными или недостойными крещения. Напротив, ребенок в данной ситуации есть главная жертва произвола заказчиков, посредников и общества. Ограничения на совершение таинства — своего рода превентивная мера, направленная на вразумление людей, нарушивших установленный Богом, естественный порядок устройства общества, семьи и воспроизводства. Лишив ребенка возможности иметь полноценную семью, быть плодом супружеской любви, заказчики, чье родительство и иногда даже права на ребенка спорны, сами лишают его и крещения. Запрет на безусловное крещение исключает видимость того, что сознательное или несознательное надругательство над браком, святостью материнства и достоинством личности благословляется или молчаливо одобряется Церковью. Осознание этого обстоятельства должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние всех, кто так или иначе участвовал в этой репродуктивной технологии. Документ, принятый богословской комиссией и Священным Синодом, имеет и важное пастырское значение. Священнослужителю недостаточно просто сказать пастве, что Церковь запрещает своим чадам становиться суррогатными матерями, выступать заказчиком суррогатного материнства или каким-либо иным образом участвовать в процедуре коммерческого вынашивания и рождения ребенка. Сегодня пастырь должен на соответствующем уровне объяснить, чем обусловлено такое решение, что оно направлено на пользу самих родителей, рекомендовать им альтернативу, например, в виде попечения о сиротах. Если же бесплодная пара оказалась таковой в результате грехов прошлого, то, вместо того чтобы прилагать грехи ко грехам, им нужно покаяться. Случается, что те самые супружеские пары, которые сначала делали всё возможное против рождения детей, спохватившись, принимают все возможные меры, чтобы «завести» ребенка, даже идя против самой природы. Такие пары нуждаются во внимательном отношении, и священник должен найти время, чтобы провести беседу, побуждающую к покаянию. Пастырям важно понимать, что, принимая формальное и необоснованное решение о крещении ребенка, они грешат против истины, проявляют непослушание священноначалию и поощряют сомнительные технологии, противоречащие этическим принципам христианства. В случае возникновения спорных вопросов лучше обратиться к благочинному или правящему архиерею, чем брать на себя ответственность за последствия крещения, совершенного вопреки синодальному постановлению. Пастырское видение суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) очень важно, так как сторонники новых подходов к рождению детей выработали целую оправдывающую идеологию с отсылами, в том числе и к Священному Писанию. Так, например, они доходят до псевдобогословской параллели между суррогатным материнством и библейской историей рождения Измаила. Но это более чем вольное сравнение: Агарь не была суррогатной матерью, она не отказывалась от своего сына и не продавала его. Кроме того, практики, описываемые в Ветхом Завете, далеко не всегда применимы в современной жизни. Сравнение суррогатного материнства с усыновлением также не выдерживает критики: усыновление есть акт милосердия, направленный на то, чтобы дать семью ребенку, лишенному ее из-за трагических обстоятельств. При использовании же технологии суррогатного материнства само понятие семьи размывается и становится неопределенным: кого считать родителями несчастного ребенка? Доноров половых клеток? Заказчика, который за всё заплатил и на которого оформлены документы, иногда с прочерком в графе «мать»? Суррогатную мать, которая выносила ребенка, родила, а потом отдала/продала? Фактически ребенок оказывается лишен естественной семьи не по причине несчастного случая, а по умыслу тех, кого трудно назвать родителями как в буквальном, так и в переносном смысле, так как они, собственно, ребенка и не родили. Суррогатное материнство изначально лишает ребенка полноценной семьи. Человек рождается не как плод любви, а как результат коммерческой сделки, платной услуги. В его появлении на свет участвуют люди с непонятными взаимоотношениями с юридической и с морально-этической точки зрения. Использование новых репродуктивных технологий привело и к другим неразрешимым противоречиям, например к появлению коммерческого рынка половых клеток и эмбрионов. Половые клетки и даже эмбрионы, зачатые in vitro, можно продать, купить. Можно собрать ребенка «под заказ». Можно, на всякий случай, нескольких, чтобы потом выбрать одного-двух подходящих, а остальных уничтожить. «Доноры», которые участвуют в подобных экспериментах, не осознают до конца, что их биологические, кровные дети окажутся там, куда их определит коммерческая выгода: в утробу суррогатной матери, на уничтожение или как биоматериал для опытов. Статус замороженного эмбриона оказывается крайне спорным. Российские сторонники ВРТ, ссылаясь на Конституцию, говорят, что в права человек вступает только с момента рождения. По их мнению, эмбрион до момента соприкосновения с воздухом и руками акушера человеком не является и пребывает в статусе «биоматериала». Эта позиция слаба, необоснованна, сама статья Конституции несет в себе противоречия, и многие считают ее устаревшей, не соответствующей ни традиционным религиозно-нравственным ценностям, ни современным данным науки. Никто точно не подсчитал, сколько эмбрионов уничтожается в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и суррогатного материнства, при котором всегда применяется ЭКО. По мнению известного эксперта из Хорватии доктора Антуна Лисеца, на одного ребенка, рожденного в результате ЭКО, приходится десять умерщвленных теми или иными способами эмбрионов. Точно никто не знает число детей, рожденных с помощью ЭКО в России, некоторые называют оценочную цифру — 25 тысяч в год. Это означает, что 250 тыс. детей в год уничтожаются на эмбриональной стадии развития. В то же время Российское государство дотирует отрасль ВРТ, тогда как средства, вложенные в реальный сектор экономики, могли бы повысить благосостояние семей и дать стимул к повышению естественной рождаемости. Пока же финансы оседают в частных клиниках, чей вклад в улучшение демографического климата более чем сомнителен. Нельзя не сказать и о заказчиках суррогатного материнства. Как правило, это люди с определенными отклонениями в поведении. Если женщина на седьмом десятке лет «заводит» себе ребенка, то, похоже, она уже не в состоянии посчитать, сколько ей исполнится к 18-летию сына или дочери. Договоры по оказанию услуг суррогатного материнства составляются таким образом, что никто не несет ответственности за будущего ребенка и никто не учитывает его интересов. Как, например, будет чувствовать себя человек, обреченный всю жизнь остаться с прочерком в графе «мать»? Будучи купленной услугой, материнство, как и сам ребенок, обесценивается, превращаясь в товар, форму торговли людьми. Что касается самих суррогатных матерей, то их, как правило, не предупреждают об огромных и зачастую невосполнимых рисках для здоровья. Остановка лактации сразу после родов (ребенка немедленно отнимают) грозит тяжелыми осложнениями, вплоть до последующего полного бесплодия и серьезного повышения риска рака молочной железы. Кроме того, последствия для психического здоровья, которые несет вынашивание ребенка на заказ и расставание с ним, непредсказуемы. Злоупотребление новыми репродуктивными технологиями осложняется еще одним обстоятельством: биологические братья и сестры по документам оказываются даже не родственниками. А между тем нельзя исключать вероятность их встречи и вступления в инцестный брак! Более того, есть все основания предположить, что незнакомые друг другу брат и сестра интуитивно почувствуют взаимную тягу и с большей вероятностью вступят в брак, формально не нарушив закона, запрещающего такие союзы. Любой такой случай может привести к трагедии: появлению детей с тяжелыми врожденными пороками. Все эти проблемы требуют юридического, этического и богословского осмысления; например, кого считать настоящими родителями ребенка? Если государство признаёт приоритет коммерческого договора в вопросе о родительстве, то это вовсе не означает, что и Церковь автоматически должна признать такую норму. В этих условиях было чрезвычайно важно обозначить нравственные ориентиры в сложной ситуации. Сейчас стало очевидным, что решение о легализации суррогатного материнства было поспешным, необдуманным, принималось под явным нажимом заинтересованных лоббистов. Есть все основания ожидать, что дискуссия о неприемлемости технологии суррогатного материнства будет продолжена и законодательство будет меняться в духе традиционных семейных ценностей.
26 марта 2014 г.
Ключевые слова:
богословие
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|