![]()
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах Творческое воплощение достижений Поместного Собора 1917–1918 годов началось сразу же после того, как его прервали большевики. Ведь далеко не вся Россия тогда контролировалась красными. Уже в мае 1919 года в Ставрополе, несмотря на отсутствие связи с Патриархом и Высшим Церковным Советом, состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В его задачу входила организация временной высшей церковной власти на территории Юга России, занятой вооруженными силами армии генерала Деникина. PDF-версия
28 декабря 2018 г. 08:50
На пресс-конференции в Храме Христа Спасителя подвели итоги Архиерейского Собора В Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция, участники которой назвали основные итоги Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 29 ноября по 2 декабря.
2 декабря 2017 г. 22:25
Состоялась третья секция конференции ПСТГУ «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» В рамках Международной научной конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» состоялась секция «Поместный собор как итог синодальной эпохи».
15 ноября 2017 г. 20:13
Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
25 декабря 2015 г. 14:40
Священный Синод образовал четыре новых митрополии и десять епархий Решение об образовании четырех новых митрополий и новых епархий в их составе принял Священный Синод 5 мая на своем первом в 2015 году заседании.
6 мая 2015 г. 14:45
В Москве завершилось Архиерейское совещание Оно одобрило (с последующим утверждением Архиерейским собором) документ «Об участии верных в Евхаристии», которым отныне должно руководствоваться в церковной практике всему духовенству и мирянам. Также одобрено «Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви». Священному Синоду предстоит придать этим документам каноническую силу.
4 февраля 2015 г. 16:40
Два разрабатываемых Межсоборным присутствием документа предполагается вынести на общецерковное обсуждение Сегодня, 30 января, пленум Межсоборного присутствия рассмотрел в первом чтении тексты двух документов: «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации». Как говорится в их преамбулах, они базируются на соответствующих частях Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (п. XIV.2 и главы VI — VII соответственно). Но с момента принятия последней назрела необходимость дополнить и уточнить некоторые положения; кроме того, перед человечеством постоянно возникают новые вызовы, на которые Церковь не может не отреагировать соборным суждением.
30 января 2015 г. 16:00
Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Преосвященный архиепископ Хотинский Мелетий. Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка).
17 сентября 2014 г. 16:30
|
![]()
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /
22 января 2009 г.
Выборы патриарха жребием: мужество веры или инфантилизм?Новый патриарх будет избран на Поместном Соборе тайным голосованием. Однако в истории Церкви кроме голосования известны случаи избрания патриарха жребием. Если только жребий позволяет увидеть волю Божию, то с какой целью собирается Поместный Собор? Какие выборы более соответствует церковной традиции? Человечество наработало немало способов сбросить с себя ответственность за свою же собственную историю. Тут и понятие «объективной необходимости», и безудержная конспирология, и присвоение себе и «своим» статуса невинной жертвы, вечно подвергающейся неспровоцированной агрессии соседей… Можно «нейтрализовать» историю еще и таким способом — просто вычеркнуть себя из нее. Я сам ничтожен. В истории меня нет. Небо распоряжается всем на земле, не оставив людям ни толики свободы. В этом же ряду находится одна из архаических форм отказа от человеческой свободы (а значит, и ответственности) — метание жребия. И вот в 2009 году люди, претендующие на то, чтобы быть умом, честью и совестью России, решили вернуться в пра-историю: по православному Интернету пошла гулять идея, что лучше всего Патриарха всея Руси избрать жребием. Иначе, мол, «мы, церковный народ, смутимся». Один из аргументов в пользу жребия — это уверение, будто иначе власть непременно вмешается в ход Собора… Во-первых, потому что это достаточно очевидное нарушение заповеди «не искушай Господа Бога твоего». Ведь любой христианин вспомнит эту заповедь, если ему предложить пойти в казино. Так отчего же считается, что в храм и на Собор можно перенести то, что осуждается даже в светской жизни христианина? Во-вторых, это то смирение, которое паче гордыни. Зачем Бога унижать до статуса «повелителя соломинок и монеток»? Но зачем-то ведь дал Господь людям разум и свободу. Когда же ими и пользоваться христианину, как не на выборах Патриарха? Как справедливо заметил один из участников интернет-дискуссий: «Вообще, если жребий, зачем собирать Собор? Зачем он нужен? Ну собрались, скажем, 5 человек, кинули жребий, всем потом сообщили и все. Наша Церковь называется Соборной, а не “жребийной”». Да, в Ветхом Завете рассказывается об использовании жребия. Но в те времена много что происходило «по жестокосердию вашему». Тут несомненно действие Бога через народные голоса, а не через жребий. Объяснений этому эпизоду в христианском богословии много, но важно то, что потом апостолы сами отошли от такого порядка. Главой общины апостолов, первым патриархом Иерусалима стал Иаков, брат Христа. Но разве жребием апостолы определяли, Иакову или Петру быть главой первенствующей Иерусалимской Церкви? Избрание семи дьяконов уже прошло обычным путем. И вопрос о том, принять ли в число апостолов бывшего гонителя Павла решался без бросания жребия. И первых епископов, своих преемников, апостолы избрали не через жребий. Так что избрание Матфия жребием осталось случаем, не положило начало традиции. А «то, что редко, не закон для Церкви, и одно мнение не в состоянии опровергнуть предания всей Церкви» (Прп. Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы). Поэтому неясно, зачем же брать лишь первую апостольскую пробу и не обращать внимания на то, что затем стало повседневной практикой Апостольской Церкви и, соответственно, устойчивым преданием Церкви Православной. Авторы ультраправых интернет-сайтов врут, что по правилам патриарха надо избрать жребием. Правил на эту тему церковное право вообще не знает, и каждая Церковь в каждую эпоху сама определяет их. Из 15 московских патриархов трое избирались жребием: В истории Вселенского православия выборы патриарха с помощью жребия также встречались. Но еще более редко. А вот у неправославных христианских общин выборы патриарха жребием иногда становились традицией. Уже во времена мусульманского владычества в Египте несторианский способ ухода от навязчивого внимания властей переняли египетские копты (Болотов, с. 191). Кстати, на Руси в 1642 году царь Михаил Федорович сам предложил жребием избрать патриарха. Им стал Иосиф. Логика царя при этом была прямо противоположна ходу мыслей несториан или коптов. Он приказал бросать жребий для того, чтобы не допустить консолидации епископской оппозиции ему (см. Руденко В.Н. Избрание по жребию церковных иерархов // Вопросы истории. — М., 2008, № 4, с. 136). «В решении этом проскальзывало пренебрежение к сану, настолько зависимому от светской власти и столь непопулярному среди архиереев, что Русская православная церковь и не помыслила сама избрать себе главу», — пишет другой историк (Богданов А.П. Русские патриархи. — М., 1999, т. 1, с. 371). Итак, в православии выборы патриарха жребием — не правило, а исключение из церковных правил. И никак нельзя сказать, будто обращение к такому исключению давало особую милость Божию, благодаря которой Церковь и страна успешно развивались «во всяком благочестии и чистоте». Жребием был избран патриарх Иосиф. Но он так и не был допущен царями к управлению Церковью. Жребием был избран в 1990 году и Сербский Патриарх Павел. Что с тех пор произошло с Югославией, памятно всем. Церковь всегда помнила о первых «выборах» в своей истории, но удивительным образом отказалась от их повторения. В православии же нет такой иерархической ступени — «патриарх». Церковь знает только диаконов, пресвитеров и епископов. Все остальное — человеческие украшения (прото-, архи-). Выборность патриарха важна потому, что речь идет о делегировании власти, а не о благодати. Благодать, даруемая епископу, не прибавляется от места его служения. На Чукотке она та же, что и в Риме или Москве. И она была дарована еще при хиротонии. Но поскольку от Москвы зависит многое и в жизни Чукотки, то региональные епископы добровольно делегируют часть своей власти столичному епископу, с тем чтобы он, зная «дворцовые коридоры», мог отстаивать перед обще-имперской властью интересы обще-церковные. И если человек отдает часть своих полномочий, то логично дать ему право делать это сознательно и открыто, глядя в лицо тому, кому он их отдает. Если же ради избрания патриарха надо бросать жребий, то как и почему надо остановиться на этом? Отчего бы тогда и другие вопросы церковной жизни не решать таким же путем? Достоин или нет семинарист посвящения в священный сан? Восстанавливать ли разрушенный большевиками городской собор на прежнем месте или же построить новый храм в новом «спальном» районе города? Можно жребием решать вопрос о том, когда именно «время молчать» и «время говорить» перед лицом государственных властей… В сегодняшней увлеченности «жребием» отчетливо ощущается какой-то странный инфантилизм: мы маленькие, мы дети, нам нельзя доверять, мы не можем ни за что отвечать. Но члены Собора, епископы, владыки (по-гречески — «деспоты») как это вдруг усвоят себе роль неразумных детишек? Им-то уж точно не с руки в бирюльки играть! Есть замечательная максима: «Делай то, что ты должен, и будь что будет». Если ты член Собора, то реши сам, каким ты желаешь видеть нового патриарха. А решив, попробуй убедить в этом других членов Собора. Если же ты заранее не веришь в такую возможность — значит, ты уже отделил православную Церковь от Правды и Бога. Но если Собор — съезд нечестивцев, то в нечестивых руках и жребий будет не более свят, чем в руках у крупье в казино. Вполне очевидно, что нынешние громкие сторонники «жребия» просто хотят навязать Церкви свою личную волю. Они знают, что они маргиналы в Церкви. Но хотят найти способ сделать ничтожным мнение большинства. Выборы Патриарха нужны. Хотя бы для того, чтобы дать надежду стране, уставшей от нескончаемой череды избирательных кампаний, которые лишь пародируют свободное волеизъявление народа. В христианстве история воспринимается как пространство диалога и соработничества Бога и человека. И сегодня мы переживаем решительную минуту церковной истории. Пусть люди, избранные всей Церковь, напрягут свой слух, чтобы расслышать голос Творца, свой разум и свое совестное чувство — и определят будущее Церкви.
22 января 2009 г.
Ключевые слова:
Поместный Собор
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|