iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Анонсы

протодиакон Андрей Кураев

Родился в 1963 г. в Москве. В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую духовную академию.

В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 гг. работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1992 г. окончил Московскую духовную академию.

В 1993-1996 гг. декан философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова. С 1997 года — профессор Православного Свято-Тихоновского богословского института. С осеннего семестра 2004 г. основное место работы — МДА (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне университете) при этом продолжается).

В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия.

Решением Синода от 12 марта 2002 г. включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды». Решением Синода от 24 декабря 2004 г. включен в состав Синодальной Богословской комиссии. Решением Синода от 31 марта 2009 года (см. журнал № 21) включен в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Протодиакон храма Архангела Михаила в Тропареве.

Профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

5 апреля 2009 г. во время Божественной литургии в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за активное миссионерское служение и работу с молодежью возвел о. Андрея в сан протодиакона с возложением камилавки.

Статьи автора
Протодиакон Андрей Кураев: Православие в школе больше не экзотика

В апреле-мае школьники будут изучать православие и другие традиционные религии в рамках экспериментального курса «Основы духовных культур и светской этики».  Специально для нового курса и в соответствии с требованиями Министерства образования России протодиакон Андрей Кураев написал учебник по основам православной культуры. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Редакционный совет по созданию учебника и дал высокую оценку новому учебнику по ОПК. С автором нового учебника беседует ответственный редактор «ЦВ» Сергей Чапнин.

Сергей Чапнин
протодиакон Андрей Кураев
8 апреля 2010 г.
Протодиакон Андрей Кураев: Мы участвуем в сложном и опасном эксперименте

Эксперимент по преподаванию "Основ религиозной культуры и светской этики" в 19 регионах Российской Федерации начинается 1 апреля. Сегодня завершается подготовка учебника по "Основам православной культуры".

Сергей Чапнин
протодиакон Андрей Кураев
10 декабря 2009 г.
Выборы патриарха жребием: мужество веры или инфантилизм?

Новый патриарх будет избран на Поместном Соборе тайным голосованием. Однако в истории Церкви кроме голосования известны случаи избрания патриарха жребием. Если только жребий позволяет увидеть волю Божию, то с какой целью собирается Поместный Собор? Какие выборы более соответствует церковной традиции?

протодиакон Андрей Кураев
22 января 2009 г.

Сегодня в нашу Церковь приходят двумя путями. Одни люди приходят потому, что искали истину. Они искали Небо, а войдя в Церковь, кроме неба обрели еще и землю — почву под ногами. Они искали истину, а нашли свою родину. До крещения история и культура России казалась им (и мне) скопищем несуразностей и ошибок. Но принятие Евангелия дало возможность стать единомысленным с Андреем Рублевым и Достоевским...

протодиакон Андрей Кураев
11 июля 2006 г.

Мы стали свидетелями странного сближения: «ревнители православия» избрали себе в союзники оккультистов.

протодиакон Андрей Кураев
10 октября 2002 г.
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00