Тема «православной одежды» широко обсуждается общественностью. Что можно носить, а что нельзя, и главное — где купить? Недавно новый всплеск обсуждений в Интернете вызвал открывшийся магазин «12 праздников».
Магазин этот специализированный, он торгует одеждой для православных женщин.
«12 праздников» работает в сегменте масс-маркета. Создана целая сеть таких магазинов в Москве и других городах России. Казалось бы, прекрасное и нужное дело, однако у посетителей магазина, тех самых православных женщин, впечатления оказались далеко неоднозначными. Сразу отмечу, что сама идея понравилась всем, и ее горячо поддержали. Однако, говоря о воплощении замысла, многие представительницы православного интернет-сообщества склонялись к критике.
Нарекания вызвали в первую очередь темные расцветки и скучные, устаревшие модели. Одежда, представленная в магазине, рассчитана скорее на дам среднего возраста, чем на девушек, и очень однообразна («непонятно, где бабушка, а где девушка»). У компании «12 праздников» две торговые марки: «Добронрава» — для повседневной одежды, и «12 праздников» — для более нарядной. Однако мало кто из посетителей увидел между ними существенную разницу.
Современные православные женщины не хотят носить серую бесформенную одежду. Во многих отзывах отмечались некачественные ткани, в том числе грубые и немодные, грубый трикотаж, а также мнущийся хлопок по цене немнущегося. Коллекции одежды «12 праздников» шьются на фабриках России и Китая, и технология этого пошива оставляет желать лучшего.
Многие ожидали профессионально составленной коллекции, разумного подхода к соотношению цена-качество. Однако для такого ассортимента цены сильно завышены. В известных брендовых магазинах аналогичные модели стоят процентов на 30–40 дешевле. Юбки по 1500–2000 рублей — это нормальная цена для известных и уважаемых магазинов, но там эти вещи действительно выглядят очень красиво, стильно и оригинально. А то, что за такую же цену представлено на сайте «12 праздников», по внешнему виду вызывает ассоциации скорее с ассортиментом вещевого рынка, а не магазина качественной одежды.
Обсуждая вопрос о необходимости существования специализированного «православного магазина», участники дискуссии высказали мнение, что есть одежда, приличествующая православным женщинам, и одежда, таковым не приличествующая. И сегодня во многих магазинах, будь то бутик или рыночная палатка, имеется большой выбор длинных и закрытых моделей.
Ничто не мешает производить и продавать красивую и элегантную одежду, действительно достойную православных женщин. Ведь серьезных конкурентов у «12 праздников» на рынке пока нет. В России существует несколько мастерских, шьющих одежду для православных, но у них нет своих магазинов, и они продают продукцию только на православных ярмарках.
Увы, по мнению православной общественности, выход по-прежнему один — шить самим. Модели выбираешь по журнальным выкройкам. И ткань покупаешь такого цвета, как хочется. Да вот только мало кто из современных православных женщин сегодня умеет шить.