выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы
Сегодня при 22 столичных вузах имеются православные храмы и часовни. Проведение в них регулярных богослужений, которые посещают студенты и преподаватели, в немалой степени зависит от лояльности и поддержки администрации. Несмотря на то что православная проповедь в стране звучит уже больше 30 лет, руководством и профессорско-преподавательским корпусом вузов она приветствуется далеко не всегда, хотя против присутствия Церкви в сфере высшего образования открыто никто не выступает. Почему это происходит, какие препятствия и перспективы у миссии в вузовской и научной среде, «Журналу Московской Патриархии» рассказал председатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы епископ Луховицкий Евфимий. PDF-версия.    
11 июня 2024 г. 13:00
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Культура
ЦВ № 9 (406) май 2009 /  19 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Новая жизнь старого кино: несколько слов о военных фильмах

В этом году ко Дню Победы телезрители получили подарок, который, однако, не всеми был принят однозначно: в обновленной цветной версии вышли два популярнейших советских фильма — «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.Лиознова, 1973) и «В бой идут одни старики» (реж. Л.Быков, 1973).

Это было воспринято как событие, вносящее вклад в новый формат празднования Дня Победы, который, хотим мы того или нет, начинает складываться по мере того, как отдаляются от нас события Великой Отечественной войны. Поэтому вокруг колоризации фильмов, ставшей уже свершившимся фактом, развернулась дискуссия, затрагивающая не только проблемы кино как такового, но и вопросы более глобальные, в частности — исторической памяти, просвещения молодежи и верности традициям.

Инициаторы раскрашивания фильмов говорили о том, что благодаря новому цвету и звуку шедевры советского кино станут более доступными для молодежи, которая привыкла смотреть современное кино высокого качества: «Молодое поколение граждан России, которому повезло родиться в эпоху яркого цветного изображения, в полной мере не сможет оценить черно-белое качество», — пояснил свою позицию руководитель работы над «Семнадцатью мгновениями весны» Александр Любимов в интервью РИА «Новости». При этом специалисты, работавшие над оцвечиванием фильмов, подчеркивали, что подходили к делу очень тщательно и ответственно, избегая превращения черно-белых фильмов в раскрашенные «лубки», тщательно реставрируя исходные пленки. Работу по колоризации согласовывали и с участниками создания оригиналов фильмов.

Практика оцвечивания черно-белых фильмов в мире существует достаточно давно: в Голливуде часто «раскрашивают» кино развлекательных жанров — комедии, мелодрамы, вестерны. Цвет, как считают некоторые киноведы, не меняет качества кино, но добавляет развлекательности. Может быть, поэтому цветная версия фильма «В бой идут одни старики» была воспринята относительно спокойно: этот фильм — легкий, лиричный — естественно представлялся цветным. Известно, что его режиссер Леонид Быков еще в 1973 году хотел снять фильм в цвете, но не получил дефицитной в то время цветной пленки. Новая же версия популярнейшего сериала «Семнадцать мгновений весны» вызвала серьезные споры, в том числе и в православной среде. Интернет-сайт Regions.ru провел опрос на тему новой версии сериала среди священнослужителей.

«Фильм Лиозновой, как и многие другие ленты той эпохи, отличается глубокой психологичностью при минимуме внешних эффектов и вводит зрителя в пространство души героя. Наша молодежь не настолько глупа и не настолько охотится за эксцентрикой, чтобы не быть способной проникнуться теми высокими настроениями и чувствами, которые некогда были доступны всему населению Советского Союза. В свое время это население прилипало на 12 вечеров к экрану, и плакало, и радовалось, и праздновало победу вместе со Штирлицем», — заметил протоиерей Артемий Владимиров.

Протоиерей Максим Первозванский также считает, что цветность фильма для молодежи не главное: «Молодежь, которая в принципе смотрит фильмы вроде этого, не имеет ничего против черно-белых картин. С другой стороны, я знаю школьников, которые, только начав смотреть черно-белые “Семнадцать мгновений”, отказывались смотреть дальше, — они так же не будут смотреть и цветной вариант».

Вопрос о том, действительно ли современная молодежь не способна воспринимать черно-белое кино, более чем спорен (продолжают ведь снимать черно-белые фотографии, считая их более выразительными). Тем более спорен вопрос о том, как часто стоит идти навстречу «потребительским» вкусам. В былые века творцы верили, что можно «воспитать» читателя или зрителя, хотя дело это, конечно, рискованное и неблагодарное.

Несомненно, перевод «Семнадцати мгновений» и «В бой идут одни старики» в цвет повысил рейтинг этих фильмов и привлек к ним внимание. На волне этого интереса их (даже достаточно сложный для восприятия 12-серийный фильм о Штирлице) посмотрело большее число людей, чем в предыдущие годы. А кто-то пересмотрел и «старую» версию.

Интересно, что снятые в последнее время в немалом количестве фильмы о войне не пользуются той популярностью, которая сохраняется у фильмов советского времени. Были интересные работы: «Звезда» Николая Лебедева (2002), «Штрафбат» Николая Досталя (2004), «В августе сорок четвертого» Михаила Пташука по роману Владимира Богомолова (2001), — но они вряд ли сопоставимы по значимости с военной классикой советского кинематографа. Многие современные фильмы о войне в большой степени вторичны, вырваны из исторического контекста — чем больше отдаляются от нас военные годы, тем труднее сделать о них действительно стоящую работу. Актеры и режиссеры старшего поколения были в более «выгодном» положении, чем наши молодые современники: война была к ним ближе. С другой стороны, сейчас, может быть, подходящее время, чтобы взглянуть на Великую Отечественную более трезво, аналитически. Но удастся ли преодолеть отсутствие личного опыта, переживания, пока не ясно.

Кино традиционно формировало представление о войне у тех, кому не довелось пережить ее лично, ведь оно ярче других видов искусства воссоздает атмосферу эпохи. И не случайно уже несколько десятков лет любимыми, нестареющими остаются одни и те же фильмы — они прошли проверку временем. Справедливо и то, что должно создаваться что-то новое, что каждому поколению необходимо по-своему осмыслить важнейшие страницы истории страны, принять этот творческий вызов. Однако то, что делается сейчас, в том числе расцвечивание классических фильмов, — пока еще не самостоятельное слово в искусстве, а только подступы к нему.
 

Мария Хорькова
19 мая 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00