выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Культура
Своды и арка главного купола
29 августа 2014 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Фрески Гурия Никитина в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря открыты в полном объеме впервые за последнее столетие

Сегодня, 29 августа, в суздальском Спасо-Преображенском соборе для публики открылись полностью восстановленные фрески знаменитого иконописца Гурия Никитина. Записанную поздними слоями первозданную живопись реставраторы Владимиро-Суздальского государственного музея-заповедника воссоздавали в несколько этапов начиная с 1968 года.

Гурия Никитина специализирующиеся в области иконописи искусствоведы называют последних из великих русских изографов и ставят в один ряд с Дионисием, Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Самые известные его работы — костромской Троицкий собор и ярославский Ильинский храм, церкви Переславля-Залесского и Ростова Великого. Преображенский собор суздальской обители стал лебединой песней мастера: он скончался через пару лет по ее завершении в 1689г. После серии мелких поновлений в 1866-1867 г.г. в соборе провели масштабные работы по записи старой росписи, после чего фрески Никитина оказались полностью сокрыты от глаз молящихся и ценителей древнерусской живописи.

Справка. Этапы реставрации фресковой живописи Спасо-Преображенского собора

1968 г. – начало реставрационных работ по сохранению фресковой живописи собора.

1968–1985 г.г. – комплекс противоаварийных работ:

– укрепление грунта и красочного слоя стенописи, удаление поздних записей XIX–XX вв. в южном притворе, барабанах собора, центральной апсиде, Евфимиевом приделе и в галерее собора;

– бортовое укрепление изначального штукатурного грунта и воссоздание штукатурки в местах ее утрат по низам собора;

– антисептирование живописи по подольной части собора;

– консервационные работы в киотах на фасадах собора.

1986–1995 г.г. – поэтапная реставрация живописи, охватившая часть западной, северную стену собора, пилоны, северо-восточную и юго-восточную апсиды.

1995–2000 г.г. – завершение работ по реставрации живописи в алтаре;

– укрепление живописи в нижних частях стен, пилонов, алтаря во вновь появившихся очагах разрушения;

– тонировки в местах утрат красочного слоя.

2009 г. – реставрация фресковой живописи в киотах на фасадах собора;

– реставрация живописи Евфимиева придела.

2010 г. – реставрация фресковой живописи на трех порталах галереи.

2013–2014 г.г. – реставрация фресковой живописи на южной стене, части западной стены, в центральном и двух западных барабанах.

29 августа 2014 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00