iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протопресвитер Владимир Диваков
В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе ­Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Пат­риархии». В рубрике «Человек Церкви» будут пуб­ликоваться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Культура
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Вера и психология

Книга «Христианство и психологические проблемы человека» — новый труд известного сербского врача-психиатра Владеты Еротича. Тема книги не только актуальная, но и весьма популярная. В последние годы в России издается немало книг и статей, рассматривающих психотерапию, психологию и психиатрию с православных позиций. Однако книга Еротича представляет особый интерес. Ее автор известен не только как врач с 50-летней практикой, но и как церковный ученый, доктор богословия, заведующий кафедрой пастырской психологии в Богословском институте в Белграде.

Книга написана современным языком и в то же время насыщена цитатами из Святых Отцов, религиозных философов, социологов и психологов. Упоминание научных трудов далеко не всегда носит комплиментарный характер. Автор убедительно показывает, что святые Православной Церкви «имели глубокое понимание психологии человека, здоровой и болезненной, скрытой и явной, благодаря необыкновенному дару наблюдения и самонаблюдения». Однако в новейшей истории между богословием и психологией возник трагический разрыв. Преодоление этого отчуждения может принести взаимную пользу, обогатить и науку, и Церковь.

По мнению Еротича, пастырская психология призвана избегать известных крайностей. С одной стороны — «преувеличенной жесткости научной психологии», настаивающей на сохранении узких рамок своих исследований. С другой стороны — преувеличенной обособленности богословов и пастырей от реальных психических (и психопатологических) переживаний современного человека.

Постановка многих вопросов выглядит неожиданно, автор не избегает трудных тем, хотя и не на все поставленные вопросы дает однозначный ответ. Скорее, он обозначает те границы, в рамках которых пастырь или мирянин должен принять решение.

В первом разделе автор рассматривает широкий круг проблем, которые называет «психологическими препятствиями» для веры. Речь идет об отчуждении, религиозном минимализме, инфантильной набожности, «механизации» религиозной жизни.

Второй раздел посвящен развитию человека. Еротич с православной точки зрения анализирует достижения пренатальной психологии, проблемы детской и молодежной религиозности, особенности современной семьи и вопросы религиозной жизни в старости.
В третьем разделе собраны материалы, посвященные христианскому отношению к болезни, пастырским проблемам алкоголизма и наркомании, использовании различных психотерапевтических методик в церковной практике.

«С расширением сознания современного человека, ростом его самосознания и знания собственных проблем растут и его потребности и, в частности, требования к клиру и церкви, — убежден Еротич, подчеркивая, что это касается не только литургической и приходской жизни. — Повсюду в мире традиционная религиозность людей… уступает место так называемой спонтанной или пробуждающей сознание религиозности… Верующий человек уже сегодня требует и, несомненно, будет требовать завтра, образованного священника».

 

30 апреля 2009 г.
Ключевые слова: психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00