выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Архив сайта
Игумения Василисса (Медведь)
1 июля 2018 г. 15:53
версия для печати версия для печати

Игумения Василисса (Медведь) (10.03.1949–05.01.2017)

Игумения Василисса (Медведь)
(10.03.1949–05.01.2017)
5 января 2017 года в женском Ксениевском монастыре, расположенном в деревне Барань Борисовского района Минской области, от полученных ножевых ранений скончалась игумения Василисса (Медведь).
Матушка Василисса (в миру Валентина Ивановна Медведь) родилась 10 марта 1949 года в небольшом городке Соснице Черниговской области (Украина). Отец был военным, мать работала журналисткой. Родители были верующие. В семье кроме Валентины росли еще двое детей. Она окончила исторический факультет Черниговского педагогического института, преподавала в школе, вышла замуж и родила троих детей. Со временем, переехав на постоянное место жительства в Минск, Валентина Ивановна стала посещать Петро-Павловский собор, затем вступила в сестричество в честь преподобномученицы Елисаветы Федоровны при том же соборе. После открытия Свято-Елисаветинского женского монастыря вошла в число его послушниц и приняла иноческий постриг с именем Василисса.
В 2004 году, исполняя благословение Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета, инокиня Василисса возглавила обитель. По Промыслу Божию во многом благодаря ее трудам в монастыре и деревне Барани произошли значительные перемены, полностью изменившие облик этого удаленного от города места. Преображение обители стало возможным благодаря организаторским способностям матушки-настоятельницы, ее трудолюбию, энергии и деловитости, рачительности и хозяйственным талантам. 
Строительство и реконструкция храмов, входящих в монастырский комплекс, продолжается и сегодня. Обновлены храмы в честь святой блаженной Ксении Петербургской, в честь святого великомученика Георгия Победоносца. На территории монастыря возведен сестринский корпус. В нем — большая трапезная, кельи и мастерские, оборудованные для занятий иконописью, шитьем и вышивкой. Также переоборудован местный клуб — теперь там трапезная для паломников. Неподалеку от монастыря на источнике в честь блаженной Ксении сооружена крытая купель, рядом возвышается часовня в честь Иоанна Крестителя. И на месте древней церкви в Барани возводится деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом с главным храмом обители строится большой каменный храм в честь иконы Божией Матери «Экономисса». 
В 2007 году случился пожар, уничтоживший жилой корпус монастыря, а вместе с ним вещи и продуктовые запасы, небольшие денежные накопления. Однако уже через пять лет сестры справляли новоселье в новом благоустроенном здании сестринского корпуса. 
Матушка Василисса была духовной матерью не только монахиням и послушницам, но и для многих приезжавших в обитель. Для каждого паломника у нее находились слова любви, утешения и поддержки. Она принимала в монастырь очень разных людей, не отказывала в помощи и тем, кто потерял работу или оказался во власти пороков. 
5 января 2017 года игумения получила множество ножевых ранений, от которых и скончалась. Господь призвал ее к Себе накануне великого праздника Рождества Христова. Многие люди в эти дни, скорбя по безвременно ушедшей матушке Василиссе, звонили в монастырь, предлагали осиротевшей обители свою помощь. Многочисленные паломники прибыли на погребение, чтобы лично проститься с настоятельницей. 
8 января Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин совершили чин погребения игумении Василиссы. По случаю трагической кончины матушки настоятельницы Свято-Ксениевского монастыря владыка Павел выразил соболезнование Преосвященнейшему Вениамину, епископу Борисовскому и Марьиногорскому. В соболезновании, в частности, говорится: «Новопреставленная матушка понесла многие труды по устроению монашеской жизни, строительству храмов и корпусов, попечению о многочисленных паломниках Ксениевской обители, и весть о ее кончине отозвалась скорбью не только в моем сердце, но и в сердцах многих и многих православных христиан. Верю и молитвенно надеюсь, что Господь Сил примет ее боголюбивую душу в Свое нетленное Царство».
В своем слове о трагической кончине игумении Василиссы епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, в частности, сказал: «Матушка Василисса многие свои переживания носила в себе, остро осознавая ответственность, которая на нее возложена. Вместе с тем она была человеком любвеобильным и открытым к людям, но мужественным и волевым, когда этого требовала обстановка. Близко к сердцу принимала скорби людские, с любовью встречала каждого приходящего к ней. При этом не исключались материнская строгость и духовное увещевание. 
Господь призвал матушку к себе мученическим путем. Мы верим, что дело матушки игумении Василиссы будет продолжено».
Протоиерей Андрей Капульцевич, настоятель прихода храма Архангела Михаила в поселке Зембин  Борисовского района Минской области

1 июля 2018 г. 15:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00