iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Архив сайта
Игумения Василисса (Медведь)
1 июля 2018 г. 15:53
версия для печати версия для печати

Игумения Василисса (Медведь) (10.03.1949–05.01.2017)

Игумения Василисса (Медведь)
(10.03.1949–05.01.2017)
5 января 2017 года в женском Ксениевском монастыре, расположенном в деревне Барань Борисовского района Минской области, от полученных ножевых ранений скончалась игумения Василисса (Медведь).
Матушка Василисса (в миру Валентина Ивановна Медведь) родилась 10 марта 1949 года в небольшом городке Соснице Черниговской области (Украина). Отец был военным, мать работала журналисткой. Родители были верующие. В семье кроме Валентины росли еще двое детей. Она окончила исторический факультет Черниговского педагогического института, преподавала в школе, вышла замуж и родила троих детей. Со временем, переехав на постоянное место жительства в Минск, Валентина Ивановна стала посещать Петро-Павловский собор, затем вступила в сестричество в честь преподобномученицы Елисаветы Федоровны при том же соборе. После открытия Свято-Елисаветинского женского монастыря вошла в число его послушниц и приняла иноческий постриг с именем Василисса.
В 2004 году, исполняя благословение Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета, инокиня Василисса возглавила обитель. По Промыслу Божию во многом благодаря ее трудам в монастыре и деревне Барани произошли значительные перемены, полностью изменившие облик этого удаленного от города места. Преображение обители стало возможным благодаря организаторским способностям матушки-настоятельницы, ее трудолюбию, энергии и деловитости, рачительности и хозяйственным талантам. 
Строительство и реконструкция храмов, входящих в монастырский комплекс, продолжается и сегодня. Обновлены храмы в честь святой блаженной Ксении Петербургской, в честь святого великомученика Георгия Победоносца. На территории монастыря возведен сестринский корпус. В нем — большая трапезная, кельи и мастерские, оборудованные для занятий иконописью, шитьем и вышивкой. Также переоборудован местный клуб — теперь там трапезная для паломников. Неподалеку от монастыря на источнике в честь блаженной Ксении сооружена крытая купель, рядом возвышается часовня в честь Иоанна Крестителя. И на месте древней церкви в Барани возводится деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом с главным храмом обители строится большой каменный храм в честь иконы Божией Матери «Экономисса». 
В 2007 году случился пожар, уничтоживший жилой корпус монастыря, а вместе с ним вещи и продуктовые запасы, небольшие денежные накопления. Однако уже через пять лет сестры справляли новоселье в новом благоустроенном здании сестринского корпуса. 
Матушка Василисса была духовной матерью не только монахиням и послушницам, но и для многих приезжавших в обитель. Для каждого паломника у нее находились слова любви, утешения и поддержки. Она принимала в монастырь очень разных людей, не отказывала в помощи и тем, кто потерял работу или оказался во власти пороков. 
5 января 2017 года игумения получила множество ножевых ранений, от которых и скончалась. Господь призвал ее к Себе накануне великого праздника Рождества Христова. Многие люди в эти дни, скорбя по безвременно ушедшей матушке Василиссе, звонили в монастырь, предлагали осиротевшей обители свою помощь. Многочисленные паломники прибыли на погребение, чтобы лично проститься с настоятельницей. 
8 января Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин совершили чин погребения игумении Василиссы. По случаю трагической кончины матушки настоятельницы Свято-Ксениевского монастыря владыка Павел выразил соболезнование Преосвященнейшему Вениамину, епископу Борисовскому и Марьиногорскому. В соболезновании, в частности, говорится: «Новопреставленная матушка понесла многие труды по устроению монашеской жизни, строительству храмов и корпусов, попечению о многочисленных паломниках Ксениевской обители, и весть о ее кончине отозвалась скорбью не только в моем сердце, но и в сердцах многих и многих православных христиан. Верю и молитвенно надеюсь, что Господь Сил примет ее боголюбивую душу в Свое нетленное Царство».
В своем слове о трагической кончине игумении Василиссы епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, в частности, сказал: «Матушка Василисса многие свои переживания носила в себе, остро осознавая ответственность, которая на нее возложена. Вместе с тем она была человеком любвеобильным и открытым к людям, но мужественным и волевым, когда этого требовала обстановка. Близко к сердцу принимала скорби людские, с любовью встречала каждого приходящего к ней. При этом не исключались материнская строгость и духовное увещевание. 
Господь призвал матушку к себе мученическим путем. Мы верим, что дело матушки игумении Василиссы будет продолжено».
Протоиерей Андрей Капульцевич, настоятель прихода храма Архангела Михаила в поселке Зембин  Борисовского района Минской области

1 июля 2018 г. 15:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00