В ходе Первосвятительского визита в Нижегородскую епархию 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью. Предстоятель Русской Церкви выступил с архипастырским словом, а также ответил на вопросы аудитории.
Любовь есть величайшая христианская добродетель, самая главная и самая первая. Богу было угодно именно закон любви поставить в основу человеческого бытия. Но что удивительно — христианская любовь, в отличие от той любви, которая приводит к браку, предполагает любовь не только к тому человеку, который тебе симпатичен, близок, который тебе нравится, который возбуждает к себе добрые чувства. Эта евангельская любовь предполагает также доброе отношение к людям, которых ты не знаешь, а среди них могут быть враги; эта любовь предполагает доброе отношение в том числе и к врагам. Как это трудно понять, и не только современному человеку, это трудно было понять всегда. И вот нередко приходят к пастырю люди и спрашивают: «А как же можно любить врага?»...
Слово Божие отличается от любого слова человеческого тем, что оно живет и действует, сохраняя свою эффективность вне зависимости от того, принимают люди это Слово или отвергают, соглашаются с ним или не соглашаются. Этим Слово Божие отличается от слова человеческого. И поэтому если сказано в Евангелии о любви как о высочайшей человеческой добродетели, если именно любовь полагается в основу человеческого общежития, то это не игрушки, это не ошибка эпохи, это не мистификация — это реальность.
Я буду говорить сейчас о двух вещах, которые напрямую не имеют никакого отношения к любви. Но я постараюсь доказать, что не может быть любви без реализации двух понятий, о которых я хочу сказать. Эти два понятия — труд и солидарность. Мы с вами не на профсоюзном митинге, но мы будем говорить о труде и солидарности как о духовных понятиях.
Когда человек создает некие ценности своим трудом, то чаще всего он создает ценностей больше, чем ему необходимо. Если бы каждый человек создавал ценности, будь то материальные, интеллектуальные, духовные или культурные, ровно в той мере, каковая является необходимой для собственного потребления, то не существовало бы человеческого общежития. Но каждый человек призван производить ценностей больше, чем он сам потребляет. А остальные ценности, произведенные человеком, распределяются в обществе, и получается так, что через труд удивительным, но реальным образом все люди оказываются связаны...
Иногда говорят: «Как же можно любить друг друга, когда мы все такие разные?» А может быть, именно это многообразие мира и явилось предпосылкой к тому, что любовь и только любовь может быть законом человеческого общежития? Ведь хорошо известно: если полюса заряжены одинаково, то они отталкиваются друг от друга, а притягиваются полюса с разным зарядом. И задача наша заключается в том, чтобы, осознав эту реальность, найти в многообразии человеческого мира механизм притяжения. Именно труд является одним из способов такого притяжения — осознание того, что мой труд, моя работа, мой вклад имеют отношение не только ко мне, но и ко всему миру, и к тем, кто является моим врагом...
Солидарность имеет огромное значение. Общество, теряющее солидарность, не способно существовать.Солидарность — это способность разделить с другим бремя его забот, его проблемы, его болезни, его скорби. Солидарность — это система взаимной поддержки. Чем выше уровень солидарности в обществе, тем сильнее общество. Общество, лишенное солидарности, становится киселем, тягучей массой, не способной выдерживать никакие нагрузки, никакое сопротивление. Такое общество просто растекается и исчезает...
Без труда, без осознания труда как важной связующей всех нас силы, и без солидарности — не может быть и любви. Все начинается с самого простого. Мы не понимаем, что такое любовь к врагам, но мы понимаем, что такое общенациональная солидарность, включающая, в том числе, и взаимодействие с человеком, которого мы считали врагом. Мы не знаем, что такое любовь к чужому человеку, но мы знаем, как через наш труд, распределяя ресурсы с другими, мы служим другим людям, отдаем им часть самих себя. А любовь — это и есть способность отдавать самого себя другим. И если мы систему труда и солидарности поставим на правильный духовный фундамент, если мы снабдим эти замечательные проявления человеческой природы высокой нравственностью, реальным общением с Богом, молитвой, тогда через труд и солидарность мы научимся любить друг друга или по крайней мере, не наносить друг другу боли, не делать зла, не разрушать те связи, которые объединяют людей в единый народ.
Дай Бог всем нам возрастать в правде Божией и любви, и на пути к любви трудиться, укреплять солидарность друг с другом, строить процветающую и справедливую жизнь, чтобы через наши усилия просветлялся вечно прекрасный лик нашего Отечества.
Текст выступления Святейшего Патриарха Кирилла во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде опубликован в «Журнале Московской Патриархии» № 10, 2009
— Сегодня может быть так, что верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля, но каждый ищет удовлетворения своего индивидуального религиозного чувства. Естественно, в данном случае не складывается полноценный приход, община верующих. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь проблема, и какими могут быть пути ее решения?
— Это очень важная тема. Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились и разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община — это система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы.
Я часто общаюсь с моими собратьями архиереями, с духовенством, и говорю о том, что мы должны начать как можно скорее и на систематической основе практиковать внебогослужебные собрания. Вот вы знаете, что некоторые люди не понимают славянского языка, на котором совершается богослужение, и для них это большая проблема, потому, что у них нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме. А что если мы будем предоставлять такую возможность маловоцерковленным людям, молодежи — встретиться со священником, почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним?
Я иногда делал так: садился вместе с молодыми людьми, читал Священное Писание, а потом каждого из них спрашивал: «Как вы это понимаете?» Так развивается творческое, осмысленное отношение к Слову Божию. На этих собраниях можно и спеть, можно поговорить о жизни, о проблемах — но все это будет сочетаться с молитвой. Создание таких внебогослужебных собраний, особенно с молодежью, является сейчас очень важной задачей для Церкви.
Мы должны дать возможность встречаться невоцерковленным людям для того, чтобы они могли чувствовать свою общность, свою принадлежность к Церкви.
То же самое относится к организации работы с молодежью, к работе по социальным проектам, обеспечению поддержки малоимущим и одиноким людям.
Я могу перечислить очень многие идеи, реализация которых позволяла бы создавать новые измерения общинной жизни христианского прихода. Ведь раньше так и было — приход был местом социальной активности людей. Уничтожили приходы, особенно сельские, которые играли огромную объединяющую роль для всей христианской общины. Разорение земли нашей началось с уничтожения сельских приходов. Как я думаю, и система общенациональной солидарности стала разваливаться после того, как Церковь была лишена всякой возможности влиять на общественную жизнь народа.
То, что вы сказали, является важной задачей, и я знаю, что во многих епархиях и приходах, люди воспринимают все это очень близко к сердцу. Такого рода работа в Церкви будет расширяться.
— Способствуют ли занятия физическими упражнениями и спортом духовному развитию человека? И еще: как Вы поддерживаете свою высокую физическую активность, занимаетесь ли физкультурой?
— Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности — как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании строится вся человеческая жизнь. Трагедия советского времени заключалась в том, что духовное отсекли от материального. Трагедия современного, в том числе и западного секулярного мира заключается в том, что духовное оттесняется на периферию общественной жизни и материальное становится единственно значимой ценностью.
Но гармоничное развитие личности предполагает «вспахивание» — я уже неоднократно употреблял этот образ — того единого поля, которое и есть человеческая жизнь, где есть и духовное, и материальное.
Первые западноевропейские университеты были построены по принципу монашеских общин. И когда в далеком XII веке император Фридрих Барбаросса рассуждал о том, какими должны быть университеты, он говорил, что университет должен достигать трех целей: духовного, телесного и общественного, умственного развития человека. Так что роль физической культуры — очень важна в человеческой жизни.
Другой разговор — профессиональный спорт. Профессиональный спорт — это шоу, в котором порой люди жертвуют своим здоровьем. Но, с другой стороны, профессиональный спорт способен пробуждать в людях очень хорошие чувства и качества. Например, солидарность: ведь мы себя чувствуем единой нацией, когда наша сборная сталкивается с другой сборной. Тогда падают все преграды — политические, социальные, общественные, имущественные. Люди плачут вместе, смеются, кричат от радости.
А физическая культура — непременное условие гармоничного развития человеческой личности. Обязательно делайте утром зарядку, нагружайте свои мышцы, без этого не будет должной работоспособности.
— Ваше Святейшество, здесь присутствуют молодые специалисты Российского федерального ядерного центра. Позавчера Вы посетили наш город Саров, места жизни и подвига преподобного Серафима Саровского. Как Вы относитесь к тому, что в святом месте расположено предприятие, работающее над созданием ядерного оружия?
— В катехизисе, книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть Промысл Божий. Промысл Божий — это забота Бога о мире, о мироздании, о каждом человеке. Святитель Филарет дает формулировку, к которой есть замечательные слова, что Промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но Промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям, которые сейчас сознают (и я этому очень рад) и многие сотрудники вашего центра, — что именно здесь, в обители преподобного Серафима, наша страна получила то, что мы называли «оружием сдерживания». В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века.
Но если говорить вообще о теме оружия, то позиция Церкви хорошо известна. Церковь выступает за мир без оружия. Мы были очень настойчивы в провозглашении этой истины (а для нас это истина) даже в трудные годы холодной войны, призывая к сдержанной политике в отношении гонки вооружений, призывая к разоружению.
Но нужно ясно понимать одну вещь. Что является причиной войны? Некоторые говорят: неразвитые общественные отношения, недостаточно высокий уровень права, в том числе международного права. Это не так. Причина войны — это грех. Это зло в сердце человека. Можно иметь блестяще развитую систему международного права, работающую, как часы, систему международных организаций — и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем сто лет тому назад? Конечно, нет. Но мы же видим, что сейчас происходит. Чуть ли не целые страны стираются с карты Европы в результате, в том числе, использования силы, и вдруг появляются другие государства. И локальные военные действия никогда не прекращались, несмотря на развитую систему международных отношений.
Все это говорит о том, что эта система не способна обеспечить подлинную безопасность. Подлинная безопасность — это ответ на то, что происходит в человеческих отношениях. А человеческие отношения завязаны на том, что у нас в сердце и на уме. Борьба с человеческим грехом, обновление нравственного чувства, сочетание нравственности с политикой, с экономикой, со сферой международных отношений — вот что может предопределить мирное развитие человеческого рода без всяких военных конфликтов, вот что может обеспечить мир без оружия.
— Довольно часто, присутствуя на различных дискуссиях, можно услышать выражения «консервативное православие», «либеральное православие». Эти слова нередко употребляются как антонимы, причем слово «консервативное» несет некоторую негативную окраску, а слово «либеральное» предполагает что-то более совершенное, более развитое, более современное, благополучно-позитивное. Как Вы определяете Русскую Православную Церковь в контексте данных понятий?
— Спасибо, очень хороший и правильный вопрос. Церковь не может быть либеральной или консервативной. Церковь может быть только Церковью. Я объясню вам, почему. С одной стороны, в Церкви присутствует консервативное начало. Консервация — это сохранение. Что же сохраняет Церковь? Она сохраняет апостольскую веру — ту самую веру, которую апостолы приняли от Самого Господа. Если эта вера не будет сохранена, то те великие принципы, на которых Бог возжелал устроить жизнь рода человеческого, никогда не смогут реализоваться в реальной истории.
Поэтому Церковь призвана сохранять апостольскую веру. Но она призвана сохранять ее не в одном только народе и не в одну только эпоху — а ведь существует реальный культурный разрыв между людьми I века, жившими в средиземноморском регионе, и, например, современными людьми, живущими в Нижнем Новгороде. Что нужно сделать для того, чтобы христианская весть была всегда актуальна, всегда востребована? Если мы будем сохранять старые формы выражения веры или способы ее передачи, то этого будет недостаточно, а может быть, это даже послужит тому, что люди останутся глухими к этой христианской апостольской вести.
Вот почему в Церкви присутствует одновременно и консервативное и творческое начало. Вся миссия Церкви — это творчество, это попытки сделать весть о Христе актуальной и современной. Если бы наш с вами сегодняшний разговор услышали 200 лет назад наши предки здесь, в Нижнем Новгороде, они бы не поняли, о чем Патриарх говорит. Но это не значит, что Патриарх говорит иное, чем говорили 200 лет назад, — это означает, что категории мысли, словесные выражения должны быть такими, чтобы люди были способны понять, что такое вера, без которой жить нельзя и две тысячи лет назад, и сейчас, и в будущем, если Господь благословит человеческую историю и мы будем жить как человеческое общество.
А вот попытки придать Церкви определенные культурные черты, например, вложить церковную жизнь в исторические рамки XIX века, чреваты тем, что эта культурная среда может оказаться совершенно непонятной для современников. Вот почему всегда важно эту апостольскую истину, о которой мы сегодня говорим, передавать таким образом, чтобы она сохраняла свою свежесть, актуальность и притягательность.
Но в Церкви бывают иногда и другие вкусы, когда стремление бежать в ногу со временем считается некой очень важной добродетелью. Здесь надо быть очень осторожным. Что значит бежать за временем? Повторять философские идеи своего времени? Повторять и включать в свое учение очередные -измы (а либерализм — это очередной -изм)? Нам предлагали в советское время инкорпорировать в нашу доктрину социалистические идеи.
А сегодня, по крайней мере в западном мире, очень многие христиане (к счастью, неправославные христиане) идут по этому пути, подрубая свое мировоззрение, нивелируя свою доктрину под вкусы времени, переживаемые данной эпохой. Откуда возникла проблема женского священства, откуда возникла проблема благословения гомосексуальных браков? Она и возникла отсюда. Если в светской философии идея прав и свобод допускает все это, почему же Церковь противится? Значит, Церковь «несовременная».
Церковь призвана отстаивать и сохранять апостольскую веру и помогать людям понять, что отступление от этой веры, под какими бы лозунгами оно ни совершалось, греховно, а если греховно, то опасно для самого человека и для человеческого общежития. Вот почему Церковь не может быть ни консервативной, ни либеральной — она должна быть Церковью, осуществляющей тот мандат, который Сам Господь вручил Своим апостолам, а из рук апостолов этот наказ идти и проповедовать веру получили те, кто сегодня являются священниками, епископами, благочестивыми мирянами, те, кто представляет актив нашей Церкви. И если мы таким образом будем идти вперед, оставаясь Церковью, не реформируя себя под скоропроходящие вкусы времени и одновременно оставаясь чувствительными к воспитанию людей, их запросам, их проблемам, их радостям, их горю, разочарованиям и надеждам, — тогда Церковь будет всегда современной, всегда востребованной.