iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Документы
ЖМП № 8 август 2011 /  2 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Савва: Молю Вседержителя о благодатной немощи

10 июля в храме Владимирского скита Валаамского Спасо-Преображенского монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрита Саввы (Михеева) во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. 11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Саввы (Михеева) во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Петрозаводский и Карельский Мануил, Рязанский и Касимовский Павел, Верейский Евгений, Ярославский и Ростовский Кирилл, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Троицкий Панкратий, Солнечногорский Сергий, Рыбинский Вениамин.

 

Слово архимандрита Саввы (Михеева) при наречении во епископа Воскресенского, викария Московской епархии

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!

Бог Милосердный, как Отец чадолюбивый, привел меня к великому и священному дню, в который я через определение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода слышу голос Церкви Божией — быть мне ее епископом.

Сакральность сегодняшнего события заставляет меня оглянуться назад и вспомнить прошлое. Сделать это нетрудно, так как мой жизненный путь невелик. Безусловно, и ныне это отчетливо видно, всё ранее казавшееся обычным и естественно происходившим, явилось Промышлением Божиим обо мне. Становятся удобопонятными слова Христа Спасителя, которые были некогда обращены в прощальной беседе к ученикам и апостолам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин. 15, 16). И потому, следуя велению своего сердца и древнему обычаю, имею желание и долг высказать то, что я переживаю в эту сокровенную и неповторимую минуту моей жизни.

Мысль о предстоящем епископском служении повергает меня, с одной стороны, в душевное смущение перед святостью архипастырства, а с другой — в осознание того, что вся жизнь моя без остатка принадлежит Церкви Христовой и навеки связана с ней. Осознание это усугубляется образами великих святителей и иерархов Церкви Христовой: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Леонтия, Иакова, Димитрия Ростовских. Если они со смущением и сокрушением сердечным принимали жребий апостольского служения, то что скажу я, юный возрастом, не умудренный жизненным опытом, слабый духом? Только одно: «Вем, занеже весь пуст и пался есть» (Молитва святителя Иоанна Златоуста).

Но ободряет меня образ моего небесного покровителя — преподобного Саввы Освященного. В семнадцать лет он принял монашеский постриг и преуспел в подвигах иноческого жития и усердном служении у престола Божия. Вдохновляет и укрепляет также пример Преподобного Сергия, у мощей которого я сподобился насыщаться богословскими знаниями. А ведь и игумен земли Русской «в юности возраста своего отрекся воли своея и во знамение отсечения ея постриг власы главы своея».

Верю, с надеждой на всемогущее воздействие благодати Божией, которая всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет, заступничество святых поможет мне преодолеть не только нынешние душевные переживания, но и возможные лишения, всю тяжесть архиерейского служения.

Воля Божия открывается нам через людей, встречающихся в жизни. Таким воспитателем стал для меня приснопамятный митрополит Симон (Новиков). Он духовно взрастил заложенное семя веры и наставил меня. От него я сподобился облечься в ангельский образ, принять диаконство, священство и быть рядом с ним до его отхода в путь всея земли. По смерти этого старца-архиерея Господь не оставлял меня, вручив под водительство архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, который по‑отечески научил неравнодушному и жертвенному пастырскому служению и полному послушанию Церкви. Преизбыточествует душа моя благодарной признательностью к владыке архиепископу Кириллу.

Глубокой сыновней радостью полно сердце мое и благодарностью к Вашему Святейшеству за великое доверие, оказанное мне при назначении наместником Московского Новоспасского ставропигиального монастыря, и за избрание быть Вашим викарием. Считаю эти высокие звания не предметом для возношения, так как на это нет времени и сил, а содействием в решении возложенных на меня Вашим Святейшеством задач. Вы являетесь для меня примером неленостного, жертвенного, стойкого, энергичного служения Матери-Церкви. В чем имею благое намерение подражать и стремиться.

О своем недостоинстве к призываемому архиерейскому служению говорить не буду, ибо верю в силу Божию, которая только в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12, 9), и потому не о силе молю Вседержителя, а о благодатной немощи, рождающейся в сокрушенном и смиренном сердце. О любви и смирении молю Бога как о единственном основании вечной жизни, как об источнике ведения, премудрости и рассуждения.

С этим предстою перед Вашим Святейшеством и перед вами, богомудрые архипастыри. Помню предупреждение Господне, что от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37), но верю: молитвами вашими и поддержкой Вседержитель даст мне сил исполнить всё доброе и полезное во славу Его Церкви. Уповаю, Всеблагой Господь простит мне мое неведение и то недостаточное, что есть в моих словах, всех же нас соединит и укрепит во славу Триединого Бога. Аминь.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Савве, епископу Воскресенскому, викарию Московской епархии

Преосвященный епископ Савва!

Благоизволением Господа Иисуса Христа, сущего на небесах (ср.: Ин. 3, 13), и избранием Священного Синода ныне ты в день преподобных Сергия и Германа Валаамских и в их обители тайнодействием Всесвятаго Духа при видимом возложении рук архиерейских сопричислен к собору епископов Русской Православной Церкви. Отныне живет и действует в тебе дар, полученный свыше, который просвещает ум и сердце, укрепляет веру и волю, вдохновляя на предстоящий подвиг.

Если ныне твоей души коснулся страх или смущение перед величием апостольского делания, то не бойся, но веруй, что сила Божия совершается в немощи (ср.: 2 Кор. 12, 9), чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7). Если же душа исполнена радости о совершившейся над тобой милости Господней, то умерь сие чувство сознанием своей греховности. Внимай себе, чтобы сохранить благодать, полученную в архиерейской хиротонии. Бодрствуй над своим сердцем, дабы не прорастали в нем страсти, следи за чистотой помыслов и дел.

Ты получил богословское образование в Московских духовных школах, в этой большой келье Преподобного Сергия Радонежского. По окончании обучения ты принял монашеский постриг и священническую благодать от Преосвященного Симона, митрополита Рязанского и Касимовского, и в последние годы его жизни ты находился при нем, покоя его старость и перенимая духовный опыт.

Это свидетельствует о том, что данное тебе от Бога время доныне ты тратил не напрасно, приобретая в духовных школах знания о вере и используя их как основу деятельной жизни по евангельским заповедям. И сейчас в епископском сане не переставай расширять и углублять свои богословские познания, усваивай опыт своих старших собратьев-архипастырей, мудрость апостольского предания, живущего и действующего в Церкви Христовой. Это поможет тебе как в деле личного духовного совершенствования, так и в архиерейских трудах.

Не полагайся самонадеянно на свои мудрость и знания, не считай свои ограниченные человеческие способности достаточными для высокого и ответственного архипастырского служения. Как только архиерей начинает возлагать всё упование на самого себя, на свой разум, на свои силы, на свой опыт — там и наступает самое опасное. Ибо как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась, — говорит святитель Иоанн Златоуст. Памятуй о том, что от беспечности и лености этот дар благодати угасает, а от внимания и усердия воспламеняется (Беседа 1‑я на 2‑е послание к Тимофею).

Возгревай сей Божественный дар, полученный тобой сегодня, с благоговением совершая соборные богослужения. Ибо, по слову апостола, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным (1 Кор. 4, 1–2). Помни о том, что только при частом предстоянии в храме Господу, совершаемом с горячей любовью и прилежной молитвой, ты сможешь достойно выполнять и остальные свои архипастырские обязанности, ибо именно у престола Божия будешь обретать мудрость; именно там тебя будут посещать самые правильные мысли, в том числе и касающиеся твоего служения. Там ты будешь сознавать в полной мере ограниченность в своих возможностях и силу Божественной благодати, прикасающейся к твоему человеческому естеству.

Епископ должен уметь наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 7–9). Простые слова, сказанные от сердца, согретого живой верой и любовью к Богу, вызывают ответное доброе чувство у тех, кто их слушает, и действуют сильнее, чем речи, произнесенные по всем правилам ораторского искусства. Смысл церковной проповеди заключается в ее убедительности. А убедительность в Церкви — это не только сила логики и сила мышления. Это не только способность ссылаться на высокие авторитеты. Убедительность в Церкви — это в первую очередь искренность проповедника, его способность жизнь свою разделить с теми, для кого и ради кого он возвышает свой голос. С помощью увещаний и убеждений добивайся того, чтобы тебя слушали добровольно и с благодарностью. Всемерно старайся избегать конфликтов и распрей, дабы быть в мире со всеми (ср.: Рим. 12, 18).

Как викарному епископу, тебе предстоит помогать Патриарху в руководстве клиром и паствой Московской городской епархии. Несколько месяцев назад решением священноначалия ты был назначен наместником Московского Новоспасского монастыря. Продолжая труды твоего предшественника Преосвященного владыки Алексия на этом поприще, ты должен заботиться об устроении молитвенного и трудового уклада иноческой жизни, о преемственном продолжении традиций духовного делания и пастырского окормления в обители, творчески развивая всё доброе, что есть в обители, применительно к новым потребностям времени нашего.

Не осуждай никого из духовенства, не удостоверившись вполне в справедливости возведенных на него обвинений. Если же согрешение станет явным, обличи его со строгостью — бояться нечего, ибо за тобой правда Божия, — дабы и других отвратить от того же греха. Стой твердо и мужественно против всего того, что препятствует спасению вверенных твоему попечению душ.

Молись усердно об укреплении сил на предлежащем тебе поприще твоим небесным заступникам — Матери Божией, приведшей тебя в семинарию под Свой Покров, Преподобному Сергию Радонежскому и твоему небесному покровителю Савве Освященному. Во всех трудных обстоятельствах прибегай к их помощи.

Прими архипастырский жезл как символ опоры и силы, ниспосылаемой свыше, в знак того, что тебе предстоит не только идти, но и вести за собой словесных овец ко спасению, к небу, а потому и самому нужно иметь силы к небу подниматься. А теперь преподай свое первое архиерейское благословение людям, собравшимся в этом храме и своей молитвой принимавшим участие в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.

 

Биография

Епископ Воскресенский Савва (Александр Евгеньевич Михеев) родился 10 мая 1980 г. в Перми. В 2001 г. по окончании Московской духовной семинарии был назначен преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно референтом митрополита Рязанского и Касимовского Симона. 27 ноября 2001 г. митрополитом Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного.

2 декабря 2001 г. митрополитом Симоном рукоположен во иеродиакона, 4 декабря — во иеромонаха и назначен старшим помощником проректора по воспитательной работе, а годом позже — проректором по учебной работе Рязанского духовного училища.

В апреле 2005 г. перешел в клир Ярославской епархии. Нес послушание келейника ушедшего на покой митрополита Симона, одновременно исполняя различные епархиальные послушания.

В 2007 г. назначен помощником проректора по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии, в 2008 г. — проректором по учебной и воспитательной работе, в 2010 г. — первым проректором.

В 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в 2008 г. — Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина по специальности «теология».

19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена.

29 апреля 2009 г. назначен настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославля, а 10 октября — наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

В ноябре 2010 г. определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района. В 2011 г. назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 45) избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии.

2 сентября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00