выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Николай: Ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, за Божественной литургией в храме святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии.

 

Слово архимандрита Николая (Субботина) при наречении во епископа Бирского, викария Уфимской епархии

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, мудрые архипастыри!

Промыслом Божиим и изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению в сане епископа Церкви Христовой.

В этот неповторимый и священный час моей жизни я с глубоким смирением повергаюсь пред Всемогущим Богом, избравшим меня, и пред величием Креста, который Он ныне вручает мне вами, святители Христовы, восклицаю со смирением: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Служение епископское превосходит слабые силы человеческие, но, имея твердое убеждение, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), и надеясь на обетование Божие пребывать с нами до скончания века (Мф. 28, 20), я с дерзновением восклицаю, как некогда апостол Павел, вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13), и с иноческим смирением, покоряясь воле Божией, принимаю сие послушание. Я твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия. Поэтому откликаюсь на призыв Божий следовать по пути жертвенного служения Ему и Его Святой Церкви. Самыми важными качествами епископа считаю глубокую непоколебимую веру, любовь к Богу и людям, самоотверженное и жертвенное служение, сохранение единства Церкви согласно правилам святых апостол и Соборов Церкви, учению святых отцов и канонам. Сам Спаситель сказал: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 35).

В этот трепетный день моей Пятидесятницы пред моим взором проходит вся моя жизнь. Глубоко прочувствовав и осознав всю высоту архиерейского служения, всё то, что предстоит мне воспринять, я не перестаю ощущать на себе милость и попечение Всеблагого Бога, заступничества Пресвятой Богородицы.

Предай Господу путь твой и уповай на Него (Пс. 36, 5), — говорит псалмопевец Давид. С раннего детства я был воспитан в вере бабушкой и моей мамой. Мы часто посещали храм, где таинства церковные и молитвы моей матери помогали мне и укрепляли в трудные детские и юношеские годы. Благолепие Дома Божия всегда влекло меня к себе. И в детстве, и в юности во мне созревало желание служить Богу, ведшему меня Своими неисповедимыми путями к монашеству.

Я твердо верую и уповаю, что благая, всесильная и совершенная благодать Божия будет восполнять мое духовное убожество, укреплять душевные и телесные силы, помогая в исполнении нового послушания, ведь я с детских лет и до сего дня имею только одно желание: служить Ему Одному и жить Им. Господи! Если хочешь, можешь ме-ня очистить (Мф. 8, 2) и освятить.

Сегодня я с благодарностью обращаюсь к архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, призвавшему меня к диаконскому служению. Также благодарю Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, благословившего меня на обучение в Киевской духовной академии и мой монашеский постриг в дальних пещерах святой великой Успенской Киево-Печерской лавры. И особенно сердечно, сыновне благодарю архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, который принял меня через год после диаконской хиротонии под свое духовное окормление и от которого я воспринял благодать священства и монашества. По милости Божией 20 лет несу послушание в Уфимской епархии сначала в качестве диакона, протодиакона, затем настоятеля храма и секретаря архиепископа. Под омофором и мудрым его руководством прошел самый трудный период моего становления на пути церковного служения.

Ваше Святейшество! Примите мою сыновнюю любовь за оказанное мне доверие. Прошу Ваших первосвятительских молитв и отеческой поддержки. Я вижу перед собой пример Вашего жертвенного и самоотверженного служения Церкви Христовой, народу Божию и стране нашей Российской, это будет вдохновлять меня в прохождении нового послушания в сане епископа Русской Православной Церкви.

Когда вы, Ваше Святейшество и боголюбивые архипастыри, возложите руки, чтобы низвести на меня благодать Святого Духа, прошу ваших святых молитв, дабы совершилась сила моя в немощах моих (2 Кор. 12, 9), чтобы мне, соделавшись учителем других, не подвергнуться большему осуждению (Иак. 3, 1), чтобы я был достоин этой великой благодати и сохранил ее до конца жизни. Помолитесь, чтобы Господь помог быть мне достойным хранителем чистоты церковного учения и образцом беспорочного епископского служения, подающего пример для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Да будет воля Божия и на мне, грешном! Аминь.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю,  епископу Бирскому, викарию Уфимской епархии

Преосвященный епископ Николай!

Ныне в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ты сподобился принять через возложение архипастырских рук благодать Святого Духа, соделавшую тебя наследником трудов апостолов и преемником их служения.

Подвиг епископства, который тебе предстоит нести в Уфимской епархии, весьма нелегок и ответственен. Устремляя свой мысленный взор к Пастырю Доброму, всегда помни Его призыв с усердием и тщанием пасти малое стадо, являя искреннюю готовность положить жизнь свою за овец (ср.: Ин. 10, 11). Каждая душа бесконечно драгоценна в очах Божиих (ср.: Ис. 43, 4), посему непрестанно заботься о духовном и нравственном возрастании вверенной твоему попечению паствы, дабы в каждом человеке изобразился Христос (ср.: Гал. 4, 19). Невзирая на собственные немощи и несовершенства, уповая лишь на всеукрепляющую помощь Господа, вдохновенно и самоотверженно неси миру благую весть, утверждая пасомых в евангельских истинах.

Ответственность вверенного тебе служения состоит также в том, что, наставляя паству в здравом учении (ср.: Тит. 1, 9), ты сам должен личным примером являть образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность (Тит. 2, 7). Как маяк горит в ночи и влечет корабли в спокойную и тихую гавань, так и архипастырю надлежит стать светом, указывающим людям путь спасения. А для того чтобы свет горел ярче, чтобы его увидели многие, непрестанно возгревай дар, который в тебе (2 Тим. 1, 6), убеждая каждого кротостью и снисхождением Христовым (2 Кор. 10, 1). Стремись соделаться всем для всех, дабы спасти по крайней мере некоторых (ср.: 1 Кор. 9, 22).

Тебе предстоит быть викарием Уфимской епархии. У твоего положения есть значительное преимущество: во всякое время ты можешь прибегнуть к помощи, испросить совета у правящего архиерея и получить столь необходимые наставление и поддержку. Но в основе твоего викарного служения должно быть смиренное отсечение своей воли и предание себя в полное послушание священноначалию. Исповедуя ныне свою веру, ты засвидетельствовал перед всеми горячую готовность навсегда сохранить верность данной тобою архиерейской присяге и искреннюю решимость достойно идти крестным путем епископского служения.

За двадцать лет ревностных трудов на благо Святой Церкви ты под руководством владыки Никона приобрел ценный духовный, пастырский и хозяйственно-административный опыт, который, убежден, будет востребован и на твоем новом месте служения. Ты имел возможность хорошо узнать приходскую жизнь в Уфимской епархии, увидеть проблемы и чаяния прихожан и клира, познакомиться с их насущными потребностями и заботами. Искренне надеюсь, что ныне, вооружившись этими знаниями, ты сможешь и далее успешно трудиться в Винограднике Христовом, станешь верным помощником правящего архиерея в организации и совершенствовании церковной деятельности в Башкортостане.

Регион, где тебе предстоит подвизаться, особый: православные христиане здесь веками мирно соседствуют с мусульманским населением, и эти сложившиеся добрые отношения — убедительный пример плодотворного соработничества представителей разных религий. Необходимо и дальше укреплять и развивать это взаимодействие, опираясь на поддержку светской власти и широкой общественности. Безусловно, важно быть открытым для диалога и являть готовность к сотрудничеству. Но памятуй о том, что твой первый архипастырский долг состоит в том, чтобы стать усердным делателем на ниве Божией, заботящимся о просвещении мира светом Христовой истины и стремящимся исполнить заповедь Спасителя: Итак идите, научите все народы (Мф. 28, 19).

Однако проповедь слова Божия быстрее найдет путь к сердцам слушающих, если подкреплять ее реальными делами: делами милосердия, любви к ближним и искренним состраданием ко всем, ищущим духовной помощи, поддержки и утешения. Именно поэтому так необходимо развивать социальную составляющую церковной миссии, организовывать и принимать участие в различных благотворительных акциях.

В пристальном внимании и пастырском попечении нуждается и подрастающее поколение наших соотечественников. В предстоящем служении старайся прикладывать максимум сил, дабы утверждать юные души в вере, благочестии и чистоте. И в этом важном направлении церковной работы особую роль играет устроение различных духовно-просветительских мероприятий, участие в которых помогало бы молодым людям искать ответы на многие животрепещущие вопросы современности, сопрягать христианское мировоззрение с действительностью. И тогда для них оживет Евангелие — оно перестанет быть лишь почитаемой книгой и сделается руководством для жизни, основой их мировосприятия.

Итак, прими сей жезл — символ архиерейского достоинства и власти и, не тщеславясь новым своим положением, приступи с дерзновением к престолу благодати (Евр. 4, 16), к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия (Пс. 42, 4). А теперь, напутствуемый этими словами, благослови людей, усердно молившихся в этом храме о даровании тебе непорочного епископского служения. Аминь.

 

Биография

Епископ Бирский Николай (Василий Александрович Субботин), викарий Уфимской епархии, родился 24 июня 1973 г. в г. Бугульме Татарской АССР. В 1990 г. епископом Казанским и Марийским Анастасием рукоположен в сан диакона. В 1991 г. епископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном принят в клир Уфимской епархии. В 1991–1994 гг. обучался в Московской духовной семинарии. В 2001–2005 гг. заочно обучался в Киевской духовной академии. 7 января 2004 г. архиепископом Уфимским Никоном хиротонисан во пресвитера и назначен клириком Свято-Сергиевского кафедрального собора г. Уфы. 22 декабря 2006 г. архиепископом Уфимским Никоном пострижен в мантию с наречением имени Николай в честь Святителя Николая Чудотворца. В 2006–2009 гг. служил

в Киевской митрополии, где нес послушания казначея и благочинного Свято-Георгиевского Городницкого ставропигиального мужского монастыря Житомирской области. В 2009 г. возведен в сан архимандрита, затем вернулся в Уфимскую епархию и был назначен настоятелем Казанского храма г. Уфы и секретарем Епархиального управления. В 2010 г. заочно окончил Уфимскую государственную академию экономики

и сервиса. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 72) избран епископом Бирским, викарием Уфимской епархии.

21 октября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00