iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Документы
ЦВ № 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Николай: Ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, за Божественной литургией в храме святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии.

 

Слово архимандрита Николая (Субботина) при наречении во епископа Бирского, викария Уфимской епархии

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, мудрые архипастыри!

Промыслом Божиим и изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению в сане епископа Церкви Христовой.

В этот неповторимый и священный час моей жизни я с глубоким смирением повергаюсь пред Всемогущим Богом, избравшим меня, и пред величием Креста, который Он ныне вручает мне вами, святители Христовы, восклицаю со смирением: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Служение епископское превосходит слабые силы человеческие, но, имея твердое убеждение, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), и надеясь на обетование Божие пребывать с нами до скончания века (Мф. 28, 20), я с дерзновением восклицаю, как некогда апостол Павел, вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13), и с иноческим смирением, покоряясь воле Божией, принимаю сие послушание. Я твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия. Поэтому откликаюсь на призыв Божий следовать по пути жертвенного служения Ему и Его Святой Церкви. Самыми важными качествами епископа считаю глубокую непоколебимую веру, любовь к Богу и людям, самоотверженное и жертвенное служение, сохранение единства Церкви согласно правилам святых апостол и Соборов Церкви, учению святых отцов и канонам. Сам Спаситель сказал: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 35).

В этот трепетный день моей Пятидесятницы пред моим взором проходит вся моя жизнь. Глубоко прочувствовав и осознав всю высоту архиерейского служения, всё то, что предстоит мне воспринять, я не перестаю ощущать на себе милость и попечение Всеблагого Бога, заступничества Пресвятой Богородицы.

Предай Господу путь твой и уповай на Него (Пс. 36, 5), — говорит псалмопевец Давид. С раннего детства я был воспитан в вере бабушкой и моей мамой. Мы часто посещали храм, где таинства церковные и молитвы моей матери помогали мне и укрепляли в трудные детские и юношеские годы. Благолепие Дома Божия всегда влекло меня к себе. И в детстве, и в юности во мне созревало желание служить Богу, ведшему меня Своими неисповедимыми путями к монашеству.

Я твердо верую и уповаю, что благая, всесильная и совершенная благодать Божия будет восполнять мое духовное убожество, укреплять душевные и телесные силы, помогая в исполнении нового послушания, ведь я с детских лет и до сего дня имею только одно желание: служить Ему Одному и жить Им. Господи! Если хочешь, можешь ме-ня очистить (Мф. 8, 2) и освятить.

Сегодня я с благодарностью обращаюсь к архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, призвавшему меня к диаконскому служению. Также благодарю Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, благословившего меня на обучение в Киевской духовной академии и мой монашеский постриг в дальних пещерах святой великой Успенской Киево-Печерской лавры. И особенно сердечно, сыновне благодарю архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, который принял меня через год после диаконской хиротонии под свое духовное окормление и от которого я воспринял благодать священства и монашества. По милости Божией 20 лет несу послушание в Уфимской епархии сначала в качестве диакона, протодиакона, затем настоятеля храма и секретаря архиепископа. Под омофором и мудрым его руководством прошел самый трудный период моего становления на пути церковного служения.

Ваше Святейшество! Примите мою сыновнюю любовь за оказанное мне доверие. Прошу Ваших первосвятительских молитв и отеческой поддержки. Я вижу перед собой пример Вашего жертвенного и самоотверженного служения Церкви Христовой, народу Божию и стране нашей Российской, это будет вдохновлять меня в прохождении нового послушания в сане епископа Русской Православной Церкви.

Когда вы, Ваше Святейшество и боголюбивые архипастыри, возложите руки, чтобы низвести на меня благодать Святого Духа, прошу ваших святых молитв, дабы совершилась сила моя в немощах моих (2 Кор. 12, 9), чтобы мне, соделавшись учителем других, не подвергнуться большему осуждению (Иак. 3, 1), чтобы я был достоин этой великой благодати и сохранил ее до конца жизни. Помолитесь, чтобы Господь помог быть мне достойным хранителем чистоты церковного учения и образцом беспорочного епископского служения, подающего пример для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Да будет воля Божия и на мне, грешном! Аминь.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю,  епископу Бирскому, викарию Уфимской епархии

Преосвященный епископ Николай!

Ныне в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ты сподобился принять через возложение архипастырских рук благодать Святого Духа, соделавшую тебя наследником трудов апостолов и преемником их служения.

Подвиг епископства, который тебе предстоит нести в Уфимской епархии, весьма нелегок и ответственен. Устремляя свой мысленный взор к Пастырю Доброму, всегда помни Его призыв с усердием и тщанием пасти малое стадо, являя искреннюю готовность положить жизнь свою за овец (ср.: Ин. 10, 11). Каждая душа бесконечно драгоценна в очах Божиих (ср.: Ис. 43, 4), посему непрестанно заботься о духовном и нравственном возрастании вверенной твоему попечению паствы, дабы в каждом человеке изобразился Христос (ср.: Гал. 4, 19). Невзирая на собственные немощи и несовершенства, уповая лишь на всеукрепляющую помощь Господа, вдохновенно и самоотверженно неси миру благую весть, утверждая пасомых в евангельских истинах.

Ответственность вверенного тебе служения состоит также в том, что, наставляя паству в здравом учении (ср.: Тит. 1, 9), ты сам должен личным примером являть образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность (Тит. 2, 7). Как маяк горит в ночи и влечет корабли в спокойную и тихую гавань, так и архипастырю надлежит стать светом, указывающим людям путь спасения. А для того чтобы свет горел ярче, чтобы его увидели многие, непрестанно возгревай дар, который в тебе (2 Тим. 1, 6), убеждая каждого кротостью и снисхождением Христовым (2 Кор. 10, 1). Стремись соделаться всем для всех, дабы спасти по крайней мере некоторых (ср.: 1 Кор. 9, 22).

Тебе предстоит быть викарием Уфимской епархии. У твоего положения есть значительное преимущество: во всякое время ты можешь прибегнуть к помощи, испросить совета у правящего архиерея и получить столь необходимые наставление и поддержку. Но в основе твоего викарного служения должно быть смиренное отсечение своей воли и предание себя в полное послушание священноначалию. Исповедуя ныне свою веру, ты засвидетельствовал перед всеми горячую готовность навсегда сохранить верность данной тобою архиерейской присяге и искреннюю решимость достойно идти крестным путем епископского служения.

За двадцать лет ревностных трудов на благо Святой Церкви ты под руководством владыки Никона приобрел ценный духовный, пастырский и хозяйственно-административный опыт, который, убежден, будет востребован и на твоем новом месте служения. Ты имел возможность хорошо узнать приходскую жизнь в Уфимской епархии, увидеть проблемы и чаяния прихожан и клира, познакомиться с их насущными потребностями и заботами. Искренне надеюсь, что ныне, вооружившись этими знаниями, ты сможешь и далее успешно трудиться в Винограднике Христовом, станешь верным помощником правящего архиерея в организации и совершенствовании церковной деятельности в Башкортостане.

Регион, где тебе предстоит подвизаться, особый: православные христиане здесь веками мирно соседствуют с мусульманским населением, и эти сложившиеся добрые отношения — убедительный пример плодотворного соработничества представителей разных религий. Необходимо и дальше укреплять и развивать это взаимодействие, опираясь на поддержку светской власти и широкой общественности. Безусловно, важно быть открытым для диалога и являть готовность к сотрудничеству. Но памятуй о том, что твой первый архипастырский долг состоит в том, чтобы стать усердным делателем на ниве Божией, заботящимся о просвещении мира светом Христовой истины и стремящимся исполнить заповедь Спасителя: Итак идите, научите все народы (Мф. 28, 19).

Однако проповедь слова Божия быстрее найдет путь к сердцам слушающих, если подкреплять ее реальными делами: делами милосердия, любви к ближним и искренним состраданием ко всем, ищущим духовной помощи, поддержки и утешения. Именно поэтому так необходимо развивать социальную составляющую церковной миссии, организовывать и принимать участие в различных благотворительных акциях.

В пристальном внимании и пастырском попечении нуждается и подрастающее поколение наших соотечественников. В предстоящем служении старайся прикладывать максимум сил, дабы утверждать юные души в вере, благочестии и чистоте. И в этом важном направлении церковной работы особую роль играет устроение различных духовно-просветительских мероприятий, участие в которых помогало бы молодым людям искать ответы на многие животрепещущие вопросы современности, сопрягать христианское мировоззрение с действительностью. И тогда для них оживет Евангелие — оно перестанет быть лишь почитаемой книгой и сделается руководством для жизни, основой их мировосприятия.

Итак, прими сей жезл — символ архиерейского достоинства и власти и, не тщеславясь новым своим положением, приступи с дерзновением к престолу благодати (Евр. 4, 16), к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия (Пс. 42, 4). А теперь, напутствуемый этими словами, благослови людей, усердно молившихся в этом храме о даровании тебе непорочного епископского служения. Аминь.

 

Биография

Епископ Бирский Николай (Василий Александрович Субботин), викарий Уфимской епархии, родился 24 июня 1973 г. в г. Бугульме Татарской АССР. В 1990 г. епископом Казанским и Марийским Анастасием рукоположен в сан диакона. В 1991 г. епископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном принят в клир Уфимской епархии. В 1991–1994 гг. обучался в Московской духовной семинарии. В 2001–2005 гг. заочно обучался в Киевской духовной академии. 7 января 2004 г. архиепископом Уфимским Никоном хиротонисан во пресвитера и назначен клириком Свято-Сергиевского кафедрального собора г. Уфы. 22 декабря 2006 г. архиепископом Уфимским Никоном пострижен в мантию с наречением имени Николай в честь Святителя Николая Чудотворца. В 2006–2009 гг. служил

в Киевской митрополии, где нес послушания казначея и благочинного Свято-Георгиевского Городницкого ставропигиального мужского монастыря Житомирской области. В 2009 г. возведен в сан архимандрита, затем вернулся в Уфимскую епархию и был назначен настоятелем Казанского храма г. Уфы и секретарем Епархиального управления. В 2010 г. заочно окончил Уфимскую государственную академию экономики

и сервиса. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 72) избран епископом Бирским, викарием Уфимской епархии.

21 октября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00