iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Документы
ЖМП № 12 декабрь 2011 /  5 января 2012 г. 19:18
версия для печати версия для печати

Попечение о духовенстве

Историко-правовой комментарий к Временному положению о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви и членов их семей

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял в феврале 2011 года Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей Русской Православной Церкви (далее — Положение). Проект Положения был разработан комиссией Межсоборного присутствия. В настоящее время епархиальные архиереи должны направить в адрес Патриарха свои предложения и замечания относительно практического применения данного Временного положения, которое будет действовать вплоть до принятия Архиерейским Собором Положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, причта, сотрудников церковных учреждений и их семей.

Структура документа

Временное положение состоит из семи частей. В первой части Положения епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей, а также руководителям различных церковных структур рекомендуется следить за соблюдением действующего светского законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций.

  Далее рассматривается вопрос о негосударственном, предоставляемом Русской Православной Церковью, материальном обеспечении различных категорий священно- и церковнослужителей, а также членов их семей.

В отдельную категорию выделяются нуждающиеся в материальной поддержке священно- и церковнослужители, работники религиозных организаций и члены их семей.

Затем рассматриваются члены клира, ушедшие на покой. Находящиеся на покое епископы образовывают отдельную категорию лиц, которым должно предоставляться материальное обеспечение. Еще одну категорию формируют пребывающие на покое священно- и церковнослужители. Члены семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Церкви также составляют отдельную группу нуждающихся в материальной поддержке лиц.

 

Нуждающиеся священнослужители, церковнослужители и работники религиозных организаций, а также члены их семей

Для определения категории «нуждающихся» клириков в документе используется понятие «прожиточного минимума». Нуждающимся клириком Положение называет лицо, являющееся членом семьи, доходы которой на одного ее члена ниже установленного в регионе прожиточного минимума (п. 1 ч. II Положения).

Членами семьи нуждающегося клирика, сотрудника/сотрудницы ре-лигиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его/ее иждивении нетрудоспособные родители, супруг/супруга, а также проживающие совместно с ними несовершеннолетние дети. Таким образом, лица, состоящие с клириком в иной степени родства, не отнесены Положением к членам его семьи и не могут получить материальное обеспечение в установленном Положением порядке.

 

Находящиеся на покое Преосвященные архиереи

В Положении детально определяются способы обеспечения находящихся на покое архиереев. Предусматриваются два способа.

1. Устанавливается, что место пребывания почисляемого на покой архиерея определяется Священным Синодом. Находящийся на покое архиерей может пребывать на территории епархии Русской Православной Церкви, в ставропигиальном или епархиальном монастыре.

Управление делами Московской Патриархии должно разработать перечень соответствующих епархий и монастырей, которые могут принять находящихся на покое архиереев.

Архиереям предоставляются: 1) жилое помещение для проживания; 2) материальное содержание.

Материальное содержание включает в себя: благотворительную помощь; оплату услуг обсуживающего персонала; медицинское обслуживание; ремонт жилья; хозяйственные и транспортные расходы.

2. Кроме того, находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности настоятеля монастыря или прихода или быть приписанным к монастырю или приходу.

В этом случае архиереям предоставляются: 1) жилое помещение; 2) содержание; 3) обслуживание.

 

Пребывающие на покое клирики

В документе указывается еще одна категория лиц, которые могут получить материальную поддержку со стороны Церкви, — нуждающиеся клирики, пребывающие на покое либо престарелые и (или) имеющие инвалидность первой степени (п. 21 ч. V Положения). Устанавливается, что материальная поддержка предоставляется только тем клирикам данной категории, которые не могут «исполнять какое-либо служение» (п. 22 ч. V Положения).

В отдельную подкатегорию выделяются пребывающие на покое клирики, которые «в силах нести церковное служение» (п. 23 ч. V Положения): они могут быть приписаны к приходу или монастырю для посильного несения церковного служения. Содержание этих клириков возлагается на соответствующий приход или монастырь.

 

Нуждающиеся члены семей умерших клириков

В документе устанавливается, что материальная помощь может оказываться также нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций.

В отдельную категорию выделены члены семей священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении. Вопрос об их материальной поддержке решается епархиальным архиереем.

 

Способы предоставления материальной и социальной поддержки

1. Создание епархиальных попечительских комиссий. Предусматривается создание епархиальных комиссий по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужи-телях, работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей (п. 3 ч. II Положения).

Епархиальная попечительская комиссия включает в себя:

представителя епархиального отдела по социальному служению и благотворительности;

представителя епархиальной ревизионной комиссии;

клириков или мирян, назначенных епархиальным архиереем и избранных епархиальным собранием — на паритетных началах (п. 3 ч. II Положения).

В обязанности епархиальной попечительской комиссии входит:

выявление случаев дефицита финансовых средств на приходах и неспособности приходов обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей с последующим докладом епархиальному архиерею;

выявление случаев крайней нужды, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, священнослужителей, церковнослужителей, работников религиозных организаций, а также членов их семей;

прием обращений священнослужителей, церковнослужителей в связи с невыплатой или недостаточным объемом их содержания, а также работников религиозных организаций в связи с невыплатой или недостаточным объемом их заработной платы с последующим докладом епархиальному архиерею;

прием обращений нуждающихся членов семей умерших священнослужителей и др. в случае неполучения необходимой материальной помощи;

составление рекомендаций епархиальному архиерею по оказанию материальной поддержки священнослужителям и др.;

составление реестров нуждающихся членов семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви.

2. Создание епархиальных благотворительных фондов (касс взаимопомощи). Епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды с целью оказания благотворительной помощи священнослужителям, церковнослужителям и др. (п. 13 ч. III Положения).

3. Оказание материальной помощи нуждающимся клирикам и др. за счет собственных средств епархии, прихода или монастыря. Материальная благотворительная помощь может быть оказана нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям, работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей, включая нуждающихся членов семей умерших священнослужителей и др., за счет средств епархии или прихода.

Материальное обеспечение находящихся на покое Преосвященных архиереев может осуществляться за счет собственных средств епархий, а также монастырей, которые определены как место пребывания находящихся на покое архиереев.

Материальное обеспечение пребывающих на покое либо престарелых и (или) имеющих инвалидность I степени священнослужителей и церковнослужителей осуществляется из средств прихода, являющегося последним местом их служения или другого прихода, по указанию епархиального архиерея.

4. Создание социальных центров для попечения о престарелых священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви (п. 24 ч. V Положения).

5. Предоставление жилых помещений членам семьи умершего священнослужителя. В случае кончины священнослужителя членам его семьи, постоянно проживавшим вместе с ним до момента его смерти в помещении, принадлежащем религиозной организации, по решению епархиального архиерея может быть предоставлено иное жилое помещение при отсутствии у них собственного жилья (п. 30 ч. VI Положения).

 

Характерные особенности документа

Положение характеризуется рядом отличительных черт.

Прежде всего нельзя не отметить использование в документе категорий и понятий государственного законодательства. Так, в целях определения нуждающейся категории клириков в Положении задействовано понятие «прожиточный минимум» (1).

Далее, Положение опирается, не-сомненно, на традицию Русской Пра-вославной Церкви в области предоставления материальной помощи нуждающимся членам клира.

  Так, создание епархиальных благотворительных фондов, или касс взаимопомощи, заставляет вспомнить об эмеритальных кассах духовенства, действовавших в Российской империи в  XIX — начале XX века (2).

Что касается епархиальных попечительских комиссий, то здесь было бы также уместно обратиться к опыту Синодального периода. Еще в 1823 году было принято положение «О бедных духовного звания» (3), согласно которому при каждой епархиальной кафедре должно было быть учреждено «под непосредственным ведомством местного Преосвященного Архиерея» (4) попечительство  о бедных духовного звания, целью которого было призрение нуждающихся больных священнослужителей и причетников, а также бедных вдов и сирот священнослужителей. Перед попечительством были поставлены задачи сбора и контроля за сбором средств на нужды попечительства, «собирание и поверка сведений о требующих призрения», а также «доставление призрения тем, которые имеют в нем истинную потребность» (5).

 

Возможные дополнения и изменения Положения

Как всякое временное положение, Положение о материальной поддержке священнослужителей и др. нуждается в некоторых дополнениях и изменениях.

Прежде всего не указаны способы пополнения епархиального благотворительного фонда. Источниками пополнения фонда могли бы стать благотворительная помощь физических и юридических лиц; собственные средства епархий.

Не предусмотрено оказание материальной помощи в связи с кончиной священнослужителя и пр. Уместно было бы создать отдельное подразделение в епархиальном благотворительном фонде, которое могло бы выплачивать погребальное пособие членам семьи умершего клирика.

Представлялось бы необходимым уточнить обязанности епархиальных попечительских комиссий. Они могли бы составлять единые реестры нуждающихся в материальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей, членов их семей, а также нуждающихся членов семей умерших клириков и др.; осуществлять непосредственный контроль над оказанием материальной и социальной помощи нуждающимся.

В целом можно было бы внести уточнения в структуру Положения. В документе речь идет, по существу, о трех категориях лиц, которые нуждаются в материальной поддержке: служащие нуждающиеся клирики (в этой категории существуют две подкатегории: клирики, нуждающиеся по причине недостаточной финансовой обеспеченности приходов, и клирики, оказавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах из-за тяжелой болезни и проч.);  пребывающие на покое клирики, не осуществляющие служения по причине преклонного возраста или по состоянию здоровья; члены семей умерших клириков. Подобная систематизация категорий нуждающихся лиц позволит определить, какой вид материальной помощи должен им предоставляться (единовременное пособие, постоянное содержание, целевая поддержка).

В документе не определены виды материального обеспечения нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и др. В качестве материального обеспечения может быть предусмотрено не только назначение денежного содержания, но и предоставление жилых помещений для проживания, медицинская помощь, социальная поддержка престарелых, предоставление транспортных средств и т.п.

Материальная поддержка нуждающихся клириков и др., а также членов их семей может также заключаться в выделении средств на определенные цели, как то: выделение единовременных пособий по беременности и родам супругам священнослужителей, церковнослужителей, работников религиозных организаций Русской Православной Церкви; выделение грантов или стипендий для получения образования детьми клириков и пр.

Не предусмотрено в Положении оказание материальной поддержки такой категории священнослужителей, как клирики, находящиеся под прещением, и членам их семей.

Не оговорены возможности материального обеспечения заштатных клириков, почисление которых за штат не было обусловлено их преклонным возрастом или состоянием здоровья. Несомненно, в связи с принятием Положения о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат (6) порочная практика почисления клириков за штат в качестве наказания должна прекратиться (7). Однако в переходный период было бы уместно предусмотреть способы предоставления материальной поддержки подобным клирикам, а также членам их семей.

Документ не содержит положений, касающихся материального обеспечения запрещенных в священнослужении клириков и членов их семей. Вместе с тем обращение к истории Русской Православной Церкви показывает, что Церковь не оставляла без своей поддержки находящихся под запретом клириков и их семьи. Так, согласно ст. 187 Устава Духовных Консисторий (в редакции 1841 года), временное запрещение в священнослужении сопровождалось определением в причетники (8). Согласно указу Святейшего Синода 1876 года, Преосвященному митрополиту Московскому было предоставлено право заменять низведение священнослужителей в причетники оставлением их впредь до исправления поведения на занимаемых ими местах с запрещением священнослужения и с выдачей им содержания, не превышающего причетнического оклада (9). В случае установления в качестве наказания временного запрещения в священнослужении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или архиерейском доме, из церковных доходов, которые следовали бы подобному священнослужителю, половина выдавалась ему или его семейству, а другая половина — священнику, исправляющему его должность по церкви и приходу (10).

В связи с этим в Положение о материальной поддержке священнослужителей было бы целесообразно включить статьи, регламентирующие предоставление материального обеспечения находящихся под запретом клириков в форме, к примеру, выделения им содержания за несение какого-либо не связанного со священнодействием послушания при храмах.

Вместе с тем принятие Положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей и др. с учетом замечаний и рекомендаций по итогам общественной дискуссии должно будет знаменовать еще один шаг на пути создания систематизированной каноническо-правовой базы, обеспечивающей деятельность Русской Православной Церкви в современном обществе.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 №75-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 24.07.2009 №213-ФЗ), прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1).

2. См., наприм.: Мышцын В.Н. Эмеритальные кассы духовенства // Богословский вестник. 1900. Т. 1. № 4. С. 731–754.

3. Полное Собрание Законов Российской Империи. Т. XXXVIII. СПб., 1830. С. 1169–1176.

4. Там же. С. 1172.

5. Там же. С. 1173.

6. Журнал Московской Патриархии. 2011. № 5. С. 32.

7. См.: Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат. Историко-правовой комментарий // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 7. С. 43–44.

8. Устав духовных консисторий. СПб., 1843. С. 71.

9. Указ Св. Синода от 23 января (25 февраля) 1876 г. за № 145: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего Синода. 1721–1878 гг. М., 1879. С. 327–328.

10. П. 5 ст. 187 Устава духовных консисторий в редакции 1841 г.: Устав духовных консисторий. С. 71.

5 января 2012 г. 19:18
Ключевые слова: XIX век, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30