iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Документы
ЖМП № 12 декабрь 2011 /  5 января 2012 г. 19:18
версия для печати версия для печати

Попечение о духовенстве

Историко-правовой комментарий к Временному положению о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви и членов их семей

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял в феврале 2011 года Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей Русской Православной Церкви (далее — Положение). Проект Положения был разработан комиссией Межсоборного присутствия. В настоящее время епархиальные архиереи должны направить в адрес Патриарха свои предложения и замечания относительно практического применения данного Временного положения, которое будет действовать вплоть до принятия Архиерейским Собором Положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, причта, сотрудников церковных учреждений и их семей.

Структура документа

Временное положение состоит из семи частей. В первой части Положения епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей, а также руководителям различных церковных структур рекомендуется следить за соблюдением действующего светского законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций.

  Далее рассматривается вопрос о негосударственном, предоставляемом Русской Православной Церковью, материальном обеспечении различных категорий священно- и церковнослужителей, а также членов их семей.

В отдельную категорию выделяются нуждающиеся в материальной поддержке священно- и церковнослужители, работники религиозных организаций и члены их семей.

Затем рассматриваются члены клира, ушедшие на покой. Находящиеся на покое епископы образовывают отдельную категорию лиц, которым должно предоставляться материальное обеспечение. Еще одну категорию формируют пребывающие на покое священно- и церковнослужители. Члены семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Церкви также составляют отдельную группу нуждающихся в материальной поддержке лиц.

 

Нуждающиеся священнослужители, церковнослужители и работники религиозных организаций, а также члены их семей

Для определения категории «нуждающихся» клириков в документе используется понятие «прожиточного минимума». Нуждающимся клириком Положение называет лицо, являющееся членом семьи, доходы которой на одного ее члена ниже установленного в регионе прожиточного минимума (п. 1 ч. II Положения).

Членами семьи нуждающегося клирика, сотрудника/сотрудницы ре-лигиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его/ее иждивении нетрудоспособные родители, супруг/супруга, а также проживающие совместно с ними несовершеннолетние дети. Таким образом, лица, состоящие с клириком в иной степени родства, не отнесены Положением к членам его семьи и не могут получить материальное обеспечение в установленном Положением порядке.

 

Находящиеся на покое Преосвященные архиереи

В Положении детально определяются способы обеспечения находящихся на покое архиереев. Предусматриваются два способа.

1. Устанавливается, что место пребывания почисляемого на покой архиерея определяется Священным Синодом. Находящийся на покое архиерей может пребывать на территории епархии Русской Православной Церкви, в ставропигиальном или епархиальном монастыре.

Управление делами Московской Патриархии должно разработать перечень соответствующих епархий и монастырей, которые могут принять находящихся на покое архиереев.

Архиереям предоставляются: 1) жилое помещение для проживания; 2) материальное содержание.

Материальное содержание включает в себя: благотворительную помощь; оплату услуг обсуживающего персонала; медицинское обслуживание; ремонт жилья; хозяйственные и транспортные расходы.

2. Кроме того, находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности настоятеля монастыря или прихода или быть приписанным к монастырю или приходу.

В этом случае архиереям предоставляются: 1) жилое помещение; 2) содержание; 3) обслуживание.

 

Пребывающие на покое клирики

В документе указывается еще одна категория лиц, которые могут получить материальную поддержку со стороны Церкви, — нуждающиеся клирики, пребывающие на покое либо престарелые и (или) имеющие инвалидность первой степени (п. 21 ч. V Положения). Устанавливается, что материальная поддержка предоставляется только тем клирикам данной категории, которые не могут «исполнять какое-либо служение» (п. 22 ч. V Положения).

В отдельную подкатегорию выделяются пребывающие на покое клирики, которые «в силах нести церковное служение» (п. 23 ч. V Положения): они могут быть приписаны к приходу или монастырю для посильного несения церковного служения. Содержание этих клириков возлагается на соответствующий приход или монастырь.

 

Нуждающиеся члены семей умерших клириков

В документе устанавливается, что материальная помощь может оказываться также нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций.

В отдельную категорию выделены члены семей священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении. Вопрос об их материальной поддержке решается епархиальным архиереем.

 

Способы предоставления материальной и социальной поддержки

1. Создание епархиальных попечительских комиссий. Предусматривается создание епархиальных комиссий по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужи-телях, работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей (п. 3 ч. II Положения).

Епархиальная попечительская комиссия включает в себя:

представителя епархиального отдела по социальному служению и благотворительности;

представителя епархиальной ревизионной комиссии;

клириков или мирян, назначенных епархиальным архиереем и избранных епархиальным собранием — на паритетных началах (п. 3 ч. II Положения).

В обязанности епархиальной попечительской комиссии входит:

выявление случаев дефицита финансовых средств на приходах и неспособности приходов обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей с последующим докладом епархиальному архиерею;

выявление случаев крайней нужды, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, священнослужителей, церковнослужителей, работников религиозных организаций, а также членов их семей;

прием обращений священнослужителей, церковнослужителей в связи с невыплатой или недостаточным объемом их содержания, а также работников религиозных организаций в связи с невыплатой или недостаточным объемом их заработной платы с последующим докладом епархиальному архиерею;

прием обращений нуждающихся членов семей умерших священнослужителей и др. в случае неполучения необходимой материальной помощи;

составление рекомендаций епархиальному архиерею по оказанию материальной поддержки священнослужителям и др.;

составление реестров нуждающихся членов семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви.

2. Создание епархиальных благотворительных фондов (касс взаимопомощи). Епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды с целью оказания благотворительной помощи священнослужителям, церковнослужителям и др. (п. 13 ч. III Положения).

3. Оказание материальной помощи нуждающимся клирикам и др. за счет собственных средств епархии, прихода или монастыря. Материальная благотворительная помощь может быть оказана нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям, работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей, включая нуждающихся членов семей умерших священнослужителей и др., за счет средств епархии или прихода.

Материальное обеспечение находящихся на покое Преосвященных архиереев может осуществляться за счет собственных средств епархий, а также монастырей, которые определены как место пребывания находящихся на покое архиереев.

Материальное обеспечение пребывающих на покое либо престарелых и (или) имеющих инвалидность I степени священнослужителей и церковнослужителей осуществляется из средств прихода, являющегося последним местом их служения или другого прихода, по указанию епархиального архиерея.

4. Создание социальных центров для попечения о престарелых священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви (п. 24 ч. V Положения).

5. Предоставление жилых помещений членам семьи умершего священнослужителя. В случае кончины священнослужителя членам его семьи, постоянно проживавшим вместе с ним до момента его смерти в помещении, принадлежащем религиозной организации, по решению епархиального архиерея может быть предоставлено иное жилое помещение при отсутствии у них собственного жилья (п. 30 ч. VI Положения).

 

Характерные особенности документа

Положение характеризуется рядом отличительных черт.

Прежде всего нельзя не отметить использование в документе категорий и понятий государственного законодательства. Так, в целях определения нуждающейся категории клириков в Положении задействовано понятие «прожиточный минимум» (1).

Далее, Положение опирается, не-сомненно, на традицию Русской Пра-вославной Церкви в области предоставления материальной помощи нуждающимся членам клира.

  Так, создание епархиальных благотворительных фондов, или касс взаимопомощи, заставляет вспомнить об эмеритальных кассах духовенства, действовавших в Российской империи в  XIX — начале XX века (2).

Что касается епархиальных попечительских комиссий, то здесь было бы также уместно обратиться к опыту Синодального периода. Еще в 1823 году было принято положение «О бедных духовного звания» (3), согласно которому при каждой епархиальной кафедре должно было быть учреждено «под непосредственным ведомством местного Преосвященного Архиерея» (4) попечительство  о бедных духовного звания, целью которого было призрение нуждающихся больных священнослужителей и причетников, а также бедных вдов и сирот священнослужителей. Перед попечительством были поставлены задачи сбора и контроля за сбором средств на нужды попечительства, «собирание и поверка сведений о требующих призрения», а также «доставление призрения тем, которые имеют в нем истинную потребность» (5).

 

Возможные дополнения и изменения Положения

Как всякое временное положение, Положение о материальной поддержке священнослужителей и др. нуждается в некоторых дополнениях и изменениях.

Прежде всего не указаны способы пополнения епархиального благотворительного фонда. Источниками пополнения фонда могли бы стать благотворительная помощь физических и юридических лиц; собственные средства епархий.

Не предусмотрено оказание материальной помощи в связи с кончиной священнослужителя и пр. Уместно было бы создать отдельное подразделение в епархиальном благотворительном фонде, которое могло бы выплачивать погребальное пособие членам семьи умершего клирика.

Представлялось бы необходимым уточнить обязанности епархиальных попечительских комиссий. Они могли бы составлять единые реестры нуждающихся в материальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей, членов их семей, а также нуждающихся членов семей умерших клириков и др.; осуществлять непосредственный контроль над оказанием материальной и социальной помощи нуждающимся.

В целом можно было бы внести уточнения в структуру Положения. В документе речь идет, по существу, о трех категориях лиц, которые нуждаются в материальной поддержке: служащие нуждающиеся клирики (в этой категории существуют две подкатегории: клирики, нуждающиеся по причине недостаточной финансовой обеспеченности приходов, и клирики, оказавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах из-за тяжелой болезни и проч.);  пребывающие на покое клирики, не осуществляющие служения по причине преклонного возраста или по состоянию здоровья; члены семей умерших клириков. Подобная систематизация категорий нуждающихся лиц позволит определить, какой вид материальной помощи должен им предоставляться (единовременное пособие, постоянное содержание, целевая поддержка).

В документе не определены виды материального обеспечения нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и др. В качестве материального обеспечения может быть предусмотрено не только назначение денежного содержания, но и предоставление жилых помещений для проживания, медицинская помощь, социальная поддержка престарелых, предоставление транспортных средств и т.п.

Материальная поддержка нуждающихся клириков и др., а также членов их семей может также заключаться в выделении средств на определенные цели, как то: выделение единовременных пособий по беременности и родам супругам священнослужителей, церковнослужителей, работников религиозных организаций Русской Православной Церкви; выделение грантов или стипендий для получения образования детьми клириков и пр.

Не предусмотрено в Положении оказание материальной поддержки такой категории священнослужителей, как клирики, находящиеся под прещением, и членам их семей.

Не оговорены возможности материального обеспечения заштатных клириков, почисление которых за штат не было обусловлено их преклонным возрастом или состоянием здоровья. Несомненно, в связи с принятием Положения о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат (6) порочная практика почисления клириков за штат в качестве наказания должна прекратиться (7). Однако в переходный период было бы уместно предусмотреть способы предоставления материальной поддержки подобным клирикам, а также членам их семей.

Документ не содержит положений, касающихся материального обеспечения запрещенных в священнослужении клириков и членов их семей. Вместе с тем обращение к истории Русской Православной Церкви показывает, что Церковь не оставляла без своей поддержки находящихся под запретом клириков и их семьи. Так, согласно ст. 187 Устава Духовных Консисторий (в редакции 1841 года), временное запрещение в священнослужении сопровождалось определением в причетники (8). Согласно указу Святейшего Синода 1876 года, Преосвященному митрополиту Московскому было предоставлено право заменять низведение священнослужителей в причетники оставлением их впредь до исправления поведения на занимаемых ими местах с запрещением священнослужения и с выдачей им содержания, не превышающего причетнического оклада (9). В случае установления в качестве наказания временного запрещения в священнослужении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или архиерейском доме, из церковных доходов, которые следовали бы подобному священнослужителю, половина выдавалась ему или его семейству, а другая половина — священнику, исправляющему его должность по церкви и приходу (10).

В связи с этим в Положение о материальной поддержке священнослужителей было бы целесообразно включить статьи, регламентирующие предоставление материального обеспечения находящихся под запретом клириков в форме, к примеру, выделения им содержания за несение какого-либо не связанного со священнодействием послушания при храмах.

Вместе с тем принятие Положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей и др. с учетом замечаний и рекомендаций по итогам общественной дискуссии должно будет знаменовать еще один шаг на пути создания систематизированной каноническо-правовой базы, обеспечивающей деятельность Русской Православной Церкви в современном обществе.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 №75-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 24.07.2009 №213-ФЗ), прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1).

2. См., наприм.: Мышцын В.Н. Эмеритальные кассы духовенства // Богословский вестник. 1900. Т. 1. № 4. С. 731–754.

3. Полное Собрание Законов Российской Империи. Т. XXXVIII. СПб., 1830. С. 1169–1176.

4. Там же. С. 1172.

5. Там же. С. 1173.

6. Журнал Московской Патриархии. 2011. № 5. С. 32.

7. См.: Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат. Историко-правовой комментарий // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 7. С. 43–44.

8. Устав духовных консисторий. СПб., 1843. С. 71.

9. Указ Св. Синода от 23 января (25 февраля) 1876 г. за № 145: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего Синода. 1721–1878 гг. М., 1879. С. 327–328.

10. П. 5 ст. 187 Устава духовных консисторий в редакции 1841 г.: Устав духовных консисторий. С. 71.

5 января 2012 г. 19:18
Ключевые слова: XIX век, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00