iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Документы
ЖМП № 3 март 2013 /  5 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Постановления Архиерейского Собора

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

(2-5 февраля 2013 года)

Вводная часть

1. Члены Освященного Архиерейского Собора возносят молитву Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу, благодаря Его за милость к Своей Церкви и за сохранение ее в дни усиливающихся внешних соблазнов и искушений, направленных против церковного единства.

2. Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Особое удовлетворение вызывает качественное развитие системной работы по исполнению решений Архиерейского Собора и высших органов церковного управления, при постоянном наблюдении со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

3. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа, а также о включении в число постоянных членов Священного Синода глав Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского Митрополичьего округа. Утверждается принятое Священным Синодом Положение о Высшем Церковном Совете.

4. Изучив результаты работы Межсоборного Присутствия в 2011-2012 годах, Освященный Собор принимает следующие документы:

  • «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»;
  • «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»;
  • «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».

5. Члены Собора положительно оценивают опыт применения Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, принятого Архиерейским Собором 2-4 февраля 2011 года. С учетом предложений, поступивших из ряда епархий за истекший период, Освященный Собор принимает Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, в связи с чем следует считать упомянутое Временное положение утратившим силу.

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года.

Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов

7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий.

8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской.

Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

9. Собором утверждаются принятые Священным Синодом Положение о митрополиях Русской Православной Церкви и Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви. Собором одобряются утвержденные Священным Синодом типовые уставы ставропигиального монастыря, епархиального монастыря и подворья ставропигиального монастыря.

10. Выражая удовлетворение в связи с ростом числа приходов и духовенства в Русской Православной Церкви, члены Собора считают необходимым приступить к новому этапу реализации решения Архиерейского Собора 2011 года об увеличении числа храмов и других приспособленных для молитвы помещений. Каждый сельский населенный пункт, где не может быть открыт храм и назначен постоянно пребывающий при нем настоятель, должен быть приписан к определенному храму и священнику. При этом, в случае малочисленности населенного пункта, его община может быть приписана к приходу, где служит ответственный за нее священник, а при необходимых условиях может быть и зарегистрирована. Подобным общинам необходимо иметь приспособленное для молитвы помещение. Священник должен посещать населенные пункты, за которые он несет ответственность, с регулярностью, определенной епархиальным архиереем или благочинным.

11. Епархиям следует также продолжить труды по строительству храмов и созданию церковных общин в городах с тем, чтобы места молитвы были максимально доступны для жителей.

Хозяйственные и юридические вопросы

12. Члены Собора считают полезной работу по формированию реестра церковного имущества. Финансово-хозяйственному управлению надлежит продолжить труды в этом направлении.

13. Собор одобряет проект формирования бесплатной базы проектно-сметной документации по строительству храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви. Финансово-хозяйственному управлению поручается ускорить приобретение типовых проектов, разработанных для города Москвы, и открыть к ним доступ для всех епархиальных управлений. Епархиям следует направлять доступные им строительные проекты в Финансово-хозяйственное управление для включения в упомянутую базу. После предоставления епархиальным управлениям доступа к базе Финансово-хозяйственного управления надлежит вести учет использования каждого проекта.

14. Архиерейский Собор уполномочивает епархиальных архиереев, действующих в качестве единоличных высших руководящих органов епархий, согласовывать заявления епархий Русской Православной Церкви о передаче в собственность (пользование) епархий государственного или муниципального имущества религиозного назначения, равно как и оформляемые епархиями проекты охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия.

15. Члены Архиерейского Собора отмечают пользу, приносимую трудами епархиальных, монастырских и приходских предприятий по производству церковных облачений, утвари, свечей. Такие предприятия не только позволяют улучшить финансовое положение местных церковных учреждений, но и способствуют появлению широкого выбора качественных предметов церковного обихода. Вместе с тем следует особо отметить общецерковное значение художественно-производственного предприятия «Софрино», в котором получили профессиональные навыки многие мастера. Священному Синоду поручается на основании предложений, содержащихся в докладе Святейшего Патриарха Кирилла, а также суждений, прозвучавших на заседаниях Собора, принять документ, регулирующий взаимодействие предприятия «Софрино» с каноническими подразделениями Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор напоминает всем епархиальным архиереям, наместникам, игуменам и игумениям ставропигиальных и епархиальных монастырей, настоятелям приходов и подворий, что, согласно Уставу Русской Православной Церкви, «употребление в храмах свечей и иных предметов церковного обихода, приобретенных и произведенных вне Церкви, не допускается» (статья 40 главы XV Устава).

Образование и наука

16. Продолжается развитие духовных учебных заведений с целью адаптации применяемой в них учебно-воспитательной системы к тем высоким требованиям, которым сегодня должны соответствовать пастыри Церкви. Не все задачи, поставленные Архиерейским Собором 2011 года в этой области, на сегодняшний день решены. Частично это обусловлено особой сложностью, присущей реформированию любой образовательной системы. Промедление также может быть связано с непониманием поставленных целей отдельными ответственными лицами или с их недобросовестностью. Учебному комитету при Священном Синоде Русской Православной Церкви, епархиальным архиереям и ректорам духовных учебных заведений надлежит ускорить реализацию решений, содержащихся в принятых Священным Синодом 22 марта 2011 года документах, обеспечить получение кандидатами в священство образования, предусмотренного Архиерейским Собором 2011 года, ввести единые системы повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков, с учетом, в том числе, опыта курсов при Новоспасском ставропигиальном монастыре города Москвы.

17. Существенным фактором, влияющим на развитие единой церковной образовательной системы, является значительное различие образовательного потенциала семинарий. На основании проведенного в конце 2012 — начале 2013 года инспектирования духовных учебных заведений Учебному комитету следует представить на рассмотрение Священного Синода реалистичные предложения по оптимизации деятельности духовных школ.

18. В пределах России сохраняет актуальность вопрос о распределении выпускников духовных академий и семинарий с учетом нужд как епархий, направлявших их на обучение, так и удаленных епархий, испытывающих нехватку в духовенстве. В связи с этим Управлению делами Московской Патриархии, после завершения разработки соответствующего документа, поручается представить его Священному Синоду для принятия решения.

19. Архиерейский Собор одобряет создание Общецерковного диссертационного совета, на котором должны защищаться докторские диссертации докторантами действующих в России духовных учебных заведений, в тех случаях, когда последние не могут сформировать собственные диссертационные советы, ориентированные на требования Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации и международных аттестационных органов.

20. Вызывает удовлетворение развитие теологического образования в ряде стран, находящихся в области канонической ответственности Московского Патриархата. Важной задачей остается существенное укрепление взаимодействия общецерковных и местных церковных структур с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений. Видится полезным создание с этой целью советов по теологическому образованию в епархиях. Члены Собора также считают важным предоставление бюджетных мест для обучения студентов теологии в светских вузах в количестве, соотносимом с числом таких мест на других факультетах и кафедрах. В противном случае может произойти стагнация и даже упразднение теологических факультетов и кафедр.

21. Члены Архиерейского Собора одобряют принятие Священным Синодом документов, способствующих нормированию деятельности воскресных школ и при этом учитывающих различия в их видах — от небольших воспитательных групп до полноценных учреждений дополнительного образования, имеющих юридический статус. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации следует оказывать епархиям практическое содействие в реализации решений, содержащихся в указанных документах. Следует отметить важность учебно-методического комплекса по курсу Закона Божия для воскресных школ, разрабатываемого профильным Синодальным отделом. Аналогичная работа должна проводиться и по другим дисциплинам, преподаваемым в воскресных школах.

22. Освященный Собор рассмотрел ситуацию с введением в средних школах России «Основ православной культуры» в составе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Опыт российских епархий может быть востребован в других странах канонической территории Московского Патриархата в случае, если подобные решения будут приняты в этих государствах. Необходимо продолжить работу по включению занятий духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования, а также координацию участия представителей епархий в переподготовке педагогов для преподавания «Основ православной культуры». Епархиям следует продолжить работу с родителями школьников для разъяснения им значения этого учебного модуля при методической поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

23. Диалог со светской наукой в Русской Православной Церкви продолжает осуществляться, но нуждается в систематизации и дальнейшем развитии. Необходимо и более активное развитие собственно богословской науки, чему должно способствовать решение задач, поставленных в этой области Архиерейским Собором 2011 года. Синодальной библейско-богословской комиссии во взаимодействии с Учебным комитетом следует представить на рассмотрение Священного Синода предложения по формированию соответствующего координационного центра, объединяющего усилия богословских учреждений Русской Православной Церкви. Синодальной библейско-богословской комиссии также необходимо до очередного Архиерейского Собора завершить работу над Катехизисом Русской Православной Церкви.

Монастыри и монашество

24. Основой монастырской жизни неизменно является аскетическая практика, в первую очередь молитвенное и покаянное делание. Этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их пределами. Ответственность за правильное устроение жизни монашествующих лежит на игуменах и игумениях, которые должны быть примером для вверенных их попечению братьев и сестер.

25. В прошедший межсоборный период важным событием в жизни монастырей Русской Православной Церкви стала дискуссия вокруг разрабатываемого в рамках Межсоборного присутствия проекта Положения о монастырях и монашествующих. Эта дискуссия показала необходимость более ответственного и взвешенного обсуждения современного состояния монашества и путей его развития. Синодальному отделу по монастырям и монашеству поручается организовать такое обсуждение. Важно, чтобы этот процесс не был поспешным и предусматривал участие в дискуссиях монашествующих и представлял полный спектр существующих мнений по возникающим вопросам. Работа над Положением о монастырях и монашестве должна быть продолжена по завершении этого обсуждения и с учетом его итогов. Вместе с тем ряд вопросов монашеской жизни требует урегулирования уже сегодня. Необходимо определить статус иноческого пострига и последствия его принятия, поскольку в настоящее время в данном вопросе нет единой практики. Следует также уточнить церковно-правовые последствия оставления монастыря насельником или отказа от монашеской жизни. Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества надлежит в краткие сроки представить на рассмотрение Священного Синода проекты документов по этим темам.

26. Освященный Собор констатирует, что в большинстве ставропигиальных и в ряде епархиальных монастырей расширилась практика получения насельниками и насельницами обителей богословского образования. Однако требуется дальнейшая работа в этом направлении. Синодальному отделу по монастырям и монашеству надлежит при поддержке Учебного комитета разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях, с учетом их возможностей. После одобрения этой системы Синодальному отделу по монастырям и монашеству поручается наблюдение за ее осуществлением как в ставропигиальных, так и во всех епархиальных обителях.

27. Архиерейский Собор 2011 года указал на необходимость организации должного гостеприимства в отношении паломников и посетителей монастырей. Во многих обителях этот вопрос решен удовлетворительно. Синодальному отделу по монастырям и монашеству поручается, обобщив имеющийся опыт, подготовить и представить на рассмотрение Высшего Церковного Совета соответствующие рекомендации, учитывающие различия в местоположении и численности монастырей.

Почитание святых

28. Архиерейский Собор ознакомился со сведениями о широком распространении в ряде епархий почитания преподобного Далмата Исетского (1594-1697), прославленного в лике местночтимых сибирских святых в 2004 году. Члены Собора свидетельствуют, что подвиг преподобного Далмата, чудеса, происшедшие по его молитвам, а также его широкое почитание являются достаточным основанием для причтения преподобного Далмата к лику общецерковных святых. В связи с этим Освященный Собор благословляет общецерковное почитание преподобного Далмата Исетского, с совершением памяти святого в день его кончины 25 июня (8 июля) и в день обретения его мощей 24 июля (6 августа). Имя преподобного Далмата надлежит сообщить Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения его в святцы.

29. Члены Освященного Собора поддерживают решение Священного Синода о создании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. На этот орган, в частности, возлагается ответственность за реализацию определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». К следующему Архиерейскому Собору Церковно-общественному совету надлежит представить отчет о проделанной работе.

Во многих епархиях упомянутое определение уже реализуется. Там же, где к исполнению соборных указаний еще не приступили, необходимо безотлагательно начать соответствующую работу.

30. Члены Собора выражают согласие с выводами Синодальной богослужебной комиссии относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве. Освященный Собор определяет установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской:

  • 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем;
  • в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды;
  • в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.

В 2013 году празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской будет приходиться на 28 января (по старому стилю), как и указано в официальном календаре Издательства Московской Патриархии.

Катехизическое, миссионерское, молодежное и социальное служение

31. Освященный Собор утверждает принятые Священным Синодом документы «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» и «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». Вызывает удовлетворение активность епархий по применению этих документов, а также принятого Архиерейским Собором 2011 года документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». Положительной оценки заслуживает, в частности, введение штатных единиц помощников благочинных по различным направлениям деятельности. За период до очередного Архиерейского Собора во всех епархиях следует завершить процесс замещения соответствующих должностей. При этом епархиальному начальству, благочинным и настоятелям приходов следует озаботиться достойной оплатой труда лиц, несущих такие послушания. Этот труд должен рассматриваться не как второстепенный, а как важная часть общецерковного служения.

32. Работа по профильным направлениям церковной деятельности, в том числе на уровне благочиний и приходов, должна осуществляться сотрудниками, прошедшими специальную подготовку. Профильным синодальным отделам при поддержке Учебного комитета следует продолжить уже начатую работу по созданию системы образования для помощников благочинных и настоятелей в области религиозного образования и катехизации, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Члены Архиерейского Собора одобряют представленные им Правила организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.

33. В настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви развивается в нескольких основных направлениях, хотя ими не исчерпывается. Это — миссия среди коренных народов, в том числе малочисленных, противосектантская деятельность и миссия, направленная на просвещение тех, кто уже крещен, но не воцерковлен, а также тех, кто, будучи некрещенным, относится к народу, исторически исповедующему православную веру. Ответственность за осуществление первых двух направлений несут профильные синодальный и епархиальные отделы. Последние, если это необходимо, привлекают к противосектантской деятельности благочиннических и приходских миссионеров. Третье упомянутое направление во многом пересекается с молодежной, а более всего с катехизической работой, как она определена в общецерковных документах. Соответствующим епархиальным учреждениям надлежит выработать механизмы взаимодействия между собой, а также между профильными работниками в благочиниях и на приходах, что позволит объединить усилия и исключить дублирование работы. На уровне приходов уместным является совмещение должностей миссионера и катехизатора.

34. Миссия Церкви включает и пастырское попечение о военнослужащих. Высокой оценки заслуживает работа множества священников, несущих это послушание на внештатной основе. Собор выражает надежду на то, что процессу назначения штатных военных священников в Вооруженных силах Российской Федерации будет придан новый импульс, и на то, что подобные решения будут приняты и властями других стран канонической ответственности Московского Патриархата. Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также епархиальным архиереям, несущим служение в России, надлежит предпринять все необходимые усилия для выделения нужного числа клириков, соответствующих предъявляемым требованиям, с целью замещения вакансий штатных военных священнослужителей в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Необходимо и впредь усердно продолжать работу по духовному окормлению и воцерковлению казачества.

35. Члены Архиерейского Собора положительно оценивают усилия архипастырей и пастырей Церкви, направленные на развитие добрых отношений со старообрядчеством, и считают целесообразным продолжать работу по упорядочению деятельности старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви.

36. Принципиально важным является приобщение молодых мирян к социальному и благотворительному служению в Церкви. В связи с этим следует выстроить правильное взаимодействие между структурами и лицами, ответственными за данные направления работы. Приоритетной задачей в области работы с молодыми людьми является поддержка и развитие молодежных инициатив на общецерковном и епархиальном уровнях. На это должны быть направлены основные усилия Синодального отдела по делам молодежи. Создание молодежных советов в митрополиях, а также в тех епархиях, которые не входят в состав митрополий, должно способствовать осуществлению этой задачи. В работе таких советов, равно как и в целом в работе с молодежью, следует ориентироваться в первую очередь на пастырские задачи Церкви. Этим задачам должно быть подчинено и применение допустимых в церковном служении методов молодежной работы, заимствованных из светской практики.

37. Освященный Собор с благодарением Богу свидетельствует об очевидной готовности православных верующих делом откликнуться на призывы Священноначалия о помощи бедствующим соотечественникам или чадам Православной Церкви в других странах, являя солидарность с собратьями по вере, переживающими трудные времена. Вызывает удовлетворение и уровень социальной работы в Русской Православной Церкви. Важно при этом продолжить развитие церковного добровольческого движения, в том числе молодежного и в первую очередь на приходах. Перед Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению ставится задача продумать механизмы, способствующие такому развитию.

38. Члены Собора одобряют решения Святейшего Патриарха и Священного Синода об образовании Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, а также Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства.

Положительно оценивая работу по паспортизации церковных приютов в России, Освященный Собор считает важным, чтобы такая работа была проведена и в других странах канонического присутствия Московского Патриархата. Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению при участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации надлежит организовать повышение квалификации руководителей, педагогов и других сотрудников церковных приютов.

Одобряя представленные Собору предложения по организации церковной работы в области поддержки семьи, Архиерейский Собор отмечает необходимость их дальнейшего совершенствования с тем, чтобы они были адаптированы к различным ситуациям на местах.

39. Архиерейский Собор отмечает важное значение работы духовенства Русской Православной Церкви с заключенными, забота о которых является одним из видов христианского служения, упомянутых в Святом Евангелии, а также с работниками исправительных учреждений. Вместе с тем не следует оставлять без внимания преодоление ряда юридических и практических сложностей, возникающих в этой области, в частности, в вопросе введения института тюремного духовенства на постоянной основе. Синодальному отделу по тюремному служению надлежит продолжить работу в этом направлении. Необходимо также иметь попечение о реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Культура, книгоиздание, информационная работа

40. Члены Освященного Собора считают важным вклад многих верных чад Церкви в позитивное развитие современной культуры. Епархиям, где это возможно, предлагается создавать культурно-просветительские и духовно-образовательные центры, в первую очередь при кафедральных соборах или епархиальных библиотеках. Желательно разрабатывать программы епархиальных мероприятий, способствующих развитию отечественной культуры. Такие программы должны осуществляться, в том числе, в отдаленных от епархиального центра районах. Патриаршему совету по культуре и Издательскому совету Русской Православной Церкви поручается координировать эту работу и оказывать епархиям методическую поддержку. Важной также является популяризация в епархиях Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

41. Епархиальным архиереям надлежит обратить особое внимание на правильное использование, сохранение и восстановление движимых и недвижимых памятников культуры, переданных Церкви. Их учет, реставрация и ремонт должны находиться под особым контролем. Патриарший совет по культуре призван оказывать консультативную помощь епархиям в этих вопросах.

42.Издательскому совету Русской Православной Церкви надлежит продолжить совершенствование системы получения грифов, которая должна исключить распространение в монастырях и на приходах изданий, противоречащих церковной традиции, но не становиться помехой для издателей доброкачественной православной литературы. С целью обеспечения реализации решений Священного Синода видится полезным создание централизованной системы распространения книжных изданий по епархиям. При этом такая система не должна приводить к дополнительному материальному обременению монастырей и приходов в связи с приобретением литературы, наносить ущерб интересам церковных и частных издательств. Предложения по этому вопросу Издательскому совету следует представить на рассмотрение Высшего Церковного Совета.

43. Освященный Архиерейский Собор считает важной работу по наполнению информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности. Реализация данной задачи требует, помимо прочего, предварительного планирования информационного освещения всех общественно значимых церковных мероприятий, координирующую роль в котором должен выполнять Синодальный информационный отдел. Кроме того, необходимо постоянное и системное взаимодействие всех информационных подразделений общецерковных и епархиальных учреждений с Синодальным информационным отделом с целью выработки согласованной позиции по всем заслуживающим реакции со стороны представителей Церкви вопросам и проведения единой общецерковной информационной политики.

Следует продолжить работу по повышению квалификации сотрудников епархиальных информационных отделов и периодических изданий. Синодальному информационному отделу поручается в период до следующего Архиерейского Собора завершить цикл курсов для таких сотрудников с участием всех епархий канонической территории Московского Патриархата.

44. Архиерейский Собор напоминает сотрудникам средств массовой информации, именующихся православными, о высокой ответственности за свою профессиональную деятельность перед Богом и людьми, о губительности распрей и вражды, а также о недопустимости для православных СМИ игнорировать общецерковные решения. Собор поручает Синодальному информационному отделу иметь более тщательное попечение о православной печатной и электронной периодике.

Клирикам и чадам церковным следует помнить о необходимости с осторожностью избирать формы присутствия в медийной среде. Конечной целью подобной деятельности должно быть убедительное свидетельство об истине Христовой.

Отмечая рост влияния социальных медиа как средства формирования общественного мнения, их образовательный и воспитательный потенциал, Собор считает важной разработку новых подходов к ведению церковной миссии в интернет-пространстве. В связи с этим Синодальным миссионерскому, информационному и молодежному отделам поручается совместно разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению эффективного церковного присутствия в социальных медиа.

Автономные и Самоуправляемые Церкви

45. Собор поддерживает Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и епископат Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению раскола, вознося молитвы о возвращении в ограду Церкви всех отступивших от нее.

46. Члены Освященного Собора с благодарностью Господу отмечают стойкость в испытаниях и успешное развитие Японской Автономной Православной Церкви, вступившей во второе столетие по кончине ее равноапостольного основателя святителя Николая Японского.

47. Собор приветствует развитие процесса нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви.

48. В текущем году исполняется двести лет со дня учреждения Кишиневской епархии. Собор отмечает важность этого события и считает целесообразным проведение на высоком уровне праздничных мероприятий по случаю этой знаменательной даты.

49. Собор подтверждает необходимость урегулирования проблемы, порожденной неканоническим характером деятельности «Бессарабской митрополии», наносящей ущерб церковному единству.

50. Положительно оценивая развитие внутренней жизни Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, члены Собора выражают сожаление в связи с сохраняющимся имущественным неравноправием многих ее приходов по сравнению с общинами Константинопольского Патриархата, что до сих пор осложняет взаимоотношения двух Церквей. Данная проблема нуждается в справедливом разрешении.

51. Члены Собора с удовлетворением отмечают пятилетие подписания Акта о каноническом общении, в результате которого восстановлена полнота единства Русской Православной Церкви.

Церковно-государственные отношения в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви

52. Освященный Собор подчеркивает, что Русская Православная Церковь как религиозная организация не вмешивается в дела государственного управления и не подменяет собой институты светской власти. Однако Церковь и государство, во многом объединяющие одних и тех же людей, на всех уровнях призваны находиться в соработничестве, направленном на благо народа.

53. Собор выражает удовлетворение общим состоянием церковно-государственных отношений в странах канонического пространства Русской Православной Церкви, включая взаимодействие с главами государств, парламентами, правительствами, различными министерствами и ведомствами, региональными и местными органами власти. Собор особо отмечает, что со многими государственными учреждениями заключены успешно реализуемые соглашения о взаимодействии. Такую практику надлежит развивать и совершенствовать. С удовлетворением отмечено участие представителей Церкви в работе консультативных коллегиальных структур, созданных различными ветвями власти.

54. Освященный Собор считает необходимым продолжение диалога и взаимодействия с государственной властью России, Украины, Белоруссии и других стран канонического пространства Московского Патриархата для придания надлежащей значимости празднованию Дня Крещения Руси, особенно в связи с 1025-летием принятия Русью христианства. Праздник должен быть наполнен масштабными событиями, свидетельствующими о духовном единении братских народов.

55. Ряд вопросов в сфере церковно-государственных отношений требует особого внимания.

Члены Архиерейского Собора удовлетворены принятием в Российской Федерации правовых актов, обеспечивающих передачу Церкви имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Собор надеется, что эти акты будут неукоснительно исполняться на местах. Архиереям, возглавляющим митрополии, а также правящим архиереям епархий, границы которых совпадают с субъектами Российской Федерации, следует войти в диалог с региональными властями на предмет скорейшего принятия последними нормативных актов, способствующих реализации упомянутых правовых актов, принятых на федеральном уровне. Собор также с удовлетворением констатирует тот факт, что за период после Собора 2011 года в России были приняты правила предоставления поддержки за счет бюджетных средств социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное решение позволяет православным общинам, образовательным учреждениям и общественным объединениям получать субсидии на развитие своей общественно полезной деятельности из федерального или региональных бюджетов. Члены Собора считают важным обеспечение в Российской Федерации равного доступа к бюджетным средствам для государственных и негосударственных образовательных и социальных учреждений, в том числе созданных, как церковными структурами, так и мирянами. Неприемлемой является ситуация, когда церковная социальная работа, особенно направленная на помощь детям, лишенным попечения родителей, не воспринимается как органичная часть российской социальной системы и сталкивается с препятствиями, в том числе с нежеланием отдавать детей, оставшихся без родительского попечения, в церковные приюты, основной задачей которых является реабилитация, воспитание этих детей, а также подготовка их к усыновлению и подбор для них приемных семей.

Отдавая должное усилиям государственной власти Украины по сохранению межконфессионального мира, члены Собора отмечают необходимость получения Украинской Православной Церковью как религиозным объединением статуса юридического лица, придания прозрачности и эффективности системе государственной регистрации религиозных организаций, законодательной поддержки возвращения церковной собственности, лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, введения в Вооруженных Силах Украины института военного духовенства. Члены Собора с беспокойством отмечают принятие в Украине закона, предполагающего создание единого государственного демографического реестра, содержащего персональные и биометрические данные граждан Украины, в связи с которым в адрес Украинской Православной Церкви поступают многочисленные критические обращения верующих.

Члены Освященного Собора отмечают наметившиеся конструктивные тенденции в развитии общественной жизни в Республике Молдова, которые положительно отразились на миссионерском, социальном и духовно-нравственном служении Митрополии Молдовы своему народу. Вместе с тем с тревогой воспринимается принятие Парламентом Молдовы Закона об обеспечении равенства, который вызвал разделение в молдавском обществе и содержит положения, угрожающие его нравственному развитию, о чем не престает свидетельствовать полнота Православной Церкви в Молдове. Собор выражает уверенность, что благочестивый молдавский народ и впредь будет хранить нравственные истины, принесенные в мир Христом Спасителем.

Отмечая достойный уровень взаимоотношений Церкви и власти в Республике Кыргызстан, члены Собора выражают озабоченность отсутствием положительного решения вопроса о государственной регистрации епархии как религиозного объединения, высший руководящий орган которого находится за пределами страны, что соответствует многим случаям в общепринятой мировой практике.

56. Представляется недопустимой ситуация, когда оскорбление чувств верующих, осквернение почитаемых ими святынь и религиозных символов остается в ряде стран безнаказанным или влечет за собой символические штрафы. Освященный Собор обращает внимание на то, что упомянутые действия, подобно оскорблению по национальному признаку, влекут за собой тяжелейшие последствия для гражданского мира, противопоставляя друг другу значительные части общества.

57. Участившиеся нападки на Русскую Православную Церковь связаны в первую очередь с ее возросшей ролью в жизни общества. Именно это раздражает тех, кто пытается монополизировать влияние на умы и сердца людей. Свое несогласие с православным вероучением противники Церкви нередко выражают через кощунства, акты вандализма, осквернение православных святынь.

Собор призывает духовенство и всех верующих являть миру христианские добродетели словом и житием и, свидетельствуя свою преданность Христу, исполнять религиозный долг, всемерно противостоя попыткам осквернения православных святынь. Православным общественным организациям необходимо направить больше усилий на организацию всех форм мирного гражданского действия в защиту Церкви, веры и святынь. Следует также озаботиться созданием дискуссионных площадок с участием СМИ, на которых был бы представлен православный взгляд на различные аспекты общественной жизни. При этом важно помнить, что защита веры и святынь исключает проявление ненависти и нелегитимного применения силы по отношению к оппонентам. Члены Собора надеются на покаяние и исправление тех, кто встал на путь кощунственного попрания христианских святынь. Церковь скорбит об ожесточении их душ и сердец.

58. Епархиям, в которых проживают коренные малочисленные народы, совместно с Синодальным миссионерским отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества надлежит активизировать труды по поддержке этих народов, развитию в их среде христианского духовно-нравственного просвещения и воспитания. Важной видится систематизация церковно-государственного сотрудничества в данной области.

Общеправославное сотрудничество

59. Собор отмечает важность укрепления общеправославного единства, являемого через общение веры, совместную молитву, взаимную помощь и поддержку, наипаче во времена испытаний. Члены Освященного Собора приветствуют и одобряют труды, предпринимаемые в этой связи Святейшим Патриархом и Священным Синодом, особо отмечая значение состоявшихся визитов Его Святейшества в пределы Антиохийского, Иерусалимского и Болгарского Патриархатов, Кипрской и Польской Православных Церквей, а также посещений нашей Церкви Предстоятелями Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Элладской и Польской Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

60. Большое значение имело совещание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшееся 21 ноября 2011 года в Патриаршей резиденции в Московском Кремле при участии Предстоятелей Русской, Грузинской, Польской Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также официальных представителей Антиохийской, Румынской и Болгарской Православных Церквей. Освященный Собор поддерживает и одобряет выраженное на данном совещании общее убеждение в том, что все решения как в ходе подготовки Всеправославного Собора, так и на самом Соборе необходимо принимать исключительно на основе единогласного волеизъявления всех Поместных Церквей, а не большинством голосов.

61. При подготовке Всеправославного Собора нельзя не принимать во внимание критические настроения духовенства и верующего народа, их отношение к перспективам созыва Собора. Освященный Архиерейский Собор подчеркивает, что регламент и повестка дня Всеправославного Собора, принципы его формирования, протокол его богослужений и заседаний, проекты основных соборных документов должны быть предварительно согласованы всеми Поместными Православными Церквами. Иерархи Русской Церкви считают, что подготовка Всеправославного Собора должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особенной заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Члены Архиерейского Собора считают необходимым, чтобы президиум Всеправославного Собора составляли Предстоятели всех Поместных Православных Церквей и чтобы на Соборе епископат Поместных Церквей был представлен максимально полно.

62. Члены Освященного Собора выражают глубокую обеспокоенность в связи с резким ухудшением положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Собор одобряет усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода, направленные на поддержку наших братьев — христиан Ближнего Востока, испытывающих сегодня притеснения по религиозному признаку в связи с дестабилизацией политической обстановки в регионе. Исчезновение христианства в тех землях, где оно существует на протяжении двух тысячелетий и где происходили основные события Священной истории, стало бы духовной и исторической трагедией.

Защита христианского присутствия в регионе, а также прав и свобод христиан остается одним из важнейших направлений внешней церковной деятельности.

Межхристианские и межрелигиозные отношения, международная деятельность

63. Собор признает полезными совместные с христианами иных конфессий усилия, направленные на противодействие таким вызовам современности, как агрессивный секуляризм, подрыв нравственных основ личной и общественной жизни, кризис семейных ценностей, преследование и дискриминация христиан. Вместе с тем члены Собора считают невозможным диалог с теми конфессиями, которые открыто попирают библейские нравственные нормы, поэтому оправданным было приостановление двусторонних диалогов с теми протестантскими сообществами, которые узаконили «благословение» «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

64. Положительным примером межхристианского взаимодействия явилось подписание Святейшим Патриархом и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши с призывом способствовать взаимному прощению обид и уврачеванию ран прошлого, сближению перед лицом общих вызовов современного секулярного мира, созиданию мирного будущего.

65. В диалоге с инославием Русская Православная Церковь будет и далее занимать твердую позицию свидетельства о традиционных христианских ценностях, неизменно сохраняя верность нормам Священного Писания и Апостольского Предания.

66. Освященный Собор с озабоченностью отмечает расхождение подходов, проявляющееся в процессе развития общеправославно-католического богословского диалога, а также возникающие сомнения в соответствии его документов, посвященных теме соборности и первенства во Вселенской Церкви, православной вероучительной и канонической традиции. Собор выражает уверенность в необходимости сделать процедуру этого диалога более прозрачной, предусматривающей в том числе широкое обсуждение готовящихся проектов и их согласование со всей полнотой епископата Поместных Православных Церквей, с учетом особого значения принимаемых решений, а также сугубой ответственности архипастырей за хранение чистоты православной веры, за мир и единство в Церкви.

67. Члены Собора поддерживают продолжение сотрудничества с представителями иных традиционных религий, целью которого являются отстаивание права религиозного мировоззрения на присутствие в публичном пространстве, сохранение значимости нравственных ценностей в жизни общества, защита мест религиозного поклонения, противодействие терроризму, утверждение мирных отношений между народами.

68. Собор считает важным дальнейшее свидетельство всему миру о Богом данных нравственных заповедях, донесение позиции Русской Православной Церкви по актуальным вопросам современности до международных общественных и политических организаций, государственных властей и общественных институтов.

***

69. Члены Освященного Собора выражают надежду, что исполнение его решений всеми пастырями и мирянами нашей Церкви послужит наилучшему устроению ее жизни, поможет нашему свидетельству об Истине Христовой в современном мире, в котором для каждого из нас особенно важно хранить верность слову Божию и исполнять Его заповеди.

5 февраля 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архив, собранный по крупицам
Сегодня в Петербурге живет правнучка отца Иоанна Кочурова — Татьяна Игоревна Кочурова. По профессии инженер, работает в «Ленэнерго», она более 20 лет собирает фотографии, письма, документы, связанные с историей семьи Кочуровых, с судьбой отца Иоанна. К 100-летию трагической гибели своего прадеда, основываясь на этом архиве, она написала книгу «…и страдавша и погребенна… Священномученик Иоанн Царскосельский». «Я стала интересоваться историей нашей семьи, когда училась в старших классах, задавала своему дедушке, Кочурову Василию Ивановичу, вопросы о его отце. Он отвечал неохотно и очень скупо: “Мой отец был священник, расстрелян за молебен казаками Краснова в годы революции”. И все. Помню, когда его хоронили, мой отец обмолвился: “Чем жил — всё и унес с собой”». PDF-версия
13 ноября 2017 г. 15:50