iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
В армии священник нужен больше, чем автомат
Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и  Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил.  Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.    
26 января 2023 г. 14:00
История
ЦВ № 19 (344) октябрь 2006 /  9 октября 2006 г.
версия для печати версия для печати

Историческое беспамятство в траурных одеждах

Будущая российская императрица родилась в Дании — стране, замечательным образом сочетавшей в своей жизни религиозную глубину великого датского философа С.Кьеркегора и художественную мечтательность великого датского сказочника Г.-Х. Андерсена с подлинно аскетичным житейским здравомыслием поколений датских бюргеров. Эти качества, во многом преображенные ее искренней и глубокой любовью к России, Мария Федоровна навсегда сохранила в своей душе, превратившись из миниатюрной юной датской принцессы в величественную российскую императрицу, перед авторитетом которой склоняли свои головы и европейские монархи, и российские государственные деятели. Во исполнение своего порфирородного долга перед маленьким датским королевством предназначенная стать невестой престолонаследника неведомой ей тогда Российской империи цесаревича Николая Александровича, Мария Федоровна с подлинно христианским смирением приняла у его смертного одра руку его брата, нового цесаревича Александра Александровича. В истории российской монархии ХIХ века не было венценосного брака, который бы сочетал столь непохожих друг на друга внешне и внутренне супругов, но вместе с тем именно этот брак олицетворял собой то, что составляет подлинную сущность христианского брака — взаимное восполнение и преображение супругами друг друга. И лишь Всевышнему ведомо, каких усилий стоило именно императрице созидать малую церковь российских государей.

Чуть больше тринадцати лет суждено было Марии Федоровне пребывать императрицей царствующей и почти тридцать четыре года оставалась она императрицей вдовствующей. Но и последние два десятилетия существования Российской империи Мария Федоровна, как в силу авторитета, признанного за ней в государстве, так и в силу обаяния, всегда располагавшего к ней общество, продолжала занимать первое место в Империи, предназначавшееся ей не только во время парадных выходов императорской фамилии. Возможно, раньше и глубже других членов императорской семьи Мария Федоровна стала осознавать политические и духовные проблемы последнего царствования, принесшие вскоре гибель ее венценосному сыну и ставшей для нее второй родиной России.

Покидая в разгар Гражданской войны приютивший ее Крым, императрица Мария Федоровна уносила в своей душе неизбывную скорбь о страшной гибели своих сыновей и о тогда остававшейся для нее безвестной участи своих пятерых внуков. Прошли годы, прежде чем Мария Федоровна нашла силы признаться себе в том, что и пятеро ее внуков разделили страшную участь ее сыновей.

Последние одиннадцать лет жизни, проведенные императрицей Марией Федоровной вне России, были наполнены скорбной памятью о ней. России императрица отдала свою жизнь, в России пережила она свою царственную славу и жестокое гонение, Россия отняла у Марии Федоровны большую часть ее семьи и превратила императрицу на закате жизненного пути в порфирородную беженку. Погребенная по русскому православному обряду в датской лютеранской земле, императрица Мария Федоровна обрела посмертное пристанище на своей первой родине, в отличие от почти двух миллионов русских эмигрантов, разделивших ее беженскую участь и погребенных вне их единственной родины — России. И казалось бы, почти восьмидесятилетнее пребывание честных останков императрицы Марии Федоровны под сводами родного для нее русского православного храма, стоящего на столь же родной для нее датской земле, должно было предрешить их участь до самых последних времен.

Однако ныне останки императрицы упокоились в усыпальнице Петропавловского собора, рядом с могилой ее венценосного супруга императора Александра Александровича. Как будто не было в истории России семидесяти лет коммунистического режима и как будто Российская Федерация сделала свой окончательный выбор между девятисотлетней православной Россией и семидесятилетней богоборческой совдепией.

И все же происшедшее в эти дни захоронение честных останков императрицы Марии Федоровны явственно обнаруживает, что усопшая императрица продолжает иметь попечение о заблудшей России и зримо указывает ей даже через свои останки на глубокое духовное неблагополучие и вопиющее нравственное двуличие, которые возобладали в постсоветском обществе в настоящее время.

Переданный датскими королевскими гвардейцами солдатам президентского полка, обряженным в невиданную ни в российской императорской армии, ни в советских вооруженных силах парадную форму, гроб с останками императрицы Марии Федоровны оказался в стране, столицу которой украшает или, правильнее сказать, оскверняет пантеон кровавых разрушителей Российской империи, сотни улиц которой продолжают носить имена убийц членов семьи императрицы, а вопрос о реабилитации ее убиенного и канонизованного Русской Православной Церковью сына остается предметом дискуссий.

Именно в дни перезахоронения останков Марии Федоровны, когда гроб императрицы по дороге из Петергофа в Санкт-Петербург был ненадолго остановлен в любимой резиденции последних российских государей — Царском Селе, администрация этого города сообщила о решении восстановить низвергнутый почти два года назад памятник Ленина. А между тем этот памятник стоял на месте разрушенного коммунистами Екатерининского собора, являвшегося местом упокоения мощей протоиерея Иоанна Кочурова, первого священномученика, убитого большевиками. Торжественно переносившиеся в Санкт-Петербург честные останки императрицы Марии Федоровны были провезены мимо другого, по-прежнему нерушимо стоящего памятника главного цареубийцы на Московском проспекте.

Состоявшееся погребение императрицы Марии Федоровны имело статус государственных похорон, и поэтому сопровождалось подобающим для подобного случая тридцатью одним артиллерийским залпом, однако не сопровождалось исполнением государственного гимна Российской Федерации, продолжающего восприниматься в обществе если и не как гимн партии большевиков, то как гимн СССР. И здесь нельзя не задаться вопросом: способен ли объединить нас с исторической Россией такой гимн, исполнение которого представляется неуместным и даже кощунственным при обращении к памяти великих деятелей русского прошлого, идет ли речь об императрице Марии Федоровне, генерале А.И. Деникине или философе И.А. Ильине. И не унизительно ли для достоинства современной России поручение смекалистым федеральным герольдмейстерам подбирать для подобных случаев вместо государственного гимна «альтернативные» музыкальные произведения из репертуара Российской империи, как это имело место на перезахоронениях императрицы Марии Федоровны, А.И. Деникина и И.А. Ильина.

Погребение честных останков императрицы Марии Федоровны вновь продемонстрировало, что только Русская Православная Церковь сохраняет в постсоветской России очевидную духовную и культурную преемственность по отношению к историческому прошлому страны. И лишь совершение Святейшим Патриархом Алексием II с собором православного духовенства заупокойной литургии в Исаакиевском соборе, а затем совершение Предстоятелем Русской Православной Церкви заупокойной литии в усыпальнице Петропавловского собора придало погребению императрицы подобающий характер как с религиозной, так и с исторической точек зрения. Однако государственные устроители перезахоронения, видимо, стремившиеся в коммунистически ударных темпах осуществить очередную пропагандистскую акцию, умудрились повести себя бестактно и в отношении Церкви. Настояв на захоронении честных останков императрицы Марии Федоровны в усыпальнице Петропавловского собора, они полностью проигнорировали то обстоятельство, что покоящиеся в ней «екатеринбургские останки» до сих пор не признаны Русской Православной Церковью мощами царственных страстотерпцев.

Погребение императрицы Марии Федоровны именно сейчас в месте, где пребывают останки, «похожие» на святые мощи ее сына и внучек, останки, вопрос о подлинности которых еще не решен Русской Православной Церковью окончательно, представляет собой бестактность как по отношению к усопшей императрице, являвшейся чадом Русской Православной Церкви, так и по отношению к самой Русской Православной Церкви, которая в лице своего Предстоятеля, конечно, не могла не сопроводить в последний путь останки своей верной духовной дочери.

Погребение сопровождали разговоры о восстановлении исторической памяти. И даже те государственные чиновники, которые подчеркивают свое духовное и правовое преемство с разрушителями России советского периода, ненадолго переоблачились в траурные одежды православных патриотов и «отстояли» заупокойное богослужение. Но что же было главной духовной доминантой? Перезахороненная императрица осталась одна в Петропавловском соборе, продолжающим оставаться музеем, который более напоминает не храм, а лавку невостребованных древностей. А страна, не сделавшая окончательный выбор между жертвами и палачами, продолжает оставаться отчужденной от своей императрицы.
 

9 октября 2006 г.
Ключевые слова: перезахоронение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00