выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
История
Конференция собрала лучших российских историков, изучающих феномен расказачивания
28 марта 2014 г. 17:59
версия для печати версия для печати

Трагедию расказачивания обсудили ученые в Российском государственном архиве социально-политической истории

Приуроченная к 95-летию массовой кампании по расказачиванию научная конференция состоялась под эгидой Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Ее работу возглавили председатель комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил.

Накануне конференции, 25 марта, в московском Донском ставропигиальном мужском монастыре прошла поминальная служба по жертвам расказачивания. Научную же сессию конференции предварило архипастырское обращение Высокопресвященнейшего Кирилла. Как напомнил владыка, старт массовой государственной кампании по репрессиям в отношении казаков был дан 24 января 1919 года с выходом циркуляра Оргбюро ЦК ВКП(б). Этот документ прямой целью партии и большевистского правительства провозгласил массовый террор по отношению ко всем богатым казакам и казакам, так или иначе боровшимся с советской властью. Сколько жертв принесло расказачивание, до сих пор не подсчитано. Как указывает академик Игорь Шафаревич, только на Дону в результате масштабного его осуществления казаков стало меньше на полтора миллиона.

«Уничтожали казаков с максимальной жестокостью. Собрав из станиц терских казаков, красноармейцы погнали их к станции Беслан с целью депортации. По дороге охранники никак не препятствовали окрестным горцам в прямом смысле вырезать безоружных казаков. По прибытии же оказалось: места в вагонах на всех не хватает. Тогда половину арестантов расстреляли из пулемета и здесь же похоронили, - привел пример жестокого геноцида владыка Кирилл. - И теперь казачье кладбище в Беслане — рядом с другим, более новым, где покоятся жертвы теракта в школе».

Свои доклады представили д.и.н. Наталья Суханова, к.и.н. Дмитрий Рублев, д.и.н. Виктор Кондрашин, к.и.н. Владимир Громов, д.и.н. Лев Протасов и другие отечественные историки. С сообщением «О богоборческой основе социально-политических репрессий по отношению к казачеству» выступил войсковой священник Кубанского войскового казачьего общества протоиерей Сергий Овчинников.

После научной сессии в фойе на первом этаже здания архива открылась историко-документальная выставка, посвященная 95-летию начала расказачивания. В экспозиции представлены уникальные документы из фондов Российского Государственного архива социально-политической истории, в том числе фондов Политбюро ЦК ВКП (б), Донбюро РКП(б), личных фондов Ленина, Сталина, рассказывающие о становлении и реализации политики Советского государства по отношению к казачеству, «красном терроре» против казаков и сопротивлении ему, участии казачества в гражданской войне по обе стороны баррикад. Большинство экспонатов впервые демонстрируется публично. Доступ к экспозиции в течение ближайшего месяца свободный, с 11.00 до 18.00 в рабочие дни. А потом организаторы планируют показать ее в епархиях некоторых «казачьих» регионов.

Адрес Российского Государственного архива социально-политической истории: Москва, ул. Большая Дмитровка, 15.

28 марта 2014 г. 17:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи