![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
|
![]()
10 марта 2011 г. 11:14
Реформы Александра II и преобразования в России в XXI веке: факторы успеха«Великие реформы Александра II — успешный пример пути модернизации». Под таким названием в Храме Христа Спасителя состоялась конференция, посвященная 150-летию отмены крепостного права и началу преобразований в стране. О причинах успеха российских реформ в середине XIX века, превративших ее из отсталой страны в передовую державу, размышляли духовные лица, ученые и политики. Реформы без потрясений 150 лет назад, точно так же как и теперь, Россия стояла перед преобразованиями практически во всех сферах экономической и социальной жизни. К середине XIX века экономическая модель России, основанная Петром I на крепостническом труде, полностью себя исчерпала. «В ней не было заряда иновационности. Западные державы приступили к новому технологическому рывку, и Россия стала отставать», — отметил Юрий Петров, директор Института российской истории РАН. Страна находилась в кризисе. Это был не только кризис армии, как показало поражение в Крымской войне, и не только кризис экономический. Это был еще финансовый кризис, так как рухнула система серебряного денежного обращения. Это и банковский кризис, так как старая банковская система не отвечала государственным запросам и потребовалась ее ликвидации с последующим созданием нового Государственного банка. Манифест об освобождении крестьян 19 февраля 1861 года стал отправной точкой в преобразованиях страны, для которой требовался целый пакет реформ. «Это была революция сверху, — считает Вячеслав Никонов, исполнительный директор правления фонда “Русский мир”. — Царю пришлось сломить сопротивление противников, которых было большинство и в государственном аппарате, и в правящем дворянском классе». Но на стороне царя были общественное мнение и команда образованных администраторов от либералов до консерваторов, которые были не только организаторами, но и технологами преобразований: Сергей Ланской, Яков Ростовцев, Николай Милютин, Юрий Самарин, Владимир Черкасский. Реформам предшествовали региональные эксперименты, продуманность, взвешенность, постепенность. Они были увязаны друг с другом, имели общую логику и содержали два важнейших фактора: постепенность и учет национального менталитета, опыта и традиций. Миллионы бывших крепостных получили гражданские права и включались в общественную жизнь. Был принят либеральный Университетский устав. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали важнейшим государственным ресурсом. «Начался подъем торгово-промышленной деятельности, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и селами восстановились старые связи и возникли новые, — отметил митрополит Волоколамский Иларион. — Городская и земская реформы дали импульс развитию институтов гражданского общества. Земства сыграли выдающуюся роль в повышении грамотности крестьянства, в развитии сети лечебных учреждений в деревнях и селах, улучшении гигиены». К концу XIX века на Западе заговорили о русском экономическом чуде, страна решительно вошла в рыночную экономику. Промышленное производство с 60-х годов XIX века до 1914 года ежегодно увеличивалось на 5% в год. В дополнение к хлопчатобумажной промышленности — локомотиву отечественной индустриализации — возникли новые отрасли: тяжелое машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика, средства связи. «С 80-х годов по 1913 год средняя урожайность в стране поднялась в два раза. Причем прирост обеспечивали мелкие крестьянские хозяйства, которые вытесняли крупные помещичьи землевладения. По оценке западного экономиста Пола Кеннеди, Россия в начале ХХ века стала четвертой в мире по своей экономической мощи и восстановила статус политической державы», — подчеркнул Юрий Петров. За годы царствования Александра II население России выросло на 25 млн человек и достигло 90 миллионов, а за 50 лет после великих реформ — удвоилось. На одну российскую семью в России в среднем приходилось шесть детей. Перед Первой мировой войной каждый десятый житель земли проживал в пределах Российской империи. «Это был самый высокий уровень рождаемости в Европе. Наибольший прирост наблюдался в Сибири за счет миграции из европейской части России. Церковь отправляла туда своих миссионеров. Создавались новые епархии, умножались приходы. По расчетам ученого Дмитрия Менделеева, при сохранении роста населения в середине ХХ века оно должно было достигнуть цифры в 282 млн человек, а в 2000 году — 594 миллиона (сегодня население России составляет 142 млн человек. — Авт.)», — проанализировал историческую статистику владыка Иларион. «Однако нельзя забывать, что высокая рождаемость была оборотной стороной высокой детской смертности. Только половина младенцев в возрасте до одного года выживало. Треть детей до пяти лет также умирало. Это происходило из-за невысокой культуры медицины и социального обслуживания», — добавил ложку дегтя в радужную картину Юрий Петров. Ученый также уверен, что страна избежала бы трех революций, если бы Столыпинские реформы проводили в 1880 году, когда все крестьяне стали собственниками земли, расплатившись с Государственным банком. Напомним, крестьяне освобождались от крепостной зависимости без земли, она оставалась в собственности помещиков. Желая работать на земле, крестьяне должны были выкупать ее у помещиков, взяв государственную ссуду. «Это был выкуп за волю, — пояснил корреспонденту ЦВ Юрий Петров. — В сельском хозяйстве реформа задала вектор, по которому должна была развиваться российская деревня. Но решать вопрос, каким будет этот вектор, реформаторы предоставили времени и судьбе». Тем не менее даже западные ученые считают реформы Александра II успешными. Поскольку они осуществились без социального напряжения и позволили сохранить управляемость страной, что в глазах и современников, и потомков доказывает их предпочтительность. Факторы успеха Каковы же причины успеха этих реформ? Условно их можно разделить на экономические и духовные. Анализ экономических факторов представил директор Института российской истории РАН Юрий Петров. Это сильное государство, в ведение которого входило строительство железных дорог, создание казенных банков и целых отраслей промышленности (прежде всего военной). А также регулирование экономической жизни через налоговую и таможенную политику. Это иностранные инвестиции. Достаточно вспомнить, что весь Донецкий металлургический бассейн был создан на средства французских, бельгийских и английских инвесторов. Однако в общем объеме инвестиций они составляли только одну треть, две трети принадлежали русскому капиталу. И наконец, самый главный фактор — это свобода. С одной стороны, свобода крестьянина, не связанного больше никакими обязательствами перед помещиками. А с другой — освобождение фабрикантов от ренты, которую они платили помещику, пока оставались крепостными. Теперь Морозовы, Третьяковы, Рябушинские, Смирновы, Абрикосовы и др. смогли вложить эти доходы в свое дело, что особенно стало заметно на примере текстильной промышленности. О духовных причинах рассказал Святейший Патриарх Кирилл. Его Святейшество связал их с современностью, поскольку сегодня Россия снова стоит перед глобальной модернизацией своей экономической и социальной жизни. «Реформы осуществлялись с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную составляющую народа, — отметил Святейший Патриарх. — Это удачный опыт гармонизации новаторства, традиции государственного мышления и полной преданности Промыслу Божию. В манифесте есть замечательные слова: «Обращая внимание на неизбежные трудности приемлемого преобразования, мы возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России». Его Святейшество также подчеркнул, что в манифесте были намечены ориентиры, подходящие и к современным преобразованиям. Это социальная ответственность имущих перед малоимущими, забота имущих о неимущих, добровольный отказ от части преференций и материальных выгод состоятельных людей во имя общего блага. В 60-х годах XIX века правящему классу России хватило мудрости отказаться от части своих наследственных привилегий. Это опровержение тезиса, что люди часто готовы руководствоваться только своим корыстным интересом, а общество есть «баланс эгоизмов уравновешенного балансом сил». Эти реформы были призваны содействовать восстановлению социальной справедливости, обретению права на свободный труд, справедливый заработок и достойную жизнь. Известно, что удалось осуществить не всё, что задумывалось. «Но если посмотреть на любые преобразования в любой стране, то разве в полной мере осуществляются все замыслы? Жизнь всегда вносит свои коррективы. И те, кто злословил по поводу этих реформ, не понимали простой вещи: у каждого мощного движения, направленного на изменения жизни народа и общества, всегда появляется рациональное, эмоциональное и иногда встречное инерционное сопротивление, которое формируется традицией прошлых лет», — отметил Его Святейшество. Преобразования Александра II не стали мыльным пузырем, так как предусматривали теснейшую связь между правом и обязанностью, свободой и ответственностью. Христианское чувство правды Божьей, что в народе чаще всего называют совестливостью, указывает на необходимость подлинных изменений сначала в умах и сердцах людей, а затем в средствах и способах хозяйствования. В наше быстро меняющееся время то и другое должно происходить в одночасье. Мы должны менять состояние своего ума и сердца, ясно определять благородные цели и задачи и участвовать в преобразованиях. В подтверждение сказанного приведем слова из манифеста: «Самый благотворный закон не может сделать людей благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе Божьем жизнью». Справка ЦВ АЛЕКСАНДР II (1818–1881), российский император (1855–1881). Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права. На начало реформ 7/8 населения страны жило в деревне, 40% из них были крепостными (22,5 млн человек). Провел ряд реформ: Земское положение (1864) и Городовое положение (1870), Судебные уставы (1864), военные реформы (1860–1870), реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний. В Госархиве РФ хранится более 380 тыс. папок с документами периода реформ. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. На жизнь Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879, 1880). Смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким 1 марта 1881 года.
10 марта 2011 г. 11:14
Ключевые слова:
XIX век
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Сретение Господне Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Эте́рии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). Ее Перегрина`цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью. PDF-версия.
14 февраля 2021 г. 19:30
|