выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
История
Памятник Александру Второму возле Храма Христа Спасителя. Фото автора.
10 марта 2011 г. 11:14
версия для печати версия для печати

Реформы Александра II и преобразования в России в XXI веке: факторы успеха

«Великие реформы Александра II — успешный пример пути модернизации». Под таким названием в Храме Христа Спасителя состоялась конференция, посвященная 150-летию отмены крепостного права и началу преобразований в стране. О причинах успеха российских реформ в середине XIX века, превративших ее из отсталой страны в передовую державу, размышляли духовные лица, ученые и политики.

Реформы без потрясений

150 лет назад, точно так же как и теперь, Россия стояла перед преобразованиями практически во всех сферах экономической и социальной жизни. К середине XIX века экономическая модель России, основанная Петром I на крепостническом труде, полностью себя исчерпала. «В ней не было заряда иновационности. Западные державы приступили к новому технологическому рывку, и Россия стала отставать», — отметил Юрий Петров, директор Института российской истории РАН. Страна находилась в кризисе. Это был не только кризис армии, как показало поражение в Крымской войне, и не только кризис экономический. Это был еще финансовый кризис, так как рухнула система серебряного денежного обращения. Это и банковский кризис, так как старая банковская система не отвечала государственным запросам и потребовалась ее ликвидации с последующим созданием нового Государственного банка.

Манифест об освобождении крестьян 19 февраля 1861 года стал отправной точкой в преобразованиях страны, для которой требовался целый пакет реформ. «Это была революция сверху, — считает Вячеслав Никонов, исполнительный директор правления фонда “Русский мир”. — Царю пришлось сломить сопротивление противников, которых было большинство и в государственном аппарате, и в правящем дворянском классе». Но на стороне царя были общественное мнение и команда образованных администраторов от либералов до консерваторов, которые были не только организаторами, но и технологами преобразований: Сергей Ланской, Яков Ростовцев, Николай Милютин, Юрий Самарин, Владимир Черкасский. Реформам предшествовали региональные эксперименты, продуманность, взвешенность, постепенность. Они были увязаны друг с другом, имели общую логику и содержали два важнейших фактора: постепенность и учет национального менталитета, опыта и традиций.

Миллионы бывших крепостных получили гражданские права и включались в общественную жизнь. Был принят либеральный Университетский устав. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали важнейшим государственным ресурсом. «Начался подъем торгово-промышленной деятельности, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и селами восстановились старые связи и возникли новые, — отметил митрополит Волоколамский Иларион. — Городская и земская реформы дали импульс развитию институтов гражданского общества. Земства сыграли выдающуюся роль в повышении грамотности крестьянства, в развитии сети лечебных учреждений в деревнях и селах, улучшении гигиены».

К концу XIX века на Западе заговорили о русском экономическом чуде, страна решительно вошла в рыночную экономику. Промышленное производство с 60-х годов XIX века до 1914 года ежегодно увеличивалось на 5% в год. В дополнение к хлопчатобумажной промышленности — локомотиву отечественной индустриализации — возникли новые отрасли: тяжелое машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика, средства связи.

«С 80-х годов по 1913 год средняя урожайность в стране поднялась в два раза. Причем прирост обеспечивали мелкие крестьянские хозяйства, которые вытесняли крупные помещичьи землевладения. По оценке западного экономиста Пола Кеннеди, Россия в начале ХХ века стала четвертой в мире по своей экономической мощи и восстановила статус политической державы», — подчеркнул Юрий Петров.

За годы царствования Александра II население России выросло на 25 млн человек и достигло 90 миллионов, а за 50 лет после великих реформ — удвоилось. На одну российскую семью в России в среднем приходилось шесть детей. Перед Первой мировой войной каждый десятый житель земли проживал в пределах Российской империи.

«Это был самый высокий уровень рождаемости в Европе. Наибольший прирост наблюдался в Сибири за счет миграции из европейской части России. Церковь отправляла туда своих миссионеров. Создавались новые епархии, умножались приходы. По расчетам ученого Дмитрия Менделеева, при сохранении роста населения в середине ХХ века оно должно было достигнуть цифры в 282 млн человек, а в 2000 году — 594 миллиона (сегодня население России составляет 142 млн человек. — Авт.)», — проанализировал историческую статистику владыка Иларион.

«Однако нельзя забывать, что высокая рождаемость была оборотной стороной высокой детской смертности. Только половина младенцев в возрасте до одного года выживало. Треть детей до пяти лет также умирало. Это происходило из-за невысокой культуры медицины и социального обслуживания», — добавил ложку дегтя в радужную картину Юрий Петров. Ученый также уверен, что страна избежала бы трех революций, если бы Столыпинские реформы проводили в 1880 году, когда все крестьяне стали собственниками земли, расплатившись с Государственным банком. Напомним, крестьяне освобождались от крепостной зависимости без земли, она оставалась в собственности помещиков. Желая работать на земле, крестьяне должны были выкупать ее у помещиков, взяв государственную ссуду. «Это был выкуп за волю, — пояснил корреспонденту ЦВ Юрий Петров. — В сельском хозяйстве реформа задала вектор, по которому должна была развиваться российская деревня. Но решать вопрос, каким будет этот вектор, реформаторы предоставили времени и судьбе». Тем не менее даже западные ученые считают реформы Александра II успешными. Поскольку они осуществились без социального напряжения и позволили сохранить управляемость страной, что в глазах и современников, и потомков доказывает их предпочтительность.

Факторы успеха

Каковы же причины успеха этих реформ? Условно их можно разделить на экономические и духовные. Анализ экономических факторов представил директор Института российской истории РАН Юрий Петров. Это сильное государство, в ведение которого входило строительство железных дорог, создание казенных банков и целых отраслей промышленности (прежде всего военной). А также регулирование экономической жизни через налоговую и таможенную политику. Это иностранные инвестиции. Достаточно вспомнить, что весь Донецкий металлургический бассейн был создан на средства французских, бельгийских и английских инвесторов. Однако в общем объеме инвестиций они составляли только одну треть, две трети принадлежали русскому капиталу. И наконец, самый главный фактор — это свобода. С одной стороны, свобода крестьянина, не связанного больше никакими обязательствами перед помещиками. А с другой — освобождение фабрикантов от ренты, которую они платили помещику, пока оставались крепостными. Теперь Морозовы, Третьяковы, Рябушинские, Смирновы, Абрикосовы и др. смогли вложить эти доходы в свое дело, что особенно стало заметно на примере текстильной промышленности.

О духовных причинах рассказал Святейший Патриарх Кирилл. Его Святейшество связал их с современностью, поскольку сегодня Россия снова стоит перед глобальной модернизацией своей экономической и социальной жизни.

«Реформы осуществлялись с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную составляющую народа, — отметил Святейший Патриарх. — Это удачный опыт гармонизации новаторства, традиции государственного мышления и полной преданности Промыслу Божию. В манифесте есть замечательные слова: «Обращая внимание на неизбежные трудности приемлемого преобразования, мы возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России».

Его Святейшество также подчеркнул, что в манифесте были намечены ориентиры, подходящие и к современным преобразованиям. Это социальная ответственность имущих перед малоимущими, забота имущих о неимущих, добровольный отказ от части преференций и материальных выгод состоятельных людей во имя общего блага.

В 60-х годах XIX века правящему классу России хватило мудрости отказаться от части своих наследственных привилегий. Это опровержение тезиса, что люди часто готовы руководствоваться только своим корыстным интересом, а общество есть «баланс эгоизмов уравновешенного балансом сил».

Эти реформы были призваны содействовать восстановлению социальной справедливости, обретению права на свободный труд, справедливый заработок и достойную жизнь. Известно, что удалось осуществить не всё, что задумывалось. «Но если посмотреть на любые преобразования в любой стране, то разве в полной мере осуществляются все замыслы? Жизнь всегда вносит свои коррективы. И те, кто злословил по поводу этих реформ, не понимали простой вещи: у каждого мощного движения, направленного на изменения жизни народа и общества, всегда появляется рациональное, эмоциональное и иногда встречное инерционное сопротивление, которое формируется традицией прошлых лет», — отметил Его Святейшество.

Преобразования Александра II не стали мыльным пузырем, так как предусматривали теснейшую связь между правом и обязанностью, свободой и ответственностью. Христианское чувство правды Божьей, что в народе чаще всего называют совестливостью, указывает на необходимость подлинных изменений сначала в умах и сердцах людей, а затем в средствах и способах хозяйствования.

В наше быстро меняющееся время то и другое должно происходить в одночасье. Мы должны менять состояние своего ума и сердца, ясно определять благородные цели и задачи и участвовать в преобразованиях. В подтверждение сказанного приведем слова из манифеста: «Самый благотворный закон не может сделать людей благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе Божьем жизнью».

Справка ЦВ

АЛЕКСАНДР II (1818–1881), российский император (1855–1881). Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права. На начало реформ 7/8 населения страны жило в деревне, 40% из них были крепостными (22,5 млн человек). Провел ряд реформ: Земское положение (1864) и Городовое положение (1870), Судебные уставы (1864), военные реформы (1860–1870), реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний. В Госархиве РФ хранится более 380 тыс. папок с документами периода реформ. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. На жизнь Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879, 1880). Смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким 1 марта 1881 года.

10 марта 2011 г. 11:14
Ключевые слова: XIX век
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00