выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
История
Георгиевское знамя лейб-гвардии Финляндского полка (копия)
4 ноября 2020 г.
версия для печати версия для печати

В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны

«ТО, ЧТО Я ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ»: К 100-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И РУССКОГО ИСХОДА

Где: Москва, Тверская ул., 21. Когда: до 20 декабря

В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.

Среди премьер публичной экспозиции – боевое Георгиевское знамя лейб-гвардии Финляндского полка, эвакуированное из Севастополя самим Слащевым при сдаче Крыма и перевезенное им на ледоколе «Илья Муромец» в Галлиполи (Турция), а уже после окончания Великой Отечественной войны переданное потомками эмигрантов в советское посольство в Париже (копия хранящегося в фондах Центрального музея вооруженных сил оригинала, но от этого не менее ценная), и текст написанного в 1943 году Вертинским в Шанхае Вячеславу Молотову письма с просьбой о возвращении на Родину. Петербургский Казанский кафедральный собор передал для экспонирования свою историческую регалию – кормовой Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец», под которым русская эскадра в 1920 году уходила на чужбину и который позднее служил завесой на Царских вратах в Александро-Невском храме в тунисской Бизерте.

Что же касается документального ряда экспозиции, он получился гармонично добротным и подчеркнуто нейтральным, без малейшего политического окраса, увы, почти всегда сопутствующего заявленной теме даже спустя столетие. Не нарушают это впечатление и отрывки из художественных фильмов «Служили два товарища», «Бег» и «Солнечный удар», демонстрируемые на выставке.

4 ноября 2020 г.
Ключевые слова: выставка, диаспора, документы
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи