Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков (штатных священнослужителей было еще меньше - 30). Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
Находившаяся под тяжелейшим гнетом тоталитарного репрессивного механизма Церковь, тем не менее, сразу встала на защиту Родины. Не стали исключением верующие и духовенство северной столицы. Одни только храмы Ленинграда за годы войны внесли в фонд обороны 12 миллионов рублей. Диакон Спасо-Преображенского собора Лев Егоровский сдал на нужды обороны свыше 20 тыс. рублей, за что был удостоен подписанной лично верховным главнокомандующим благодарственной почетной грамоты. Из собственных запасов муки, заготовленной в подвалах этого храма для просфор, причт начал печь хлеб и раздавать его сотням жителей окрестных домов (притом что сам настоятель протопресвитер Алексий Абакумов скончался 19 декабря 1941г.) Приход Никольской церкви на Большеохтинском кладбище выращивал капусту на небольшом загородном огороде, а урожай бесплатно раздавал осенью 1942 года...
Небольшие крупицы документальных сведений доносят до нас и факты прямого участия Церкви в борьбе с фашистскими захватчиками. Конечно, штатное духовенство в РККА представить невозможно. Но в Ленинграде — городе с устремленной ввысь архитектурой, где великое множество господствующих градостроительных доминант — колокольни зачастую использовались в качестве постов ПВО. Обязанности же наблюдателей там исполняли священно- и церковнослужители. Так, постом ПВО Князь-Владимирского собора руководил архимандрит (впоследствии епископ) Владимир (Кобец). Кстати, этот храм на Петроградской стороне включился в общенародную борьбу с врагом едва ли не первым в городе. Здесь уже летом 1941 года предложили возобновить деятельность приходского госпиталя, существовавшего на средства собора еще во время Первой мировой войны, и выделили на эти цели 700 тысяч рублей. Власти открытие подобного госпиталя возможным не посчитали, но от предложенных денег не отказались.
Отдельная — пожалуй, самая волнующая — тема выставки связана с находками поисковых отрядов, работающих в наши дни в местах жестоких боев под Ленинградом. Эти экспонаты предоставил музей церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул. Ведущаяся под личным попечением настоятеля этого храма протоиерея Вячеслава Харинова поисковая деятельность приносит результаты ежегодно. Вот и здесь представлены найденные на телах погибших нательные кресты (большей частью самодельные). А на груди одного солдата под шинелью обнаружили даже напрестольный крест, с которым тот принял последний бой! Теперь о. Вячеслав использует эту святыню при отпевании во время перезахоронения обнаруживаемых останков...
И рядом — Казанская икона Божией Матери из собрания того же приходского музея, у которой совсем иная судьба. Ее крестьянка деревни Краниково на Брянщине подарила немецкому солдату в ответ на поистине царский для июня 1943 года презент — трехкилограммовый мешок соли. Доживший до окончания войны солдат бережно хранил этот образ. В 1971 году после его кончины родственники через консула ФРГ в Ленинграде передали его в ленинградский храм. Поистине чудесная история, красноречивее некуда свидетельствующая как об абсурдности и абсолютном зле самой войны, как и том, что даже в ее пекле можно не растерять лучшие человеческие качества...
Выставка открыта до 14 июля ежедневно кроме среды. Адрес: Почтамтская ул., 14.